Сценарий торжественного праздника ко Дню Независимости Республики Казахстан
Сценарий торжественного праздника, посвящённого Дню Независимости Республики Казахстан
Оформление:
фрагмент карты мира, с выделенной на нем картой Казахстана; символы государственной власти (герб, флаг); лозунги Республики Казахстан; выставка книг и периодических изданий; выставка рисунков на тему «Моя родина – Казахстан»; стенд с фотографиями, отображающими различные стороны жизни республики. Если есть возможность, сделать (из картона, проволоки) макет шанырака и протянуть от него в разные стороны зала ленты, как бы объединяющие всех присутствующих.
Музыкальное оформление:
фонограммы кюев Курмангазы «Сары арKа», «Адай»; М.Утемисова «ЖорыK кюй»; казахских народных песен «Елім-ай» и «€й б™пем»; русской народной песни «Ни что в поле не колышется»; песни Т.Мухамеджанова и У.Есдаулетова «Заман-ай»; песни Б.Шукенова «Отан–Ана»; тема «Нашествия» из 7-ой симфонии Д.Шостаковича; государственного Гимна Казахстана. Могут быть использованы песни Ш. Калдаякова и Ж. Нажимединова «МеніS JазаKстаным»; Н.Назарбаева и Б.Тлеуханова «^ш Kонырым» и «Елім меніS».
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня, в преддверии праздника, мы собрались, чтобы отметить День Независимости Республики Казахстан. Двадцать лет назад на карте мира появилось название – Республика Казахстан. Новое имя украсило древнюю страну, раскинувшуюся на широких просторах Евразийских степей.
Чтец 3: Она велика
От Алтая до Каспия,
Она широка,
Как народа душа.
Она же – Европа,
Она же и Азия,
И волны Урала,
И всплеск Иртыша.
Чтец4: Родная земля –
Молодая и древняя, -
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев я,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Чтец 5: Есть все у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я – твой хозяин,
И твой Человек! (Айбергенов «Моя страна»)
Ведущий 2: Поистине велика казахстанская земля. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие более 120 национальностей. Но сколько бедствий и страданий довелось испытать народу! В глубь веков уходят корни борьбы за независимость – мечту великой Степи, помнящей на своем веку и звездные часы кочевой цивилизации, и коренную ломку устоев жизни в XX веке, и все же, наконец, выбравшей собственный путь развития.
Чтец 1: Знай о крае своем родном,
Знай про степи, реки, хребты.
О давно ушедшем, былом,
Знай о том, что не видел ты.
Чтец 2: Знай о том, как много веков
Край родной был в оковах тьмы,
Как, теряя последний кров,
Мерзли и голодали мы.
Чтец 3: Знай о том, что мечтал народ,
Избавленья искал от бед.
Как в надежде, что ночь пройдет,
Замирая, встречал рассвет.
Чтец 1: Знай о крае своем родном,
Знай про степи, реки, хребты.
О давно ушедшем, былом,
Знай о том, что не видел ты.
(А.Дуйсенбиев «Родной край»)
(Фонограмма топота коней, шума битвы)
Ведущий 3: Пять тысяч лет назад Основатель Великой Персии Кир, завоеватель Мидии, Вавилона и Египта, переправив через Сырдарью свои неисчислимые войска, перед битвой с массагетами, древними предками казахов, предложил их царице Томирис покориться и выйти за него замуж, иначе прольется много крови. Красавица царица поняла, что Кир хочет захватить царство массагетов, ответила Царю царей отказом.
(На фоне фонограммы кюя Курмангазы «Адай». Можно использовать видеоклип А.Енсепова)
Ведущий 4: По преданию, переданному «отцом истории» Геродотом, персы во главе с царем Киром вступили на массагетские земли, и осуществили свой коварный план. Они выставили против массагетов небольшое войско из слабых и больных солдат, а главное войско отошло и затаилось. В своем ложном лагере персы расставили множество столов с изысканными яствами и винами.
Ведущий 5: Третья часть армии кочевников напала на персидский стан, уничтожила слабосильных воинов, и, охмеленная легкой победой, села пировать. Тогда пришли персы, перебили почти всех захмелевших массагетов и многих захватили в плен. В числе пленных оказался и предводитель массагетов Спаргапис, сын царицы Томирис.
Ведущий 6: Узнав об участи своего войска и сына, Томирис отправила вестника к Киру со словами:
Участница (в образе Томирис): «Кровожадный Кир! Не кичись этим своим подвигом. Плодом виноградной лозы, которая и вас также лишает рассудка, когда вино бросается в голову Так вот послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру-поздорову из моей земли Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом Солнца, владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты не был ненасытен»
Ведущий 1: Гордые массагеты не пустили захватчиков на свои земли. Томирис дала бой, в котором пало почти все персидское войско. Отыскав среди павших тело Кира, она велела утопить его голову в кожаном мешке, наполненном кровью персидских воинов: «Нельзя взять в жены целый народ. Ты хотел крови – вот она!»
Звучит кюй на домбре
Ведущий 2: Шло время. Мчались годы, проплывали столетия. Катилось колесо истории. Но во все времена такие понятия как отчизна, родной очаг, пращуры и потомки – даже маленькие дети хорошо понимали. Молодые джигиты знали, любили и защищали Родину, берегли ее традиции.
Чтец 1: В тиши, в уединении лугов,
Я слышу отзвук жизни дальней.
Звенит кобыз – наследие отцов,
Волнует кровь своим звучаньем.
Чтец 2 Здесь мудрый страж Коркыт-ата
Слагал волнующие гимны
Про жизнь батыров, подвиги сынов
И воспевал полет орлиный.
Чтец3: И легкий трепет струн Курмангазы
Доносит ветер вольных странствий,
Аксак- Кулана долгий бег,
Как миг звезды упавшей яркий.
Чтец 4 И мчится конь, его не остановишь,
Развеял гриву яростным ветрам.
О, степь моя, каких еще батыров
Подаришь ты грядущим временам?
Ведущий 3: В результате самоотверженной, упорной борьбы наши далекие предки сумели сохранить не только свою целостность и единство, но и создать в XV веке сильное Казахское ханство. Однако этому независимому государству приходилось не раз отстаивать мир и спокойствие. Слишком многие покушались на его бескрайнее богатое пространство.
Чтец: Враг хлынет, будто двойной поток,
Стрела вонзится иглою в бок,
Забьется кровь, как полыни пучок,
Прольется кровь, как речная вода,
В степи ковыльной, сражаясь тогда,
Жизни батыр не жалеет!
Исполняется казахский танец
Ведущий 4: Освобожденная земля предков стала очагом и приютом многих обездоленных людей. С конца XVII века в долинах реки Бухтармы образовались первые русские поселения. Здесь селились беглые крестьяне из центральных губерний России. Они искали и нашли на земле казахов убежище от политического, экономического, религиозного гнета царского самодержавия.
Ведущий 5: Спасаясь от рабства и физического истребления Цинской династии сотни тысяч семей уйгуров, дунган перешли на территорию Казахстана и пустили корни на новом месте, образовав более ста поселений, занимаясь, в основном, земледелием.
Чтец 1: Когда пришел сюда он
в эти степи, -
нашел прием он теплый и
приют.
Чтец 2 И начал жить –
в великой дружбе с теми,
кто трудно жил
под кровом юрт.
Чтец 3: Казахом он по-братски был привечен,
не чувствовал себя
как пришлый гость.
Чтец 4: И голос его звонкий был замечен:
шагал мой брат по жизни
во весь рост!
(К.Вельц «Мой Казахстан»)
Ведущий 6: Так в совместном труде, преодолении трудностей и невзгод рождалась дружба. Недаром в народе говорят, что хлебу нужны не только дождь и лучи солнца, но и тепло человеческих рук! Всем хватало места и для всех у казахов нашлось много мудрых слов:
«Коня оценивай по стати,
по чутким трепетным ушам,
а человека не по платью, -
какая у него душа!» (Махамбет)
Ведущий: Закончить нашу торжественную линейку, посвящённую Дню независимости, мы хотим словами древнего пожелания казахов, положенного в основу государственного герба: “Пусть будет высоким твой шанырак, широкими твои стены и прочной основа твоего дома”.
15