План-конспект урока математики в 4 классе по теме Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.
Урок математики в 4 классе.
Тема: Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.
Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления многозначных чисел на однозначные письменным способом; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
В конце урока ученики
знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные.
умеют делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
Метапредметные:
умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока:
Этап; время;
цель этапа; УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Самоопределение
к деятельности
2 мин.
Цель: Включение в учебную
деятельность на личностно-
значимом уровне.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. Включаются в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний
7 мин.
Цель: Готовность
мышления и
осознания
потребности к построению нового
способа действий.
Формируемые УУД:
Познавательные:
общеучебные; логические;
Коммуникативные:
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы 1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)
- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем
выполнить.
(Слайд 2)
-Какую закономерность вы установили?
- Предлагаю, прежде чем вы назовёте частное, объяснить
приём деления. Участвуют в диалоге:
- Можно посчитать треугольники.
- Можно выявить закономерность.
Выявляют закономерность.
-Нужно назвать частное.
Объясняют приём деления.
- В первом треугольнике пример на табличное деление
- Во втором – способ подбора.
- В третьем –
28 дес. : 7 = 7 дес.
- В четвёртом –
126 разбиваем на
удобные делимые
90 и 36; 90 : 9 = 10
36 : 9 = 4 10 + 4 = 14
- В пятом – 800 и 160
800 : 4 = 200
160 : 4 =40
200 + 40 = 240
- В шестом -
(затрудняются)
3. Постановка
учебной задачи
(Создание проблемной
ситуации)
5 мин
Цель: Выявление
места и причины
затруднения,
постановка цели
урока.
Формируемые УУД:
Познавательные:
постановка и
формулирование
проблемы; поиск и
выделение
необходимой
информации
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли 1.Ведёт побуждающий диалог.
-Почему вы затруднились назвать частное в последнем треугольнике?
- Как предлагаете решить?
- Хорошо, вычислите на калькуляторе и запишите ответ.
- Этих знаний вам достаточно?
2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.
- Можете ли вы сформулировать тему урока?
- Какая формулировка темы точнее?
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
(слайд 3) Участвуют в диалоге.
- Не можем решить устно, т. к. число четырёхзначное
Выдвигают гипотезы:
- на калькуляторе
- столбиком
Вычисляют на калькуляторе и фиксируют ответ в тетради.
- Решив на калькуляторе, мы не научимся решать такие примеры сами.
В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет. Тогда можно решить пример письменно – столбиком.
Варианты:
- Деление многозначных чисел на однозначные столбиком
- Письменное деление многозначных чисел на однозначные.
- Вторая
-Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.
4. «Открытие»
детьми нового
знания.
12 мин
Цель: Построение
детьми нового способа
действий и
формирование
способности к его выполнению
Формируемые УУД:
Познавательные:
Построение
логической цепи
рассуждений;
самостоятельное
создание способов
решения проблем
поискового характера;
Коммуникативные:
Инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации со сверстниками и с учителем 1. Стимулирует к деятельности.
- Предлагаю два варианта: первый – сама покажу вам приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.
Какой вариант выберете вы и почему?
2. Организует
деятельность
- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
( слайд 4 )- Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.
- Назовите число, которое получили в частном.
- Где мы можем посмотреть и проверить решение?
- Откройте учебники на странице 78, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением.
- Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы
умеете применять ранее
полученные знания.
- Открытые вами знания
позволили закончить
выполнение задания,
сформулированного в
начале урока?
(слайд 5)
- Сейчас объясним приём
деления на доске.
3.Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
4. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления
- Что такое алгоритм?
- Сейчас мы составим алгоритм деления многозначных чисел на однозначные.
У вас на партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, вы допишите действия алгоритма.(Приложение)
5.Организует анализ составленных алгоритмов
(слайд 6)
- О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Предпочитают «открывать» новое знание сами
Пытаются решить пример самостоятельно.
Называют ответы.
- В учебнике.
Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.
Сверяют и поднимают руки.
Называют частное в треугольнике.
Объясняют приём деления
- Пошаговое выполнение действий
Работают в парах, дополняя алгоритм
Выделяем первое (неполное делимое)
Делением находим (цифру частного)
Умножаем, узнаём сколько (разделили)
Вычитаем, находим (остаток)
Остаток сравниваем с (делителем)
- Остаток должен быть меньше делителя
5. Первичное
закрепление
5 мин.
Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые УУД:
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Регулятивные: овладение алгоритмом деления 1.Организует работу по закреплению нового знания
- Закрепим полученные знания, выполнив письменное деление с объяснением на доске
(№389 – 2 примера)
2.К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого»
3. Проводит физминутку.
Поднимает руки класс –
это раз.
Повернулась голова –
это два.
Руки вниз, вперёд смотри
- это три.
Руки в стороны пошире
развернули – на четыре.
Самого себя обнять –
это пять.
Всем ребятам дружно
сесть – это шесть.
А когда мы скажем восемь
– значит тишины
попросим. Два ученика работают у доски, остальные - в тетради.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
9 мин.
Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха
Формируемые УУД:
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция
Коммуникативные:
учебное
сотрудничество 1. Предлагает 4 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее.
( слайд 7)
2.Предлагает определить уровень сложности оставшихся заданий.
3.Выделяет задания разным цветом на слайде по уровню сложности.
- Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.
4. Наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет – уровень сложности)
- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.
- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.
(слайд 8)
(слайд 9)
(слайд 10)
-Оцените свою работу. Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.
- Лишнее задание Б,
т. к. оно не подходит к теме урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Определяют уровень сложности заданий и формулируют их
А – выполнить деление и проверку.
- В – вспомнить порядок действий и вычислить.
- Г) – решить уравнение
Выбирают и выполняют задание.
Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.
Сверяют решение с образцом на слайдах.
Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценивают: + или -
7.Рефлексия деятельности (итог урока)
5 мин
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.
Формируемые УУД:
Познавательные:
умение структурировать знания
Коммуникативные:
аргументировать свои высказывания
Регулятивные:
саморегуляция; самооценка 1.Организует анализ полученного результата урока
- Какую цель урока мы ставили?
- Достигли мы этой цели?
2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.
Оцените свою работу на «лестнице знаний»
Низшая ступень – плохо понял новый материал.
Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать.
Верхняя ступень – всё понял, всё получается!
(слайд 11)
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?
3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:
( слайд 11)
Обязательно выполнить №23 в тетрадях на печатной основе.
По желанию - №390 в учебнике.
Выставление и комментирование отметок: 5,5,5,5,5,4,4,4. Вспоминают поставленную цель урока.
- Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.
- Достигли.
Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Высказывают мнения
Находят нужные задания и задают вопросы по их выполнению.
Приложение
Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число
Выделяем первое ________________________________
Делением находим ________________________________
Умножаем, узнаём сколько ___________________________
Вычитаем, находим___________________________________
Остаток сравниваем с_________________________________