План-конспект урока математики в 4 классе по теме Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.


Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.
Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
Задачи для учителя:  создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления многозначных чисел на однозначные письменным способом;  организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
   Предметные:
          В конце урока ученики
знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные.
умеют делить многозначные числа  на однозначные письменным       способом.
Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока:
Этап;  время;
цель этапа; УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение
   к    деятельности
   2 мин.
   Цель: Включение в   учебную
   деятельность на   личностно-
   значимом   уровне.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение Создаёт условия для возникновения внутренней  потребности включения в деятельность.
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. Включаются в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний
   7 мин.
 Цель: Готовность  
 мышления и    
 осознания
 потребности к построению нового
 способа действий.
 Формируемые УУД:
Познавательные:
общеучебные; логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем
выполнить.
                            (Слайд 2)
-Какую закономерность вы установили?
- Предлагаю, прежде чем вы назовёте частное, объяснить
приём деления. Участвуют в диалоге:
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
Выявляют закономерность.
-Нужно назвать частное.
 Объясняют приём деления.
- В первом треугольнике пример на табличное деление
- Во втором – способ    подбора.
- В третьем –
   28 дес. : 7 = 7 дес.
- В четвёртом –
  126 разбиваем на  
   удобные делимые
  90 и 36; 90 : 9 = 10
   36 : 9 = 4   10 + 4 = 14
- В пятом – 800 и 160
   800 : 4 = 200
   160 : 4 =40
    200 + 40 =   240
- В шестом  -      
 (затрудняются)
3. Постановка  
    учебной задачи  
    (Создание      проблемной
                   ситуации)
 5 мин
  Цель: Выявление  
  места и причины
  затруднения,
  постановка цели
  урока.
Формируемые УУД:
 Познавательные:
 постановка и
 формулирование  
 проблемы; поиск и
 выделение
 необходимой
 информации
 Регулятивные:
 целеполагание;
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли 1.Ведёт побуждающий диалог.
-Почему вы затруднились назвать частное в последнем треугольнике?
- Как предлагаете решить?
- Хорошо, вычислите на калькуляторе и запишите ответ.
- Этих знаний вам достаточно?
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Можете ли вы сформулировать тему  урока?
- Какая формулировка темы точнее?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
                               (слайд 3) Участвуют в диалоге.
- Не можем решить устно, т. к. число четырёхзначное
Выдвигают гипотезы:
- на калькуляторе
- столбиком
 Вычисляют на калькуляторе и фиксируют ответ в тетради.
- Решив на калькуляторе, мы не научимся решать такие примеры сами.
В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет. Тогда можно решить пример письменно – столбиком.
Варианты:
- Деление многозначных чисел на однозначные столбиком
- Письменное деление многозначных чисел на однозначные.
- Вторая
-Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.
4. «Открытие»
    детьми нового
     знания.
  12  мин
 Цель: Построение
 детьми нового способа
 действий и
 формирование  
 способности к его  выполнению
Формируемые УУД:
 Познавательные:
 Построение  
 логической цепи
 рассуждений;  
 самостоятельное
 создание способов
 решения проблем  
 поискового характера;
 Коммуникативные:
 Инициативное
 сотрудничество в поиске и сборе
 информации со сверстниками и с учителем 1. Стимулирует к деятельности.
- Предлагаю  два варианта: первый – сама покажу вам приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
Какой вариант выберете вы и почему?
2. Организует  
            деятельность
- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
                             ( слайд 4 )- Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- Назовите число, которое получили в частном.
- Где мы можем посмотреть и проверить решение?
- Откройте учебники на странице 78, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы
  умеете применять ранее
  полученные знания.
- Открытые вами знания
  позволили закончить
  выполнение задания,
  сформулированного в
  начале урока?  
                               (слайд 5)
-  Сейчас объясним приём
   деления на доске.
3.Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
4. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы составим алгоритм деления многозначных чисел на однозначные.
У вас на партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, вы допишите действия алгоритма.(Приложение)
5.Организует анализ  составленных алгоритмов
                               (слайд 6)
- О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Предпочитают «открывать» новое знание сами
Пытаются решить пример самостоятельно.
Называют ответы.
- В учебнике.
Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.
Сверяют и поднимают руки.
Называют частное в треугольнике.
Объясняют приём деления
- Пошаговое выполнение действий
 Работают в парах, дополняя алгоритм
Выделяем первое (неполное делимое)
Делением находим (цифру частного)
Умножаем, узнаём сколько (разделили)
Вычитаем, находим (остаток)
Остаток сравниваем с (делителем)
- Остаток должен быть меньше делителя
5. Первичное
               закрепление
 5 мин.
 Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Регулятивные: овладение алгоритмом деления 1.Организует работу по закреплению нового знания
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное деление с объяснением на доске
(№389 – 2 примера)
2.К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого»
3. Проводит физминутку.
Поднимает руки класс –  
                             это раз.
Повернулась голова –
                             это два.
Руки вниз, вперёд смотри
                            - это три.      
Руки в стороны пошире  
     развернули – на четыре.
Самого себя обнять –
                               это пять.
Всем ребятам дружно
                сесть – это шесть.
А когда мы скажем восемь
                 – значит тишины
                           попросим. Два ученика работают у доски, остальные -  в тетради.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
 9 мин.
Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
Формируемые УУД:
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество 1. Предлагает 4 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее.
                         ( слайд 7)
2.Предлагает определить уровень сложности оставшихся заданий.
3.Выделяет задания разным цветом на слайде по уровню сложности.
- Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.
4. Наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет – уровень сложности)
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.
                            (слайд 8)
                             
                               (слайд 9)
                                                             
(слайд 10)
-Оцените свою работу. Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б,
т. к. оно не подходит к теме урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Определяют уровень сложности заданий и формулируют их
 А – выполнить деление и проверку.
- В – вспомнить порядок действий и вычислить.
- Г) – решить уравнение
Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценивают: + или -
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
5 мин
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
Формируемые УУД:
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка 1.Организует анализ полученного результата урока
 - Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.
 Оцените свою работу на «лестнице знаний»
Низшая ступень – плохо понял новый материал.
Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать.
Верхняя ступень – всё понял, всё получается!
                           (слайд 11)
- Где и в каких случаях знания,  полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
3. Проводит инструктаж  по домашнему заданию:
                            ( слайд 11)
Обязательно выполнить №23 в тетрадях на печатной основе.
По желанию -   №390  в учебнике.
Выставление и комментирование отметок: 5,5,5,5,5,4,4,4. Вспоминают поставленную цель урока.
- Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.
- Достигли.
Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Высказывают мнения
Находят нужные задания и задают   вопросы по их выполнению.
Приложение
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число
Выделяем  первое        ________________________________
Делением  находим     ________________________________
Умножаем, узнаём сколько   ___________________________
Вычитаем, находим___________________________________
Остаток сравниваем с_________________________________