Доклад: Инновационные процессы в изучении иноязычной культуры


Инновационные процессы в изучении иноязычной культуры. Роль метода проектов в формировании УУД на уроках французского языка и во внеурочной деятельности
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий.
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ведущих российских психологов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. на основе системно-деятельностного подхода, основные принципы которого описаны в трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. На современном этапе развития образования проектная методику детально исследовали отечественные авторы: методисты И.Л. Бим, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, психолог И. А. Зимняя, доктор педагогических наук Е.С. Полат, а также зарубежные ученые Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения иностранному языку.
В 2013 - 2014 учебном году мной было организовано школьное научное общество учащихся по французскому языку «Je SAiS», мои ученики являются активными участниками всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады проекта видеоуроки.net, лауреатами и победителями конкурсов исследовательских проектов.
Исходя из всего выше сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение метода проектов на уроках французского языка и во внеурочной деятельности способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий.
Достижение поставленной цели планирую через реализацию следующих задач:
использовать метод проектов в учебном процессе с целью формирования коммуникативной компетенции;
вовлечь учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность;
направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации учению в целом и к изучению иностранного языка в частности.
1.Формирование УУД средствами проектной методики
В составе видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.[1]
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.
Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.
Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:
включение учащихся в проектную деятельность, типичную для их возрастных особенностей (на среднем этапе это творческие и информационно-исследовательские проекты);
разработка критериев с целью создания условий для формирования УУД через развитие коммуникативной активности учащихся.
Критерии при работе над проектом:
Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию УУД во взаимосвязи всех видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.
Многолетний педагогический опыт преподавания французского языка по УМК Селивановой, Шашуриной «Синяя птица» который построен на принципах системно-деятельностного подхода, и в котором метод проектов является одним из важнейших звеньев и используется уже более 10 лет, позволил мне апробировать и систематизировать его применение проектов для достижения формирования УУД и предметных результатов у учащихся.Как же у детей зарождается та или иная идея создания проекта? В обучении французскому языку метод проектов используется в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. В конце каждого раздела учебника, у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме.
На примере создания коллективного проекта «La musique dans ma vie» («Музыка в моей жизни») предлагаю рассмотреть, какие УУД формируются в ходе работы.
Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тема данного проекта была достаточно интересной для учащихся, так как, ее выбор был обусловлен не только тем, что она входит в общий контекст обучения языку, но и тем, что в то же время ребята на самом деле готовили коллективно материал к данному проекту, проводили анкетирование, и то, что они запланировали, нашло отражение в реальной жизни, а не осталось только на бумаге.
Ребята с увлечением начали работать над проектом. В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД – понимание актуальности выбранной темы, формулирование проблемы, самостоятельный поиск способов решения проблемы.
Коммуникативные УУД – умение вести диалог, высказывать свои мысли, слушать мнение других.
Регулятивные УУД – определять и формулировать цель своей деятельности.Личностные УУД – развитие познавательных интересов, установка на общественно - полезную деятельность.
Второй этап. Выполнение проекта.
Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией. Кто-то подготовил вопросы для анкеты, кто-то нашел в Интернете информацию о французских композиторах, самое главное в подготовке данного проекта заключалось в том, что каждый из учеников смог отстоять свои музыкальные предпочтения в дискуссии на французском языке.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - умение определять последовательность промежуточных целей, составлять план и планировать последовательность действий, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, умение структурировать полученную информацию: анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, смысловое чтение.Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия, умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Регулятивные УУД – составлять план и планировать последовательность действий, принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.
Личностные УУД – формирование мотивационной основы, умение делать выбор.Третий этап. Оформление проекта.
На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта.Форму оформления проекта (в виде компьютерной презентации) группа определяла индивидуально. 
Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сообщений, совершенствуя навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий французско-русских и русско-французских словарей.
На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Познавательные УУД - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД - умение принимать и сохранять цель работы, прогнозировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД - критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные УУД – освоение личностного смысла работы над проектом.
 Четвертый этап. Защита и оценка проекта.
Данный этап являлся самым сложным из всех, так как защита проекта происходила в присутствии экспертов-учителей иностранного языка.
На данном этапе у некоторых учеников возник вопрос: «А почему мы должны представлять свой коллективный проект на французском языке? Ведь не всем из присутствующих экспертов будет понятно о чем идет речь»
Поэтому было принято коллективное решение дублировать ответы на французском языке русскими комментариями.
Именно в таком оптимальном режиме учащиеся представляли свой коллективный проект экспертам, отвечали на вопросы учителя и друг друга, а также на вопросы из презентации.
Таким образом, мы подвели итог работы над темой «La musique dans ma vie» («Музыка в моей жизни»).
На этом этапе происходило формирование следующих универсальных учебных действий:
Познавательные УУД- умение строить логическое рассуждение, делать выводы, строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с нормами языка.
Регулятивные УУД – умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, оценка (выделение и осознание) учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, самооценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные УУД- умение вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс.
Личностные УУД - способность выразить себя через свой проект, Умение уверенно держаться во время выступления, формирование эстетических чувств.
Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии.
1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
Тема
Автор
Наличие картинки (рисунка)
Аккуратность
2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
Соответствие теме проекта
Наличие оригинальных находок
Полнота
Логичное изложение материала
3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):
Умение вступать в диалог, отстаивать свою позицию, аргументировать свою точку зрения
Фонетическая правильность речи
Грамматическая правильность речи
Лексическая правильность речи
Степень владения материалом
Эмоциональность в представлении
4. Итого:
12 - 15 баллов – “5”
9 - 11 баллов – “4”
6 - 8 баллов – “3”
Итоговая оценка:
Критерии оценки мультимедийных проектов
1. Критерии оценки презентации (5 баллов):
Объем презентации
Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
Соответствие между темой и содержанием
Актуальность, новизна
Информативная насыщенность проекта
Наличие оригинальных находок, собственных суждений
Логичное изложение материала
3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
Самостоятельное управление слайдами презентации
4. Итого:
13 - 15 баллов – “5”
10 - 12 баллов – “4”
7 - 9 баллов–“3”
Итоговая оценка:Проделанная работа наглядно продемонстрировала, что применение проектной технологии на уроке способствует формированию коммуникативной, информационной компетенции, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний. Кроме того, проектное обучение способствует повышению личной уверенности обучающихся, развитию коммуникабельности и умения сотрудничать, умения искать пути решения проблемы, исследовательских умений.
2. Результативность применения проектной методики на уроках французского языка и во внеурочной деятельности.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы.
Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся.
Большинство проектов выполняется индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Работа над коллективным проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-французски. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение.
III Заключение
Мои ученики, имея сравнительно небольшой опыт проектной деятельности, уже добились некоторых результатов:
Салтыков Михаил награжден дипломом лауреата открытого международного конкурса исследовательских работ «Доминанта»-2016
Ярославкин Евгений награжден дипломом победителя 3-й степени во всероссийском конкурсе проектно-исследовательских работ «Грани науки»-2016
Удалых Елена победитель 2 степени «Олимпиады по французскому языку видеоуроки.net»
Салтыков Михаил победитель 2 степени «Олимпиады по французскому языку видеоуроки.net»
Агеева Карина победитель 1 степени «Олимпиады по французскому языку видеоуроки.net»
Романова Мария победитель 2 степени «Олимпиады по французскому языку видеоуроки.net»
Ярославкин Евгений победитель 1 степени «Олимпиады по французскому языку видеоуроки.net»
Здесь следует пояснить, что все учащиеся являются активными участниками школьного научного общества учащихся по французскому языку «Je SAiS», силами которого был подготовлен и выполнен крупный коллективный творческий проект - «Музыка в моей жизни». Подобная работа способствует не только формированию УУД и успешному достижению предметных и личностных результатов, но также направлена на успешную адаптацию будущих выпускников.
Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов на уроках французского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность, тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.