Доклад: «Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».

Доклад: «Социализация детей с ОВЗ
через организацию внеурочной деятельности».
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества.
Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники школы-интерната испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Длительное проживание в школе-интернате и специфика первичной социализации воспитанников с нарушением интеллекта затрудняет формирование навыков общения в социуме. Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию учащихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Ведущим звеном системы работы по социальной адаптации обучающихся является курс социально-бытовой ориентировки. Однако эффективность работы по данному курсу напрямую зависит от четкой и правильной организации воспитательного воздействия на обучащихся во внеурочное время. При этом внеурочная деятельность не копирует занятия по социально-бытовой ориентировке, но в ней осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, полученных обучающимися на уроках СБО. Происходит автоматизация умений, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения детей к различным жизненным ситуациям. Другими словами внеурочная деятельность создаёт адаптивную среду, способствующую духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка.
Цель: Создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
Образовательная:
Формировать у учащихся прочные профессионально-трудовые умения и навыки, создать коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую развитие каждого воспитанника.
Коррекционная:
Корригировать познавательные процессы обучающихся через организацию учебно-воспитательного процесса
Воспитательная:
Воспитывать у обучающихся качества личности, позволяющие осуществить их социальную адаптацию в социуме.
Внеурочная деятельность включает в себя:
Индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего развития детей и их практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.
Экономическое и гражданско-правовое просвещение и воспитание детей.
Мероприятия, направленные на формирование морально-этических норм поведения, выработку навыков общения и безопасности жизнедеятельности.
Деятельность по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания.
Основная деятельность по решению задач социальной адаптации воспитанников - это работа по программе социализации «Мост в завтрашний день». Участвуя в мероприятиях в рамках данной программы, обучающиеся овладевают экономико-бытовыми знаниями и умениями, знаниями о правах и обязанностях человека и гражданина, приобретают навыки общения и безопасности жизнедеятельности, развивают творческие и коммуникативные способности.
При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:
- выдержанность общих целей и задач работы;
- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;
- её общественно – полезная направленность;
- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
Организуя воспитательную деятельность со своими воспитанниками, я и опираюсь именно на эти принципы.
Например, заочные экскурсии на предприятия, трудовые десанты, обязательно вовлекаем всех воспитанников группы. Старюсь организовать эти коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы они испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данных видах внеурочной деятельности.
К числу положительных сторон организации воспитательного процесса в школе-интернате следует отнести работу кружков.
Обучающимся нравится посещать спортивные кружки, участвовать в соревнованиях. Во внеурочное время проводятся соревнования по футболу, баскетболу, настольному теннису. Ребята посещают тренажерный зал, зимой катаются на лыжах.
Концерты, в которых участвуют и подростки, и педагоги, придают уверенности в своих силах и имеют значение для создания общей творческой атмосферы, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми. Таким образом, в течение года в подобных мероприятиях принимает активное участие практически каждый обучающийся.
Ежедневно в классе провожу индивидуальные и групповые беседы, практические занятия, трудовые десанты по развитию и совершенствованию у воспитанников навыков самообслуживания.
Провела диагностики
Хотим надеяться, что организованная нами внеурочная работа с детьми с нарушением интеллекта, способствует их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.
Литература:
Худенко Е.Д., Организация и планирование воспитательной работы в специальной ( коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-2-е издание.-М., 2006.
Аленкина О.А., Профессионально-трудовая социализация молодежи с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Аленкина, Т.В. Черникова. М.: Глобус, 2009.- 190 с.
Логинова Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах За- падной Европы. – Псков: ПОИПКРО, 2000. – 47 с.
3.Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестн. УРАО. – 2008. – № 5. – С. 21–29
Шилова М. И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск, 2010.
Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.
Интернет- ресурсы:
http://urist-edu.ru/akts/2009/index.html
http://www.myshared.ru/slide/733436/
http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh

15