Выступление на педсовете Внедрение ИКТ в образовательный процесс
В условиях модернизации образования, когда в качестве основной задачи выдвигается обеспечение устойчивости его развития, одним из главных ресурсов такого развития становится педагог, способный быть субъектом изменений в образовании и работать в условиях перемен. Радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессиональной компетентности, к уровню его профессионализма.
Наш дворец современен, оборудован в соответствии, с современными требованиями, предъявляемыми к образовательному учреждению.
Современный педагог должен активно использовать в своей профессиональной деятельности все технические средства, которыми оборудован Дворец; постоянно совершенствовать свое мастерство.
Информационная компетентность педагога рассматривается как часть профессиональной компетентности педагога, является необходимым звеном образовательной деятельности педагогов, качественной характеристикой информационного аспекта научно-образовательной деятельности. Информационная компетентность педагога выражается в наличии комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
По мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых (Кузнецов А.А., Краевский В.В., Лебедев О.Е., Равен Дж., Семенов А.Л. и др.) возрастает значимость информационной компетентности педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательное пространство. От того, насколько качественно будут подготовлены педагогические кадры, насколько «свободно» они будут применять средства информационных и коммуникационных технологий, в учебном процессе, зависит, в большой степени, будущее всего мирового социума.
Информационная компетенция педагога включает в себя освоение следующего опыта:
опыта познавательной деятельности в области информационных технологий;
опыта осуществления способов информационной деятельности в своей предметной области (решение методических, проектных, модельных задач с использованием информационных технологий) в форме действий по алгоритму;
опыта творческой деятельности в сфере профессионально-ориентированных информационных технологий – в форме умения принимать эффективные педагогические решения в учебных ситуациях;
опыта формирования ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в педагогической деятельности.
Степень развития информационной компетенции определяется параметрами:
информационным - знание методов работы с информацией, интерес к работе с информационными технологиями;
технологическим - применение информационных знаний и умений в профессиональной деятельности, выбор программных и аппаратных средств для обработки данных;
результативным - создание новых педагогических информационных продуктов (модели, учебные и учебно-методические пособия, аналитические отчеты, педагогические проекты, поурочные разработки, планы-конспекты и др.)
Современные информационные компетенции включают:
технологическую грамотность – способность использовать новые средства для эффективного получения и передачи информации;
информационную грамотность – способность находить, организовывать, отбирать, обрабатывать и использовать информацию;
медиакомпетенцию – способность производить и распространять контент в произвольном формате любым аудиториям;
критическое мышление – способность критически оценивать достоверность информации, формировать на этой основе правильные выводы;
информационную этику – способность соблюдать нормы социальной ответственности и нравственного поведения в информационно-коммуникационном процессе.
Одним из важных показателей информационной компетенции является владение информационно-коммуникационными технологиями. Обычно при исследовании проблем формирования конкретной компетентности выделяются три уровня владения информационными компетенциями:
базовый - на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение информационных технологий на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представление информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами);технологический (на данном уровне информационные технологии становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.);практический (профессиональный) - на данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.
Кроме того, в целом процесс формирования у педагогов информационных компетенций должен представлять собой комплексную систему регулярной методической поддержки педагогов в области применения информационных технологий в образовательном процессе, включая сетевую инфраструктуру поддержки инновационной деятельности педагогов и учебной деятельности обучающихся, которая могла бы объединить (координировать) следующие процессы: непрерывное повышение квалификации педагогов в области использования информационных технологий в обучении, поддержка их мотивации к образованию и самообразованию средствами информационных технологий; программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов учреждений профессионального образования, предоставление доступа к Интернету; информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием информационных технологий.
Внедрение ИКТ в работе художественно-эстетического отдела:
электронный оборот документов отдела по средствам работы с flash-носителями, электронной почтой, обмена в соц.сетях; совместное участие учащихся в интернет конкурсах и олимпиадах;
Всероссийские конкурсы «Школа безопасности», «В мире сказок», «Мир вокруг нас. Домашние животные», Олимпиады проектов «Ростконкурс», «Интоолимп», «Центр «Идея»
совместное участие педагогов дополнительного образования в интернет конкурсах, олимпиадах, методических копилках;
Ввиду малого количества очных конкурсов профессионального мастерства для педагогов дополнительного образования, организуется участие в Интернет конкурсах по различным направлениям педагогической деятельности - «Вестник педагога», «Росконкурс», «Лидер», «Педразвитие», «Продленка» и д.р.
публикации в средствах массовой информации методических разработок;
Совершенно бесплатно можно опубликовать свой методический материал и получить свидетельство о публикации на сайтах https://infourok.ru/ и http://nsportal.ru/ . За небольшую стоимость получить свидетельство о публикации можно на портале «Центр «Идея», Завуч.инфоСоздание персональных сайтов педагогов
В планах активнее внедрять участие в семинарах, вебинарах, повышение квалификации, участие в работе жюри различных конкурсов