ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В условиях модернизации структуры и содержания образования наибольшую актуальность приобретает работа по поиску эффективных и действенных путей улучшения качества учебно-воспитательного процесса, в том числе и по физическому воспитанию. Обновленное содержание образования, современные педагогические технологии, усиление воспитательного потенциала физической культуры и спорта, формирование личной физической культуры современного школьника - вот тот минимальный перечень проблем, которые предстоит решить педагогу по физической культуре в своей практической деятельности. Осуществление этих задач - достаточно сложный процесс. И в этих условиях неизмеримо возрастает роль курсовой подготовки  учителей физической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Роль содержания предмета «Физическая культура» в современном образовании
Содержание образования в плане научно-теоретического его освещения и реализации в учреждениях общего образования привлекает внимание отечественных ученых-педагогов уже более ста лет. Эта проблема отражена в трудах теоретиков как революционного периода, так и советской педагогики. Служит она предметом поисков и современных ученых.Научно-теоретическое наследие отечественных ученых-педагогов по обсуждаемой проблеме составляет методологическую основу подхода к содержанию образования по предмету «Физическая культура».Содержание образования рассматривается как:- одна из категорий педагогики;- инвариантный элемент педагогической системы области образования, учебного предмета, раздела, темы;- фактор, отражающий потребности общества и запросы личности в сфере образования;- механизм (инструмент) реализации социального заказа государства в данной области.Частнодидактическое рассмотрение вопросов содержания образования применительно к предмету «Физическая культура» может основываться на переработке отмеченных общедидактических постулатов в соответствии со своеобразием данной дисциплины. Из множества подобных вопросов, подлежащих первоочередной научно-теоретической разработке, выделим такие, как место в структуре педагогической системы школьной физической культуры, функции, детерминанты, принципы, взаимосвязи с другими элементами системы, внутренний состав и субструктура, причастность содержат ч образования к государственному образовательному стандарту (базовому, федеральному, и вариативному, региональному, компонентам).Обозначим отдельные исходные позиции, отсутствие или абстрактное освещение которых существенно затрудняет последующее обсуждение. Во-первых, дадим определение понятию «содержание образования» по предмету «Физическая культура» — это часть общего среднего образования, отражающая совокупность знаний: двигательных и инструктивных умений, качеств личности; норм, требований физической подготовленности и видов деятельности, системное усвоение которой обусловливает достижение цели данной дисциплины.Во-вторых, содержание образования - это инвариантный и системообразующий элемент педагогической системы предмета «Физическая культура», который при первоначальном возникновении питается информационной энергией, исходящей от главного элемента педагогической системы учебного предмета, ее цели. В-третьих, во взаимосвязи с ней он принимает участие в формировании третьего системообразующего элемента педагогической системы школьной физической культуры — дидактических процессов. Будучи своеобразной структурной единицей состава содержания общего образования, содержание образования по физической культуре реализует здесь двухаспектную функцию: конкретизации состава и структуры социального опыта, подлежащего системной передаче учащимся общеобразовательных школ. Такой опыт составляет основу для использования физической культуры и спорта в жизни. Элемент «дидактические процессы» призван обеспечить перевод содержания образования в элементы опыта личности школьников в форме знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, видов физкультурной деятельности. Восприятие и осознание феномена содержания образования — проблема сложная. Эти процессы развертываются на разных уровнях его представления.На первом уровне возникает общетеоретическое понимание, где содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного представления о составе (элементах), структуре (связях между элементами) и общественных функциях передаваемого подрастающим поколениям социального опыта в его педагогической интерпретации.Лишь на втором уровне возникает информация (сведения) об определенных частях содержания, которые выполняют специфические функции в общем образовании. Здесь «проявляется» образ области образования «Физическая культура» и учебных предметов, через которые реализуется ее содержание. Третий уровень — учебный материал, представляющий конкретные элементы состава содержания образования (знания, умения, навыки и т.д.), которые бывают включены в курсы обучения по определенным учебным предметам.Эти уровни в совокупности составляют содержание образования (педагогическую модель социального заказа).
Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»
Структура содержания образования по физической культуре отражена в государственном образовательном стандарте и примерной учебной программе по предмету.Авторские рабочие учебные программы по дисциплине разрабатываются и обосновываются учителями физической культуры, а затем обсуждаются на заседаниях педагогического совета школ, методических объединений учителей физической культуры или научно-методических советов государственных органов исполнительной власти в сфере образования субъектов Федерации (республик, краев, губерний, областей).В этой работе важно иметь конкретные ориентиры, с опорой на которые может быть выполнена сложная и трудоемкая работа, требующая проявления творчества, например, составления упомянутых документов. В первую очередь должны быть конкретны принципы формирования содержания образования.К числу разработанных относятся принципы централизации (подчинения всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом), унификации учебного материала (придания программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии), оптимизации (развивающего обучения), а также учет зоны ближайшего социального и биологического окружения школьников. Многие считают целесообразной разработку двух-трехступенчатых учебных программ с базовым общероссийским, региональным и местным компонентами. Содержание программы по физической культуре представляется как система знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, двигательных и морально-волевых качеств, норм и требований, а также видов деятельности по использованию физической культуры и спорта в процессе самостоятельных занятий. Единицы структуры содержания образования именуются блоками.Понятие блок обогатило теорию образования сравнительно недавно в связи с проникновением информатики в управление познавательными процессами. В отечественных словарях приведено пять значений этого понятия. В данном случае понятие блок используется для обозначения структурной единицы теоретической модели содержания образования, характеризующей системно упорядоченную совокупность близких по их функциональному назначению элементов.Блок системы знаний состоит из теоретических положений о физической культуре как элементе общей культуры личности:- значение физической культуры для нормального роста и развития организма;- виды деятельности, характеризующие физическую культуру школьника;- место этих видов в двигательном режиме учащегося в учебном году, на каникулах, в выходные и праздничные дни, на местах отдыха детей;- знания об использовании физических упражнений в оздоровительно-реабилитационном, морфофункциональном развитии и закаливании организма, профилактике отрицательного воздействия учебной деятельности, малоподвижного образа жизни на формирование и развитие детей, подростков, молодежи;- использование физической культуры в рекреации (организации здорового досуга), повышении физической и умственной работоспособности, воспитании морально-волевых качеств, обеспечении социальной самозащиты, самоутверждения и в других аспектах.В содержании общего среднего физкультурного образования может быть материал для закрепления знаний:- о строении организма человека и его функциях;- гигиене личной, общественной и связанной с занятиями физкультурой и спортом;- режиме дня, двигательном режиме;- заботе о своей осанке;- закаливании;- физических упражнениях как средстве развития и занятиях спортом, индивидуально и в группах.Важную роль здесь играют знания о самостоятельных занятиях физической культурой типа самотренировок, самоконтроле, врачебном контроле, оказании первой медицинской помощи при травмах, страховке, помощи и самостраховке; теоретические сведения об основных, наиболее популярных среди школьников видах физических упражнений (легкоатлетических, гимнастических, игровых, плавательных, зимних, шахматах и др.). IБлок двигательных навыков и умений, как компонент содержания образования по предмету «Физическая культура», представляет собой совокупность двигательных действий, ориентированных на обогащение двигательной подготовленности учащихся, на базе которой формируется физкультурная их деятельность. Это основные движения человека («азбука» движений), двигательные действия и их комбинации, составляющие основу типовой техники и тактики наиболее популярных и доступных для занятий видов спорта, физической культуры школьника, включая подвижные игры и физкультурно-спортивные забавы детей, подростков, юношей, молодежи.Блок инструктивных навыков и умений — это совокупность навыков и умений, обусловливающих способы, формы, правила и физкультурную деятельность школьника. Это навыки и умения самоорганизации, самоконтроля, саморегуляции, самостоятельные (индивидуальные, парные, групповые) и коллективные занятия физической культурой и спортом, имеющие цели и задачи на несколько лет, учебный год, сезон (лето, осень, зима, весна), месяц, неделю, занятие. В блоке определены содержание, продолжительность, структура, объем и интенсивность физической нагрузки, умение страховать, оказать помощь на занятиях, первую медицинскую помощь при травмах, судить соревнования.Блок двигательных и волевых качеств, формируемых и развивающихся в процессе занятий физической культурой и спортом, - совокупность социально значимых качеств личности, связанных с преодолением трудностей, развитием выдержки, выносливости, мужества, решительности, воли и самообладания в сочетании с морально-нравственными качествами, принятыми в обществе. В этот блок входят двигательные действия в виде общеразвивающих и подготовительных физических упражнений, способствующих развитию быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости, а также социально значимых моральных и волевых качеств личности.Блок норм и требований. Вначале объясняются термины «норма», «норматив» и «требования». В сфере физического воспитания норма — это конкретные и объективизированные показатели физической подготовленности, т. е. одного из показателей признака, именуемого физическим совершенствованием.Норматив — это показатель, характеризующий относительную величину (степень)использования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и др., их расходов на единицу площади, веса, объема.Требования — комплекс научно обоснованных или установившихся показателей выполнения двигательных действий, реализации видов физкультурной деятельности, форм проявления двигательной активности. В требованиях предписываются этапы усвоения двигательных действий, овладения инструктивными навыками и умениями, уровни сформированности форм организации видов физкультурной деятельности школьников. Формулировки требований должны содержать выражения: «уметь», «выполнить», «знать», «иметь», «достичь» и т.д. Уровень физической подготовленности входит в этот блок как подструктура физического образования. Понятия «физическое образование» и «физкультурное образование», «уровень физической подготовленности» рассматриваются как компоненты общей физкультурной образованности. Отсюда физическая подготовленность — одна из составляющих содержания образования учебного предмета, обеспечивающего общее среднее физкультурное образование. В качестве наиболее информативных, доступных естественных двигательных действий приняты бег на быстроту и выносливость, прыжок в длину с места, челночный бег 3 х 10 м, подтягивание на перекладине (мальчики), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки), по которым разработаны нормативы.Таким образом, под понятием блок норм подразумевается один из структурных компонентов содержания образования по предмету «Физическая культура», который объединяет комплекс научно обоснованных и директивно установленных величин, характеризующих степень проявления физической подготовленности школьника в конкретных двигательных действиях, выступающих в качестве контрольных упражнений.Блок норм выражается в метрических единицах времени, расстояния (пространства), количествах повторных движений, продолжительности вида деятельности. Блок двигательных качеств — это совокупность средств, ориентированных на обеспечение преимущественного развития самых известных и теории физического воспитания качеств движения (быстроты, мускульной силы, выносливости, подвижности I суставов, ловкости и т.д.), которые могут быть интегрированы в I один блок с морально-волевыми качествами. Однако в целях придания компонентам содержания образования, реализуемым целостно, комплексно, большей значимости для лучшего осознания их учителями считаем возможным теоретически представить их дифференцированно.Описанные блоки условно могут быть сведены в пять блоков: системы знаний; двигательных и инструктивных навыков и умений; двигательных и волевых качеств; норм и требований и видов физкультурной деятельности.Блок видов деятельности (его состав зависит от условий данной школы):- утренняя гимнастика в семье (школах-интернатах, детских домах, лагерях труда и отдыха);- физкультурные минутки и паузы во время самоподготовки! дома и в школе;- самостоятельные занятия общеподготовительного или спортивно-подготовительного характера;- внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом в школе и во внешкольных организациях;- физкультурно-массовые и спортивные мероприятия по месту жительства или во внешкольных организациях и др.Содержание общего среднего физкультурного образования школьников, формы и методы его реализации учитывают специфику среды учебно-воспитательного учреждения физического воспитания населения конкретных регионов такого многонационального государства, как Россия, территория которой занимает огромную площадь с разнообразными рельефом и климатическими зонами. Как уже отмечалось, данное положение рассматривается в качестве одного из принципов, на основе которого разрабатывается содержание образования по физической культуре, особенно в сельской общеобразовательной школе.Сельская общеобразовательная школа характеризуется наличием ряда особенностей, обусловливающих специфику учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Во многих публикациях эта специфика сведена лишь к скудности учебно-материальной базы сельских школ. Реальное же своеобразие физического воспитания в учреждениях данной категории характеризуется социальными и биологическими факторами. Это и многовековой опыт сельского населения в подготовке здорового, всесторонне физически и психически подготовленного к трудовой (в сельском хозяйстве), бытовой и оборонной деятельности подрастающего поколения, его хозяйственной и бытовой деятельности, и реакция организма сельчан на взаимодействие со средой их обитания, и физкультурные и спортивные интересы и др.Эффективность такого подхода была подтверждена в экспериментальной работе на базе сельских школ, в ходе которой содержание обучении но предмету «Физическая культура» переработало с учетом их климато-географических, культурно-исторических, национально-бытовых условий функционирования. В этих условиях содержание образования дополняется традиционными сродными средствами физического воспитания, предварительно разработанными к соответствии с задачами образования и воспитания школьников: российскими и зарубежными, особенно из ближнего зарубежья. Учеными предприняты попытки научно-теоретически обосновать место и значение национального и интернационального в физическом воспитании учащихся образовательных учреждений на селе.Определено их целесообразное соотношение в содержании обучения по трем ступеням общеобразовательных школ. Рациональными пропорциями установлены 1:1, 1:2, 1:3 соответственно в начальной, основной и средней школах. Эти рекомендации окажут определенную научно-теоретическую помощь учителям физической культуры при разработке рабочих учебных программ, адаптации типовых программ к условиям конкретных школ, определении местного компонента содержания обучения по предмету, или авторских программ, основанных на ГОСе по этой дисциплине.Объем учебного времени, выделенного на реализацию содержания образования, может пересмотрен с учетом возраста учащихся. В начальной школе, когда закладываются основы общего среднего физкультурного образования учащихся, объем учебного времени нуждается в увеличении еще на 50—100% по сравнению с нынешним.Представляя основные блоки в структуре содержания образования по годам обучения с соблюдением упомянутых принципов, наиболее приемлемой мы считаем их спиралеобразную форму. В этом случае содержание образования предстает как учебный материал однообразного характера, при переходе из класса в класс усложняются его объем и глубина изучения с учетом особенностей возрастного развития детей школьного возраста. Такая форма традиционна. Она приемлема для модернизации содержания образования по дисциплине на базе современных стандартов.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕНА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культурыОперационно-деятельностный компонент наиболее ярко (конкретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитательного процесса.Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, постоянного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процесс с такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обоснованных средств, методов и форм организации преподавания и учения.Данный вид дидактического взаимодействия представлен центральным звеном «шага» — единицы функционирования дидактических процессов — и подробно описан ранее.Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны.Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания образования по физической культуре и вследствие обратного отражения школьниками его собственных воздействий.В зависимости от состояния фактической обученности учащихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных возможностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах (варианты 1 и 2). Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культурыВариант 1
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организация репродуктивной деятельности учащихся: сообщает новые знания, связанные с влиянием физических упражнений на морфофункциональное развитие организма учащихся. Осуществляет вербально-зрительное воздействие, организуя обучение технике двигательного действия, предусмотренного учебной программой. Репродуктивная учебная деятельность: воспринимают словесную или наглядную информацию учителя, усваивают и воспроизводят знания по вопросам курса физической культуры Воспринимают учебную информацию и выполняют двигательное действие по образцу, т.е. воспроизводят способ деятельности.
Вариант 2Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся 
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Информирует учащихся о новом знании, новых способах выполнения с использованием слов и обеспечением наглядности. Объясняет и демонстрирует узловые, важные элементы техники изучаемого двигательного действия, детализируют сущность учебного задания. Организует осмысливание двигательной задачи и учебной информации о способах ее решения, обоснованные способы решения двигательной задачи. Организует активную учебную деятельность по упрочению правильно усвоенной техники или коррекции искажений на основе техники изучаемого двигательного вия, усиливает контрольно-коррекционную работу, организует двигательную деятельность, чтобы закрепить правильную технику исполнения изучаемого материала. Воспринимают учебную информацию двигательного действия с применением различных методов и приемов. Усваивают важные элементы изучаемого двигательною действия. Применяют различные способы для осознание учебной информации. Выполняют учебные задания, сосредоточивая внимание на трудных для выполнения моментах, анализируют контрольно-коррекционную информацию, применяют усвоенное двигательное действие в комбинациях физических упражнений (гимнастика), подвижных и спортивных (единоборство) или с усложнением в привычных условиях (легкая атлетика, лыжная подготовка)
Непосредственное дидактическое взаимодействие может быть осуществлено с использованием элементов проблемного обучения (вариант 3). Вариант 3 Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры с использованием элементов проблемного обучения
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ставит перед учащимися в подготовительной, основной или заключительной части урока проблемную задачу. Например: «На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в высоту способом "перешагивание". Может ли быть иной способ преодоления планки?» им г. «На предыдущих уроках вы научил штрафным броскам двумя руками снизу. Можно ли еще как-нибудь по-другому сделать это?». Организует интеллектуально-двигательную деятельность по решению поставленной задачи. Предлагает демонстрировать решения поставленной задачи. Рекомендует доказать рациональность выбранного способа решения двигательной задачи. Предлагает учащимся определить, в каких конкретных ситуациях целесообразно использовать или иной способ решения задачи. Воспринимают задачу и активизируют учебную деятельность по поиску способов се решения. Воспринимают задачу и активизируют деятельность по поиску способов ее решения. Обсуждают возможные варианты решения двигательной задачи. Выполняют свой вариант решения двигательной задачи. Доказывают рациональность или нерациональность способа решения задачи по сравнению с ранее изученным с учетом конкретных условий. Делают выводы и обобщения по сути поставленной задачи.
Могут быть и иные варианты использования проблемного и иллюстративно-объяснительного обучения на уроках физической культуры. Их реализация требует содержательной, целенаправленной и системной работы учителя на этапах, предшествующих непосредственному дидактическому взаимодействию или следующих за ними. Как известно, предшествующая уроку и последующая за ним работа учителя по своему содержанию и характеру отнесена к опосредованному взаимодействию с учащимися. Значительную по объему и важную работу в рамках опосредованного взаимодействия со школьниками учитель выполняет и компонентах целеполагания, программирования, отбора, обоснования и др.Выбор оптимального для соответствующих условий вида непосредственного взаимодействия составляет наиболее важный элемент процедуры опосредованного взаимодействия. Задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход.