Конспект индивидуального занятия Автоматизация звука Р


Тема: Автоматизация звука [Р].
Оборудование: герой Буратино, картинки для выкладывания предметов по образцу, предметные картинки со звуком [Р], домик для определения места звука в слове, мяч спички.
Программное содержание:
Задачи: а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; продолжать учить определять место звука [Р] в слове, образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных, согласовывать числительное с существительным, подбирать правильно рифмующие слова в предложения;б) коррекционная: развивать артикуляционный аппарат; умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках; определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]; фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, моторику;в) воспитательная: воспитывать желание и стремление помочь другу; интерес достижения результата от выполненной работы.
Предварительная работа: проводилась артикуляционная гимнастика, постановка звука, автоматизация звука в слогах, словах, предложениях; работа по определению позиции звука в словах, усвоению уменьшительно-ласкательной формы существительных, согласованию числительных с существительными.
План занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.2. Повторение артикуляции звука [Р].3. Развитие мелкой моторики.4. Повторение чистоговорок.5. Работа с предметными картинками:а) «Назови слово и определи место звука»;б) «Назови ласково»;в) «Посчитай».6. Физкультминутка.7. Игра с мячом «Закончи слово».8. Игра «Путаница».
III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие.
Тарарам, тарарам,Кто спешит в гости к нам?Этот мальчик- друг ребят,С ним встрече каждый будет рад!-Вот наш гость- Буратино. Он очень расстроен. Его друзья умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Буратино еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук. А для этого ты очень старался и долго тренировался.

Предназначена цементная стяжка Убо для устройства в жилых и общественных зданиях.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика.- Для того, чтобы быстрее научиться произносить звук [Р], нужно запомнить и правильно выполнять следующие упражнения:- «Чашечка»- 5 сек.- «Грибок»- 5 сек.- «Маляр»- 5 раз.- «Вкусное варенье»- 5 раз.- «Лошадка»- 5 раз.- «Мотор»- 5-7 раз.- «Барабанщики»- 5-7 раз.
2. Повторение артикуляции звука [Р]:- Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.- Расскажи Буратино о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р].(Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
3. Развитие мелкой моторики.Упражнение «Выложи по образцу».- Буратино принес картинки. Посмотри и назови предметы, которые на них нарисованы. Выложи из спичек по образцу.(Картинки: оранжевая морковь, красный забор, черная ракета).
4. Повторение чистоговорок.Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьЧистоговорки внятно,Чтоб было всем понятно.-Научим Буратино произносить чистоговорки со звуком [Р].РА-РА-РА- РУ-РУ-РУ-рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.
РО-РО-РО- РЫ-РЫ-РЫ-Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.
АР-АР-АР- УР-УР-УР-Рома пошел на базар. Валера тянет шнур.
ОР-ОР-ОР- ЫР-ЫР-ЫР-На полу лежит ковер. На кармане много дыр.
5. Работа с предметными картинками.а) «Назови слово и определи место звука».-Наш гость принес конверт с картинками.-Назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первое окошко (и т.д.)(Предметные картинки: ракета, рубашка, рыба, роза, барабан, фартук, арбуз, кровать, трамвай, светофор, помидор).б) «Назови ласково».-Преврати эти слова- предметы в маленькие(назови ласково). Например: ракетка, розочка и т.д.в) «Посчитай».-А теперь посчитай такие предметы: ракета, барабан, рубашка (одна ракета, две ракеты,… пять ракет и т.д.).
6. Физкультминутка.-Посмотри, Буратино немного повеселел. Но еще одна беда - он потерял свой золотой ключик.-Пока мы будем искать ключик, он придумает интересную игру.«Буратино» (Ребенок выполняет соответствующие движения).
Буратино потянулся,Раз - нагнулся,Два - нагнулся,Руки в стороны развел,Ключик видно не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.
7. Игра с мячом «Закончи слово».-Вот такую игру придумал Буратино:РА-РА-РАНачинается игра.Я прошу со слогом РАМне помочь назвать слова!-Я начинаю слово, а ты добавь РА:ко-ра, иг-ра, но-ра, у-ра.
РО-РО-РОТы закончи слогом РО:вед-ро, доб-ро, пе-ро, сереб-ро.
А теперь договориТы слова со слогом РЫ:вет-ры, го-ры, кома-ры, топо-ры.
8. Игра «Путаница».- И еще одна игра: поправь меня, если я перепутаю слова в конце предложений.* Расцвели на клумбе козы,В огород забрались розы.* Ползает у речки мак,Расцветает в поле рак.* На конверт наклею маску,На лицо надену марку.* Я возьму от сыра кошку,Угощу я нашу корку.
III. Подведение итогов.
-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил Буратино. Наш гость тебе благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р]