Статья ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Татаурова К. М

Теоретические аспекты организации самостоятельной работы учащихся по английскому языку

В современных условиях социальный заказ государства и общества ориентирует школу на усиление практической направленности обучения, оптимизацию управления познавательной деятельностью учащихся в целом и самостоятельной работой в частности. Вместе с тем в современной школе наблюдается отсутствие общих подходов к организации самостоятельной работы учащихся. Ввиду этого самостоятельная работа становится менее эффективной с каждым годом и часто сводится к домашней работе. Необходимость организации самостоятельной работы подтверждается и тем фактом, что объём информации, которую учащиеся должны знать и учебная нагрузка постоянно возрастают, а количество часов на изучение тем сокращается и, как следствие, увеличивается количество часов на самостоятельную работу учащихся. Затруднение в деятельности преподавателей по организации самостоятельной работы в учебном процессе состоит в том, что многие учебные пособия ещё не в полной мере содействуют успешному развитию познавательной активности учащихся и их самостоятельности. Это, в свою очередь, затрудняет качественное изучение материала, что ведёт к неполным и поверхностным знаниям по изучаемым предметам, в том числе по английскому языку.
К основным функциям самостоятельной работы по английскому языку можно отнести:
систематизацию и закрепление знаний учащихся по английскому языку;
развитие памяти, внимания, коммуникативных способностей, повышение познавательной активности;
воспитание информационной культуры и устойчивых мотивов учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля, требовательности к себе, самостоятельности.
Выполнение самостоятельной работы требует от учащихся определённого уровня самостоятельности, которая в значительной мере обусловлена психологической поддержкой, осознанностью социальных и познавательных потребностей, практической подготовленностью учащихся к ведению самостоятельной деятельности.
Анализ научной литературы [6, С. 86; 4, С. 15] позволил выделить структуру самостоятельной работы обучаемых, складывающуюся из трех основных признаков (внешние, внутренние, общие) и соответствующих им компонентов (содержательный, мотивационный и процессуальный), которые взаимосвязаны между собой и реализуются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии (см. рис. 1.).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 1. Структура самостоятельной работы учащихся

Однако, на наш взгляд, данная структура не достаточно подробно раскрывает всю сущность самостоятельной работы при обучении английскому языку и требует уточнения. На наш взгляд, целесообразно добавить в структуру самостоятельной работы практико-ориентированный компонент, направленный на применение полученных знаний и умений для решения практических жизненных задач и приобретения успешного опыта по их решению и результативный компонент, включающий в себя новые знания и полученный новый социальный опыт.
Рассмотрим содержание каждого из компонентов более подробно (см. табл. 1)
Таблица 1.
Структура самостоятельной работы по английскому языку
Наименование компонента
Содержание

Мотивационный
Потребность в новых знаниях по предмету и желание использовать на практике современные информационные и коммуникационные технологии

Содержательный
Формирование информационной культуры учащихся, основных понятий курса английского языка.

Процессуальный
Овладение новыми способами и методами работы с текстами.

Практико-ориентированный
Применение полученных знаний и умений для создания своих собственных текстов.

Результативный
Новые знания в области английского языка, повышение уровня информационной культуры, социальный опыт


Согласно данной структуре под самостоятельной работой по английскому языку следует понимать – целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную учебную деятельность в области английского языка, выполнение которой под непосредственным педагогическим контролем преподавателя требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивных умений, самодисциплины, личной ответственности учащихся в рамках мотивационного, содержательного, процессуального практико-ориентированного и результативного компонентов.
На основе выделенных компонентов можно определить следующие этапы организации самостоятельной работы [5, С. 436]:
подготовительный;
исполнительный;
проверочный.
На первом подготовительном этапе предполагается совместная работа учителя и ученика, а также осуществляются: мотивация; постановка целей самостоятельной работы; конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения); планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.
На втором этапе возможна полная самостоятельность. Исполнительный этап включает поиск информации для решения проблемы, её изучение, анализ и переработку, реализацию программы выполнения самостоятельной работы, применение результатов на практике. В нашем исследовании мы выделяем следующие типы действий: копирующие действия по заданному образцу; репродуктивная деятельность по воспроизведению информации, в основном не выходящая за пределы памяти. Однако уже на этом уровне начинается обобщение приемов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, хотя и типовых заданий; продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний при выполнении заданий, выходящих за пределы известного образца; самостоятельная деятельность по применению знаний в совершенно новых условиях.
На третьем этапе проводится контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля, устранение ошибок и их причин.
Любая самостоятельная работа учащихся должна контролироваться. Границкая А. С. предлагает контрольный комплекс, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы [2, С. 152]. В данный комплекс входят следующие виды контроля: контроль учителя; самоконтроль; взаимоконтроль; внутренний самоконтроль.
Конечный этап контрольного комплекса – внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и снизилась необходимость во всех видах внешнего контроля.
Правильная организации самостоятельной работы в условиях перехода к новым образовательным стандартам должна способствовать развитию универсальных учебных действий. В широком смысле термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.
В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса [7].
Соотнесем формируемые универсальные учебные действия во время самостоятельной работы по английскому языку с выделенными компонентами самостоятельной работы. А затем покажем, как представленные компоненты формируются на разных этапах организации самостоятельной работы (см. табл. 2).
Таблица 2.
Структура самостоятельной работы по английскому языку
Этап организации самостоятельной работы по информатике
Наименование компонента
Формируемые универсальные учебные действия

Подготовительный
Мотивационный
смыслообразование, желание получения новых знаний

Исполнительный
Содержательный
общеучебные и логические действия по работе с текстом, согласование действий с партнером


Процессуальный
целеполагание, планирование обучения и учебного сотрудничества, постановка вопросов, построение речевых высказываний и выводов, контроль


Практико-ориентированный
прогнозирование, постановка и решение проблем

Проверочный
Результативный
оценка результатов деятельности, коррекция, самоопределение, нравственно-этическое оценивание появившегося социального опыта


Таким образом, организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа учителя. При этом первая задача педагога заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, а вторая – в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа по английскому языку, организованная согласно описанной структуре самостоятельной работы, позволит повысит уровень обученности по предмету и сформировать необходимые универсальные учебные действия.

Библиографический список
Белкин Е. Л., Давыдов В. В. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе – Волгоград, 1989.
Границкая А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе [Текст]. – М.: Просвещение, 1991.
Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: Учебник для вузов.– М.: Лотос, 2001.
Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества [Текст]: Монография: в 2ч.:Ч. II/Пермский гос.пед.ун-т, Пермь, 2003.
Педагогика [Текст]: Учеб. пособ. / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст]. – М.: Педагогика, 1980.
Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://in-exp.ru/mo-2-2010/75-favourit-mo2-10/286-uud-umenie-uchitsa-mo-02-10-39.html./ – Загл. с экрана (2011 г.)

Внешние признаки:
наличие учебно-познавательного задания, планирование самостоятельной работы, подготовка рабочего места и т.д.

Внутренние признаки:
проявление обучаемыми самостоятельности, творческой активности при решении учебно-познавательных задач

Новый результат для обучаемого

Содержательный компонент

Мотивационный компонент

Операционный компонент

Общие признаки:
интеграция внешних и внутренних признаков самостоятельной работы обучаемых

Самостоятельная работа

Преподаватель

Обучаемые



Заголовок 215