Психологические особенности переходного периода учащихся школы в 5 класс


HYPERLINK "http://www.vashpsixolog.ru/teenager/105-adaptation-of-a-5-class/148-psychological-characteristics-of-the-transition-of-students-from-elementary-school-to-grade-5" Психологические особенности переходного периода учащихся из начальной школы в 5 класс
Подросток - Адаптация в 5 классе
left000Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст – этап находящийся между детством и юностью, охватывает период с 10 – 11 лет до 13 – 14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование –  становление нового уровня самосознания. «Я – концепции» . (образ себя)
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономность, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
-Время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.
Особенности поведения младшего подростка:
Симптомы, которые являются нормой для развития:
•Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко;
•Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний;
•Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»;
•Поведение и эмоции относительно легко поддаются коррекции;
• Адаптационный период в 5 классе
Новые условия обучения и воспитания:
-Новое здание и разные кабинеты
-Новый классный руководитель и учителя – предметники
-Разные требования, стиль и методика обучения на уроках
-Большой поток информации
-Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы.
-Новый коллектив сверстников
-Новые правила и нормы поведения
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
•Имеют достаточный уровень интеллектуального развития;
•Умеет работать самостоятельно;
•Умеет планировать свои действия;
•Умеет контролировать свои действия и оценивать результат своей работы;
•Умеет строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
•Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью;
•Кто не делает трагедии из школьной оценки;
Основные задачи в период адаптации к 5 классу:
•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;
•Формирование умения учиться в новых условиях;
•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;
•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
•Развитие ответственности и самостоятельности.
•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства.
•Развитие эмпатии.
•Адаптационный период
Желания детей: хорошо учиться, радовать своими успехами взрослых, ждут в новых условиях более интересной школьной жизни и новых положительных впечатлений.
Новые условия влияют на изменения в поведении и психике ребёнка (в первое время):•Возрастает тревожность;•Снижается работоспособность;•Повышается робость или напортив «развязность»;•Проявление неорганизованности и забывчивости;•Заболевания носят психосоматический характер;•Появляется чувство страха и неуверенности в ситуации несоответствия прежним достижениям или ожиданиям родителей;Причины трудностей в учении:•Недостатки учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов;–значительные пробелы в знаниях;–несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков.•Преимущественно эмоциональное отношение к учебному предмету. Слишком сильные и слишком длительные как позитивные, так и отрицательные эмоции могут вызывать:–эмоциональную усталость;–раздражительность;–капризность;–скандалы и плачь и т.д.Причины трудностей в учении:•Несформированность необходимых мыслительных действий и операций – анализа и синтеза, плохого речевого развития, недостатки внимания и памяти:•Формализм в усвоении знанийПричины трудностей в учении:•Неуспеваемость так же может быть связана с особенностями учебной мотивации (мотив достижения успеха и мотив избегания неудач);•Слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, невозможность заставить себя постоянно заниматься.Причины и следствие неполной адаптацииПричины:•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.Следствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;•Чувство беспомощности и обиды;•Формируется мотив избегания неудач;•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;•Формирование чувства неполноценности.•Проявление асоциальных форм поведения (демонстративность, закрытость, агрессия, импульсивность, раздражительность, обидчивость нарушение правил поведения или полное их игнорирование и т.д.)Рекомендации родителям в период адаптации к 5 классу.•Следить за здоровьем!•Проявлять искренний интерес к школьным делам ребёнка.•Неформальное общение в доброжелательной обстановке.•Не требовать в первое время от ребёнка прежних результатов.•Не наказывать и не унижать достоинства ребёнка ни словесно, ни физически.•Не сравнивать и не ругать ребёнка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников.•Не применять таких мер наказания, которые препятствуют формированию положительных эмоций и чувства удовольствия.•Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей.•Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно.•Поддерживать своего ребёнка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях.•Проявляйте терпение, выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!Психолог гимназии № 12 г.Минск Парахневич Г.Л