Проект «Веков связующая нить»
ГУ «Урицкая средняя школа отдела образования акимата
Сарыкольского района»
Автор Колесникова И.Е.
/учитель начальных классов/
Сарыколь 2011
Название проекта: Веков связующая нить.
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса
Цель проекта: Создание условий для эмоционально-положительного
восприятия культурного наследия казахского народа.
Задачи проекта:
Использование ИКТ в формировании мотивационной сферы учащихся;
Расширять представление учащихся о направлениях культуры казахского народа;
Познакомить с традициями казахского народа;
Формировать представление о профессиональной деятельности археолога и науки археологии как таковой;
Развить представления о многообразии народной художественной культуры, объединяющей устное слово, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство.
Прививать интерес к познанию культурного наследия казахского народа.
Форма реализации: Работа в урочном пространстве по типу
педмастерской.
Сроки реализации проекта: 26 апреля в рамках конкурса «Учитель года 2011»
Условия реализации проекта: проводится в школьном кабинете,
оснащенном интерактивным
оборудованием,
продолжительность 1ч 30 мин
Методическое, информационно-технологическое обеспечение:
Технологическая карта проекта, составленная на основе изучения методической литературы, сбора и обработки информации о культурном наследии казахского народа;
Классическая презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint 2003;
Использование в уроке проектов, созданных программами:
Windows Movie Maker, PockedDivXEncoder (0.3. 60) exe.;
Используемые ресурсы Интернета:
Интерактивные презентации на сайте viki.rdf.ru Видеоролики;
Флипчарт к уроку;
Программа Skyp
Использование техники учения из курса «Культура умственного труда»
Аудиозаписи казахского национального фольклора.
Исполнители и участники проекта:
Учителя начальной школы, учителя казахского языка
Ученики 2 класса
Родители
Ожидаемый результат:
Эмоционально-положительное восприятие национальной культуры казахского народа;
У учащихся будут сформированы представления об особенностях культуры казахского народа;
Будут созданы основы для понимания и осознания духовного единства разных народов в сохранении развитии национальных традиций;
Проект предусматривает несколько этапов:
Погружение «Дорогих гостей встречая»
Открытый урок по познанию мира во 2 классе «Культурное наследие народов Казахстана»
Презентация мультимедийного проекта
«Видеоэссе. Посвящение Родине»
Той «С каждым поделись радостью своей»
Рефлексия «Мы живем во имя мира!»
Все этапы проекта тесно связаны между собой и построены в соответствии с принципами:
Научности
Доступности
Наглядности
Систематичности и последовательности
Гуманизации
Перспективности
1 этап ПОГРУЖЕНИЕ
«Дорогих гостей встречая»
Цель: Создать условия для включения учащихся в единое творческое пространство.
Учитель:
Jaрметті KонаKтар!
Біз сіздерді осы тамаша к_ні KонаKKа келген _шін с‰лемдейміз.
Шын ж_ректен сіздерге денсаулыK, табыс, бейбітшілік тілейміз!
Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях. Мы находимся на пороге воображаемой юрты. Этот круг мы ассоциируем с единством, нерушимостью, дружбой нашей страны.
Все мы с вами живем в Республике Казахстан единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают Казахстан своей Родиной. 2011 год объявлен Годом Независимости и идет под девизом « 20 лет мира, согласия и созидания». Наш Казахстан многонациональный, независимый, свободный. В нашей республике проживает более ста национальностей и малых народностей. Но, несмотря на это, все мы живем в мире, дружбе и согласии. Благодаря мудрости и чуткому руководству нашего президента Н.А. Назарбаева, мы живем в мирном процветающем государстве. Каждый с уважением относится к культуре каждого народа. Но всех нас объединяет одно – мы – Казахстанцы. А значит, мы должны уважать, чтить и изучать культуру, обычаи и традиции казахского народа как истинные патриоты своей Родины. Наш проект «Веков связующая нить» мы посвящаем 20-летию Независимости Республики Казахстан.
Ученица: Символом нашего урока мы выбрали тюльпан, который официально является символом степных просторов Казахстана. Олицетворение весны и возрождения. Примите его с пожеланиями всего самого доброго.
/Вручают гостям эмблему – тюльпан./
В центр выходят дети в казахском и русском костюмах.
Мальчик и девочка в казахских костюмах читают стихотворение на каз.языке.
Мальчик
АссаламаCалейкум KонаKтарым меніS?
Осы бір коктемніS шуаKты
С‰урінде откізілетіS ашыK
СабаK с‰тті болсын!
Девочка
АK сандыCым ашылды
Ішінен жібек шашылды
АCайлар мен апайлар
АшыK сабаCымыз басталды
Девочка в русском костюме читает стихотворение на русском языке:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
/Вручают гостям каравай и баурсаки/
Учитель: Кош келдініздер! Добро пожаловать!
2 этап УРОК
«Культурное наследие казахского народа»
Цель:
Расширение представлений учащихся о способах познания исторических фактов казахской национальной культуры.
Формирование культурно-ценностных ориентаций личности школьника, составляющих основу его духовной культуры.
Воспитание любви к своей Родине, чувства гордости за свою страну, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Задачи:
- познакомить учащихся с разными видами национальной культуры;
-совершенствовать навык работы в группе;
- научить использовать определенные термины и слова в речи;
- формировать навык использования интерактивной доски как средство
обучения;
- прививать сознательное отношение к учебе, потребность в приобретении знаний,
культуру работы с информацией, самостоятельность и аккуратность.
- развивать речь учащихся;
- воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных
национальностей,
I. Повторение
Учитель: Мы сегодня с вами затронули очень серьезную тему – культура казахского народа.
А задумывались ли вы о том, каким образом стала нам известна история национальной культуры?
Как вы думаете, ребята?
Ученики:
Передавалось из уст в уста
Предметы быта передавали по наследству из поколения в поколение
Записи в книгах
Учитель: А еще одним из способов изучения культуры народа являются предметы, найденные в процессе раскопок. Кто-нибудь из вас может рассказать о раскопках?
II. Работа над новым материалом.
Учитель: Давайте обратимся за помощью к человеку, который занимается
вопросами истории и краеведения. Это Стародуб В.В.
Ученик: А как мы свяжемся с ним? Отправим автомобиль за ним? Это будет долго.
Учитель: Совсем не нужно делать этого. Мы живем в 21 веке – веке компьютерных технологий. Нам поможет программа СКАЙП Кто из вас может выходить в скайп?
/ученики выходят в скайп/
Выходят в скайп
Ученик: Здравствуйте, Валерий Васильевич.
Историк: Здравствуйте, ребята!
Ученик: Мы хотим к вам обратиться за помощью. Говорят, что вы все знаете. Не могли бы вы нам рассказать о раскопках.
Историк: Я с огромным желанием расскажу вам об этом.
Люди стали интересоваться тем, что скрыто в земле давно. Попытки докопаться до тайн, скрытых в земле, начали предпринимать еще в древности. Раскопки ведут ученые, которых называют археологами. А науку, которая занимается изучением подземных исторических находок, называют археологией.
В буквальном переводе Археология – это наука лопаты. Но это не совсем точно. Раскапывать приходится не только лопатой, но и ножом, скальпелем и даже акварельной кисточкой, чтобы не повредить вещь, найденную в процессе раскопок. Ученые находили посуду, домашнюю утварь, украшения, памятники, даже целые города.
Благодаря экспонатам, которые обнаружили в земле археологи до нас дошли исторические культуры людей, живущих задолго до нас.
Я очень рад тому, что вы интересуетесь историей и культурой своего народа. Удачи вам в познании культурных ценностей, юные археологи!
Ученик: Спасибо вам, Валерий Васильевич, за интересный и познавательный рассказ.
/Скайп отключается, ребята возвращаются в класс/
Учитель: Ребята, профессия археолога нелегка
/демонстрация видеоролика о профессии археолога/
Она требует не только сил физических, но и большого терпения, выносливости и, конечно же, любви к своему делу.
И чтобы прочувствовать это я предлагаю вам стать на время археологами и принять участие в раскопках.
/Дети садятся в круг и ведут раскопки. Находят среди других вещей – некорректных, чашу, очищают кисточкой пыль и ставят экспонат на постамент/
Учитель: Что вас заинтересовало в этом экспонате?
Ученик: Здесь изображены какие-то значки.
Учитель: Эти значки называют символами, потому что они несут в себе определенную информацию. То есть каждый символ что-то обозначает. С помощью таких символов люди пытались донести свою культуру. Чтобы их разгадать, обратимся в электронную службу поддержки.
Первый знак – ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Учитель: История одной из важнейших областей народного творчества декоративно-прикладного искусства тесно связана с традициями и обычаями казахов. Я предлагаю посмотреть видеосюжет. Внимание на экран.
Видеоролик о декор-прикладном искусстве
Учитель: А сейчас я предлагаю и вам стать творцами прекрасного. Сегодня у нас фунционирует три мастерских: гончарная, ювелирная и ткацкая. Попрошу вас разбиться по группам. Группы формируются по цвету ленточек на ваших эмблемах. Обратите внимание на слайд – какой цвет ленточки соответствует принадлежности к типу мастерской.
/Учитель раздает конверты с заданиями. /
Учитель: В конвертах находится задание. Читаем задание и выполняем его в группах.
Учитель: Свои работы представьте на выставке. Молодцы. Каждый из вас способен творить, фантазировать, создавать шедевры.
Учитель: Юные археологи! Продолжим изучение символов, изображенных на чаше. Что означает следующий знак? Обратимся в службу поддержки.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Учитель: Певец берет домбру простую в руки
И вздрагивает медленно струна.
Звени струна, крутой судьбой согрета!
Звени ты, как певец тебе велит!
Дорогие ребята, чтобы познакомиться с этим направлением казахской национальной культуры, я предлагаю обратиться к мудрецу, который сможет нам рассказать о музыкальном искусстве казахов.
/Анимашки, озвученные голосом, ведут рассказ/
Учитель: Интересен для вас был рассказ мудреца? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий на интерактивной доске.
Как называют исполнителей музыкальных произведений у казахов?
певец
танцор
акын
/техника Перемещение объектов/
Какие музыкальные инструменты являются непременной принадлежностью каждого акына.
Пианино, гармошка
домбра, кобыз
гитара, скрипка
/техника КОРЗИНА/
Как называется состязание двух акынов?
/техника ЛАСТИК/
Учитель: Молодцы! А теперь самое время зарядиться энергией. Вас приглашает на
тац-пол цыпленок. Постарайтесь выполнять движения за ним. Итак,
поехали.
Физминутка «Цыпленок»
Учитель: А мы продолжаем наше исследование. Предлагаю обратиться к толкованию следующего символа. Обратимся в очередной раз в службу поддержки.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ребята, давайте вспомним, что нам известно об устном народном творчестве.
/Рассказывают дети/1. - Устное народное творчество это произведения созданные народом, у них нет определенного автора.
2. С первого класса мы знаем, что сказки учат нас сопереживать и радоваться, учат отличать добро от зла.
3. Нам нравится отгадывать загадки, которые скрывают обычные предметы и явления.
4. Сказания и эпосы учат нас любить и защищать Родину. Мы узнаем, что такое храбрость и трусость, верность и предательство.
5. Все люди всегда пели песни у колыбели, на свадьбах, рассказывали сказки своим детям, внукам. Выражали свои мысли пословицами и поговорками. Все это и есть устное народное творчество.
Учитель: у казахов распространителями устного народного творчества были: жыршы и жырау.
Жыршы и жырау – это сказители, которые могли рассказать целую поэму на память, пользуясь традиционными приемами народного исполнительства, импровизация /то есть сочинение произведений на ходу/. У них была хорошая память, красивый голос.
Устное народное творчество и музыкальное творчество переплетаются между собой, потому что сказители сопровождали свои рассказы песнями под аккомпанемент домбры.
Учитель: Много сказок дошли и до наших дней. Мы с удовольствием читаем их.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию выступление ребят нашего класса, которые покажут казахскую народную сказку «Хитрый Алдар Косе»
/Инсценировка казахской народной сказки/
Автор:
Жил в одном ауле безбородый хитрец Алдар-Косе. Глаза у него былиострые, ноги быстрые, руки проворные, а ум ещё проворнее. Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и скрягами. Богатства у него не было, но хитростью он не раз добывал себе на обед жирного барана.Жатыр-бай был человеком жадным и глупым. Стада у него были большие:начнёт считать на рассвете, а закончит на закате. Пришёл к нему как-тоАлдар-Косе и говорит:
Алдар-Косе: - Почтенный бай, есть у меня два тенге, а кошелька нет. Хожу, держуденьги в руке - рука устала. Хочу я от этих денег избавиться. Не поможешь ли ты мне?
Бай: - Давай, давай, помогу! - обрадовался бай. - Скажи только, как?Алдар-Косе: - Продай мне за два тенге какого-нибудь плохонького ягненка,
Автор: Подумал, подумал бай, да и согласился. Поймал в стаде хроменького ягненка, тощего, чуть живого, которому всего-то два дня досмерти осталось, и подаёт Алдару Косе :Бай: - Вот бери, хоть и жалко дёшево отдавать. Хороший ягненок. Давай дватенге!Автор: Алдар-Косе взял ягненка, а деньги в кулаке держит:Алдар-Косе: - Знаешь что, почтенный бай. Я передумал. Бери два тенге и ягненка впридачу, а мне дай козу.
Бай: "Что ж, не плохая мена- два тенге да ещё ягненок в придачу!"
Автор: Пошёл Бай ловить козу. Поймал самую маленькую и подаёт Алдару-Косе:
Бай: - Вот, бери. Хорошая коза. Давай два тенге и ягненка.
Автор: Алдар-Косе взял козу, а деньги в кулаке держит и ягненка из рук невыпускает.
Алдар-Косе: - Постой, постой, почтенный бай! Я передумал. Бери два тенге, и ягненка, и козу в придачу, а мне дай только одного барана, но позволь мне самому его выбрать.
Бай: "Вот эта мена выгодней всех других! Два тенге, ягнёнок да ещё коза в придачу - и всё это за одного барана!" Что ж, выбирай
Автор: Выбрал Алдар-Косе себе самого большого, жирного барана, отдал баю дватенге, ягнёнка и козу в придачу, взвалил барана на плечи и пошёл, а бай Жатыр-бай посмеивался, потирая руки:
Бай: - Ну и глупец же Алдар-Косе! Столько добра отдал за одного толькобарана!
Автор: Так и не понял бай, кто из них в дураках остался.
Учитель: Спасибо, ребята! Вы молодцы!
III. Закрепление
Учитель: Мы сегодня на уроке получили большой багаж информации. И сейчас я предлагаю вам систематизировать полученную информацию и представить ее в виде схемы Рыбная кость Тема: Отличительные черты декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества.
/Учащиеся по очереди заполняют схему на интерактивной доске, им предоставляется возможность смены цветов маркера и толщины линий. Аналогичную работу выполняют дети на индивидуальных листах, сидя на месте./
IV.Рефлексия.
Учитель: Урок наш подходит к концу. Сколько информации в себе содержали символы, изображенные на чаше. Сегодня вы тоже сможете оставить свой след в истории в виде пожеланий, адресованных потомкам. Что бы вы пожелали своим потомкам?
Ученики: говорят пожелания.
Учитель: А теперь попробуйте передать эти пожелания при помощи символов. Выберите из предложенных те, который наиболее подходят к вашим пожеланиям и прикрепите эти символы к чаше.
/Выбирают символы и прикрепляют к чаше свои символы/
Учитель:
Возможно, спустя не одно столетие эту чашу найдут археологи и разгадают ваши пожелания.
Учитель: Я прошу всех ребят сесть на ковер и закрыть глазки.
/Анализ движения собственной мысли ребенка/.
Дорогие ребята! Сегодня вы принимали участие в уроке.
Вспомните себя на уроке.
Вспомните все, что вы узнали.
Вспомните, как вы работали на уроке.
Может быть кто-то что-то не высказал, постеснялся, выразите свои мысли для себя – мысленно.
Посидите в тишине. Послушайте изумительную мелодию.
Представьте, что вы птица – свободная птица в полете.
Вам очень приятно парить над нашей казахстанской степью.
Вам интересно познавать новое о культуре нашего народа.
Вы – будущие творцы мираЛюбите его, наслаждайтесь его красками.
Приносите добро и позитив в жизнь каждого человека.
Откройте глазки.
V. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, домашнее задание определите себе сами.
Вам предлагается задание трех уровней.
Подойдите к экспозиции и найдите уровневые задания. Выберите себе задание по своим силам. И пройдите за парты.
VI.Итог.
Учитель: Спасибо вам, ребята, за работу.
Закончить урок я хочу пожеланием-напутствием. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа,А не только опорой дома своего.Стань талантливым человеком, Достойным народа своего.
3 этап ПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА
«Видеоэссе. Посвящение Родине»
Цель: Представление учащимися продукта, созданного в процессе поисковой
деятельности.
/Включается видеопанорама, на фоне фотографий и музыки звучит стихотворение в исполнении девочки и дедушки/
Родина! Что это, дедушка?
Это цветы, что растут в нашем крае.
Это река, что в горах наших скачет.
Это заря, что горит не сгорая
Родина - это глаза твоей мамы,
Полные слез или в искорках смеха.
Родина- это закат над полями,
Гор наших милых звонкое эхо.
Родина - слова не знаю чудесней,
В нем наши сказки и славные были,
Дедов далекие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал свое имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдешь ты с другими!
Ученик: Тебе, дорогая наша Родина – милый сердцу Казахстан, мы посвящаем свой проект.
Ученица: Разрешите представить вашему вниманию творческий проект учеников 2 «Б» класса – Видеоэссе «Посвящение Родине».
Демонстрация видеоролика «Видеоэссе. Посвящение Родине»
Учитель: Уважаемые гости! Мы были бы очень рады послушать ваши отзывы о творческой работе ребят.
/Выступление гостей/
4 этап ТОЙ
«С каждым поделись радостью своей»
Цель: Расширение представлений учащихся об обычаях и традициях казахского
народа при проведении тоя.
Учитель: С древних времен люди, радуясь тому или иному событию, устраивали той.
Той – это праздник, который устраивается по определенному поводу.
Наш проект удался, и мы тоже вправе устроить той. Предлагаю в нем принять активное участие.
Исполняется на домбре Тойбастар – приглашение к тою
/накрывается дастархан, приглашают госей к чаю/
5 этап РЕФЛЕКСИЯ
«Мы живем во имя мира!»
Цель: прививать ученикам чувство гордости за свою Родину, воспитывать патриотизм.
на фоне казахского кюя звучат слова учителя.
Учитель: Культура казахского народа ярка и красива, как степь по весне, настолько звонка и мелодична, что сравнить можно с пением птицы, Душа казахстанцев широка, гостеприимна. Мы живем в самой лучшей стране на свете.
Для будущего процветания нашей страны необходимы стабильность внутри государства, дружба и согласие между народами, населяющими её. Конечно, основой вашей жизненной позиции в будущем должны явиться все ваши знания, приобретаемые в школе, в жизни И мне хотелось бы закончить наше мероприятие строками из стихотворения о Казахстане:
На просторах КазахстанаМного разных народов живет.Все народы, как братья равны,Всем народам любовь и почет.Мир солнышку и детям,Мир природе, мир весне!Мир былинке, мир планете!Мир всем людям на Земле!
В финале я предлагаю исполнить песнь «Мой Казахстан» Приглашаем гостей вместе с нами исполнить песню
Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников сегодняшнего мероприятия и пожелать всем мира, солнца, удачи, здоровья. Обратите внимание на доску. Перед вами электронная стенгазета «Мой любимый Сарыколь».
/страница флипчарта/
Напишите свои отзывы о нашем посёлке.
/все участники проекта по желанию заполняют электронную стенгазету.
Учитель: Спасибо всем участникам проекта. До новых встреч. Хош сауболыныз!
13PAGE 15
13PAGE 14515
15