Статья по биологии Теоретические и практические основы современного урока биологии с учетом введения ФГОС (9 класс)


372.857 Б72 Теоретические и практические основы современного урока биологии в условиях введения ФГОС
С. А. Бобрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматриваются теоретические и практические основы сегодняшнего урока биологии, характеризуются основные аспекты урока в условиях внедрения ФГОС. Приводится обзор нормативных документов регулирующих реализацию ФГОС. В статье представлен сравнительный анализ традиционного урока и урока в соответствии с ФГОС, а так же рассматриваются особенности планирования урока с помощью органайзера.
Ключевые слова: ФГОС ООО, УУД, урок, системно – деятельностный подход.
S. A. Bobrovych. Theoretical and practical foundations of modern Biology lesson in terms of implementation FSES (Federal state educational standard).
In the article discusses  theoretical and practical foundations of modern biology lesson, describes the basic aspects of modern lesson in the conditions of introduction of FSES. Provides an overview of normative documents regulating the implementation of the FSES. The article offers a comparative analysis of traditional lesson and   lesson according to the  FSES and discusses the features of lesson planning using the organizer.
Keywords: FSES BCE (Basic common education), UEA (universal educational actions), lesson, system – activity approach.
В настоящее время в учебных заведениях нашей страны активно внедряется федеральный государственный образовательный стандарт. В основании Стандарта находится системно - деятельностный подход. Так как урок является основной формой организации обучения, то требуется знать принципы конструирования урока, примерные группы уроков, критерии оценивания урока и критерии результативности в границах системно-деятельностного подхода [7, стр 3]. Каким же быть современному уроку, для того чтобы выполнить требования Стандартов второго поколения?
Актуальность изучения и использования в педагогическом опыте элементов системно-деятельностного подхода объясняется введением со временем ФГОС, отличительной чертой которых является устремленность на результаты образования, как раз исследующиеся на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что учебный процесс обязан ориентироваться на совершенствование и развитие личности обучающихся, эти изменения происходят на основе освоения обучающимися обобщенными способами деятельности (УУД).
Научная новизна работы заключается в попытке систематизировать имеющиеся данные по проблеме организации урока в условиях внедрения ФГОС, с учетом специфики преподавания предмета «биология».
Л.Н. Феденко, повествует об особенностях и трудностях введения и реализации ФГОС ООО: на сегодняшний день требуется педагог, который способен овладеть технологиями, которые обеспечивают индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, направленный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение [1].
Следовательно, для того чтобы успешно перейти на ФГОС второго поколения, необходимы педагоги, которые углубленно знают свой предмет, располагают различными методическими приемами и обладают основательной психолого-педагогической подготовкой, а так же каждому учителю необходимо стать новатором [4].
По новым стандартам деятельность учителя предусматривает более разнообразную деятельность по изучению действий ученика. Ученик несомненно сам должен добывать знания через содержание УМК, кроме того он приобретает способность к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное приобретение нового социального опыта, что означает умение учиться, это УУД (универсальные учебные действия)[5].
С переходом на ФГОС роль учителя на уроках биологии существенно изменилась. В таблице приведено сопоставление традиционного урока и современного урока (в контексте введения ФГОС второго поколения) [3].
Требования к уроку Традиционный урок Урок по ФГОС
Объявление темы урока Преподаватель оповещает обучающих о теме урока Обучающиеся формулируют сами
Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и уведомляет обучающихся, чему они должны научиться Определив границы знания и незнания учащиеся формулируют самостоятельно
Планирование Преподаватель сообщает учащимся, что они должны выполнить, чтобы достичь желаемого результата Учащиеся сами планируют деятельность для достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Учащиеся выполняют ряд действий под руководством педагога Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану
Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль Учащиеся осуществляют контроль
Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам
Итог урока Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует Учащиеся могут выбирать задание из предложенных
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД) [2, 6].
В дальнейшем в работе планируется использовать Органайзер проектирования урока биологии разработанный д. п. н., доцентом кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии ОмГПУ Арбузовой Е. Н. и Рубцовой А. В. Электронный органайзер представляет собой учебно – методическое пособие, которое предназначается для структурирования информации о современном уроке биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Актуальность использования электронного органайзера для планирования уроков биологии заключается в снижении нагрузки на педагога при подготовке к уроку.
В связи с переходом системы образования на ФГОС изменились цели урока, структура, роль учителя. В традиционном уроке педагог применял строго структурированный конспект, а теперь появляется необходимость составлять сценарный план урока в виде технологической карты, который представляет ему свободу выбора форм, способов и приемов обучения, которые будут зависеть от сложившейся учебной ситуации. На уроках при объяснении и закреплении материала педагог отводит все больше времени на самостоятельную работу обучающихся, при этом он выполняет роль консультанта, первенство отдается организации активности обучающихся по поиску и обработке информации, постановке учебных задач, обобщению способов действия.
ФГОС второго поколения отвечают требованиям времени и рекомендуют конкретные инструменты, которые обеспечивают изменение метода обучения, с объяснительно-иллюстративного на деятельностный, а так же изменение оценки результатов обучения, т.е. не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов.
Библиографический список
Журнал «Вестник образования», № 2, январь 2012.
Ижойкина Л.В. Костина Л.М. Конструирование современного урока в начальной школе: учебно - метод. пособие. – Омск, 2012. – 34 с.
Методика подготовки и проведения урока по ФГОС [Электронный ресурс]: компьютерный (мультимедиа) учеб. / Е.Н.Демидова. – Электр. прикл. программа.
Назарова И. П. Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС [Текст] // едагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 127-129.
Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 159с
Сборник методических материалом. Конструирование технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс]: компьютерный (мультимедиа) учеб. – Нижний Тагил , 2012
ФГОС ООО. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897