Тема научно-практической конференции преподавателей Самостоятельная работа учащихся по рабочей тетради как основа формирования учебных интересов к дисциплине «Техническое оснащение предприятий торговли»
Министерство образования Оренбургской области
ГАПОУ « Торгово-технологический техникум» г. Орска
1100455730250
Тема научно-практической конференции преподавателей
Самостоятельная работа учащихся по рабочей тетрадикак основа формирования учебных интересовк дисциплине «Техническое оснащение предприятий торговли»
Подготовила:
преподаватель спецдисциплин
Денисова Людмила Николаевна
Самостоятельная работа учащихся по рабочей тетрадикак основа формирования учебных интересовк дисциплине «Техническое оснащение предприятий торговли»
В учреждениях среднего профессионального образования одним из главных противоречий является следующее: выбрав специальность, чаще всего по совету родителей, учащиеся не всегда достаточно активны в учении, не могут самостоятельно изучать какие-либо темы, имеют определенные затруднения в развитии познавательной деятельности, не могут организовать себя в учебном процессе, систематизировать полученные знания, выделять главное в учебном материале или выполнять практические задания, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач. В результате перед преподавателем встаёт ряд вопросов: как научить студентов самостоятельно учиться, приобретать знания из различных источников информации и получать навыки владения различными видами самостоятельной работы; как организовать учебный процесс, чтобы сформировать у студентов интерес к активной учебной и познавательной деятельности, какие технологии применять при этом; как оценить результат обучения.
Известно, что знания студента находятся в прямой зависимости от характера его деятельности на уроке и дома, и что без деятельности - нет знаний. Важную роль в процессе обучения играют задания для самостоятельной работы. От её организации зависит успешность овладения студентами знаниями, учебными умениями, развитие их познавательной самостоятельности и мышления.
Главная цель в обучении - вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями, навыками. Смысл обучения заключается в том, чтобы выработать у обучаемых желание учиться, чтобы учащиеся были заинтересованы в восприятии, переработке, закреплении и практическом использовании полученных знаний и умений. В процессе обучения мы стараемся не допускать, чтобы учащиеся оказались в положении пассивного объекта процесса обучения. В учебном процессе каждый преподаватель выступает прежде всего как организатор познавательной деятельности.
Доказано на практике, что хороший педагог играет роль важнейшего источника знаний и умений в учебном процессе. Педагоги должны умело пользоваться не только современными методиками обучения, но и вспомогательными средствами обучения, использование которых позволяет учащимся легче воспринимать учебный материал, а также закреплять его и использовать полученные знания на практике.
В целях совершенствования методики обучения целесообразно внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей, повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающих образовательный процесс задач.
Структура рабочей тетради может быть различной, что в свою очередь обусловлено:
содержанием изучаемого предмета, степенью его сложности;
характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;
исходным уровнем подготовленности аудитории;
возрастными особенностями слушателей;
условиями обучения;
-творческими способностями преподавателя.
Рабочая тетрадь служит дополнением к учебнику по данному курсу. Содержание рабочей тетради соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Рабочая тетрадь помогает лучше изучить, осмыслить, повторить, запомнить материал, позволяет сориентироваться в системе понятий, развивает навыки самостоятельной учебной работы. Представленные задания учат систематизировать и анализировать, сравнивать и обобщать материал, выдвигать предложения и проверять, корректировать их в процессе обучения. Сам процесс размышления часто важнее и интереснее, чем правильный ответ.
Работа с такой тетрадью значительно облегчает выполнение самостоятельных заданий разной степени сложности и усвоение основополагающих понятий курса. Большинство заданий составлено с расчётом на логическое мышление обучающих. Только самостоятельно найденные или сформированные выводы дадут знаниям настоящую прочность. Система разноплановых вопросов, схем, таблиц делает приёмы и методы работы разнообразными и интересными. Рабочая тетрадь содержит задания разных типов сложности: задание на выбор правильного соответствия или последовательности; задание с развернутым ответом, в котором требуется записать полный ответ, заполнить схемы, дать определению понятие.
На наш взгляд, рабочая тетрадь - это тот помощник, который дает учащемуся ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Она дисциплинирует процесс обучения, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.
В целом, повышение эффективности обучения, формирование учебных интересов через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения учащихся к самостоятельной работе.
Л. Н. Денисова