Метод проектов, как технология компетентностно — ориентированного образования


«Метод проектов, как технология компетентностно – ориентированного образования»
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда.

Проектная деятельность "заставляет" ученика по-новому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой. Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и довольно высокий уровень самореализации. Как результат, происходят качественные изменения в психологической структуре личности, которая предопределяет овладение привычками общения. Это, умение ставить адекватные, личностно значащие и социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности относительно реализации этих перспектив.
Актуальность проекта заключается в том, что он учитывает ситуацию перехода к новым Федеральным государственным образовательным стандартам, выстроен в логике компетентностного подхода к результатам образовательной деятельности.
Метод проектов способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать "способность к деятельности". В процессе реализации проекта у учеников формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и к рефлексии.
Цель проекта: предоставление ученикам возможности самостоятельного получения знаний в процессе решения практических задач или проблем.
Задачи:
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве, находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;
- сформировать навыки работы и делового общения в группе; навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Место реализации проекта: ГОУ СПО «Таштагольский многопрофильный техникум»
Проект реализуется в 4 этапа.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014г – сентябрь 2015г.
I. Организационный этап
(сентябрь – октябрь 2014г.)
Работа Участники
1. Изучение технологии проектирования. преподаватель информатики
2. Создание банка проектов.(Приложение 1) преподаватель информатики
3. Тестирование для определения творческих способностей учеников. (Приложение 2) психолог
4. Создание творческой группы учеников. преподаватель информатики
II. Информационный этап
(ноябрь - декабрь 2014г.)
Работа Участники
1. Формирование информационно- методической папки. преподаватель информатики
методист
2. Создание календаря работы над проектами. преподаватель информатики
3. Разработка рекомендаций и методических пособий по проектированию. преподаватель информатики
зам.директора по УМР
методист
4. Проведение консультаций с учениками. преподаватель информатики
III. Апробационный этап
(январь – март 2015г.)
Работа Участники
1. Привлечение студентов в творческую группу. преподаватель информатики
мастера п/о
2. Создание уголка проектов. преподаватель информатики
участники творческой группы
3. Расширение тематики проектов. преподаватель информатики
участники творческой группы
4. Разработка мини – проектов в рамках декады по предмету: «Информатика и ИКТ» (Приложение 3). преподаватель информатики
ученики
4. Разработка групповых проектов, индивидуальных проектов. преподаватель информатики
5. Организация и проведение конкурсов проектов для учеников. преподаватель информатики
зам.директора по УМР
IV. Внедренческий этап
(апрель – сентябрь 2015г.)
Работа Участники
1. Внесение в тематическое планирование элементов проектной деятельности (в рамках самостоятельной работы). преподаватель информатики
зам.директора по УМР
методист
2. Разработка межпредметных проектов. преподаватель информатики
преподаватели ГОУ СПО «ТМТ»
3. Подведение итогов. Защита проектов. преподаватель информатики
ученики
Ожидаемые результаты: привить ученикам навыки сознательного и рационального использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой жизни, научить их работать с готовыми программными средствами и создавать собственные программные продукты.
Заключение
Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая направленность и активность в деятельности создает реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет собственно знания.
В процессе работы часто возникают объективные и субъективные трудности:
- не всегда аппаратное и программное обеспечение отвечает требованиям работы над проектом, что влечёт потерю интереса к работе;
- в некоторых случаях ученики не хотят продолжать работу над проектом в связи с нежеланием самостоятельно добывать знания;
-при работе над проектом возникают трудности с творческими разработками, поэтому надо учитывать способности учеников при распределении проектов;
Предлагаю некоторые пути преодоления:
-разрешать ученикам работать над проектом дома;
-проводить индивидуальные консультации;
-проводить предварительную защиту проектов;
-провести тестирование на творческие способности и учитывать эти данные при распределении проектов (Приложение 2);
-при распределении проектов учитывать способности и знания учеников.
Проект не требует материальных затрат, решается в ходе самостоятельной работы.
Приложение 1
Примерный банк проектов
Информация, информационные прогрессы, информационные ресурсы.
Поколения ЭВМ.
Информатика – наука об информации.
Теория кодирования.
Искусственный интеллект.
Роботы и робототехника.
Машинная музыка.
Кроссворды по темам: “Информация”, “Единицы измерения информации”, “Кодирование информации”, “Арифметические основы ЭВМ”, “Логические основы ЭВМ”.
Структурная схема ПК.
Развитие микропроцессов.
Сканворды по темам: “Память”, “Процессоры”, “История развития ЭВМ”, “Структурная схема ЭВМ”, “Функциональные характеристики ЭВМ”.
Ребусы и задачи по темам: “Информация”, “Кодирование информации”.
Информатика в картинках.
Функциональные характеристики ПК.
Загадки по информатике.
Основоположники аппаратного и программного обеспечения.
Компьютер на службе образования.
Развитие российской ЭВТ.
Новости микропроцессорной техники.
Вычислительные приборы: от каменного века – до наших дней.
Приложение 2
Тест на творческие способности
(http://www.iaim.ru/test-na-tvorchestvo-test-na-tvorcheskie-sposobnosti/)
Выберите из последующий вопросов или утверждений один из вариантов ответов или высказываний:
1. Вы «перекроили» бы Мир по-своему? Захотели что улучшить в нем?
a) Конечно, нет пределу совершенству
b) Ни в коем случае, Мир прекрасен уже без моего участия
c) Кое-что. Тут бы подкрасил, там — подмазал, но не все
2. Там, где вы обучаетесь:
a) Часто посещают идеи, как улучшить эффективность «всех и вся»
b) Можно что улучшить или придумать, но не уверен, что мои идеи востребованы
c) Кое – где и кое – что нужно усовершенствовать
3. Вам нравится заниматься новым делом, о котором, вообще, ничего не знаете?
a) О да! Новое в моих глазах всегда более привлекательное. Это новые горизонты…
b) Нет. Неизвестность напрягает, пугает, лучше от нее держаться подальше
c) По-разному, в зависимости от характера нового дела
4. Если вас назначили, заставили выполнять не привычные новые действия:
a) Стремлюсь достигнуть в них совершенства и успеха
b) Попытаюсь сделать, как получится, но не плохо
c) Если новенькое интересное, то почему бы в нем не преуспеть
5. Если вы в чем-то плохо разбираетесь:
a) Попытаюсь разобраться лучше, вникая в детали
b) Достаточно тех знаний, что уже имеются
c) Удовлетворить любопытство не повредит, пока оно не иссякло
6. Провал, поражение, проигрыш:
a) Вы будете далее упорствовать ни смотря на явные признаки поражения
b) Слезете с «дохлой лошади». Оставите такое проигрышное дело
c) Прежде, чем останавливаться, попробуете рассмотреть проблему с другой стороны
7. Собираясь в кругосветное путешествие:
a) Соберете чемоданы и полетите туда, что первым придет в голову
b) Заранее распланируете до деталей весь маршрут путешествия
c) Составите общий план, с возможной его корректировкой по ходу путешествия
8. Вы легко запомните новую мелодию песни?
a) Да
b) Нет
c) Да, если понравилась сама песня
9. Самый лучший отдых в вашем понимании это:
a) Побыть одному, предавшись фантазиям и размышлениям
b) В компании веселых друзей
c) Когда как
10. Вас захватила новая умопомрачительная идея, вы получили озарение (инсайт):
a) Полностью «уйдете» в размышления, абстрагируетесь от окружения, чтоб с этим окружением не происходило
b) Подумаете о ней, если ничто и никто не мешает, есть время от других дел
c) При малейшей возможности обдумаете свое «откровение», если не сильно будут мешать
Приложение 3
Проект - Создание газеты «Новости компьютерного мира»
в текстовом процессоре Word
(для обучающихся 2 курса)
Тип проекта: информационный.
Планируемый результат: создание и оформление газеты «Новости компьютерного мира».
Цели: определить уровень сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, способствовать расширению круга их практического применения.
Для выполнения проекта подразумевается работа в парах.
Ход работы:
Подготовительная работа:
- распределение обязанностей
- отбор текстов и иллюстраций;
Ученики, работая в паре:
- создают макет объекта на бумаге;
- обсудив полученный макет и придя к единогласному мнению, ученики реализуют проекты в текстовом редакторе;
- защита проекта, подведение итогов.