Статья Формирование читательской компетенции на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС


Статья
Формирование читательской компетенции на уроках
в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Аннотация. В данной статье представлено описание опыта работы учителя начальных классов по формированию читательской компетентности младших школьников в рамках ФГОС в курсе литературного чтения, предлагаются методы и приемы формирования читательской компетентности, способствующие целенаправленному индивидуальному осмыслению художественных произведений.
Ключевые слова: читательская компетентность; младшие школьники; читательский интерес; речевая деятельность; читательская деятельность; Федеральный государственный образовательный стандарт; начальное образование.
Современное качество образования в начальной школе определяется уровнем овладения детьми младшего школьного возраста ключевыми компетентностями – способностью самостоятельно действовать в учебном процессе, использовать приобретенные знания и умения на практике и в жизни.
Обучению литературному чтению в младших классах уделяется существенное внимание, его целью считается не повышение грамотности и совершенствование навыков чтения, но и формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как вдумчивого читателя, способного к применению читательской деятельности как способ самосовершенствования. Формирование привычки читать так, чтобы получить наслаждение от общения с книгой, удовлетворить свои познавательные интересы, расширить свои познания и возможности.
В качестве показателей интереса к чтению у учеников начальных классов имеют все шансы выступать: положительное отношение к читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность литературными произведениями ("хочу эти книги"); увлечение чтением ("не могу оторваться от книги"); желание поделиться эмоциями от прочитанной книги ("хочу, чтоб другие об этой книжке узнали").
Читательская компетентность определяется по следующим критериям:
– владение техникой чтения вслух и про себя;
– опыт чтения разнородных письменных текстов, как художественных, так и научно - популярных;
– осознание прослушанных и прочитанных произведений;
– духовная потребностью в чтении и книге;
– умение лично выбирать книгу для чтения.
Под навыком чтения имеется в виду умение правильно прочитывать слова, понимать значение слова, выразительно читать, выдерживать оптимальный темп чтения. Для улучшения навыка чтения нужно вызвать интерес к нему у младшего школьника.
В процессе овладения техникой чтения младшие школьники поначалу запоминают буквы, познают своеобразие их сочетаний, различают конкретную букву из числа других, соотносят ее со звуком, выяснят, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
После этого младшие школьники начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается опыт плавного слогового чтения, читаются слоговые сборки, слова, словосочетания, предложения, небольшие слова. В итоге систематической и целенаправленной работы складывается навык чтения.
Формирование читательских интересов вполне возможно разделить на последующие этапы:
От 6 до 7 лет. В данном возрасте интерес к любой книге связан с желанием и рвением к самостоятельной деятельности, интерес имеет место быть в равной степени как к сказкам, так и рассказам и стихам.
От 8 до 9 лет. Особый энтузиазм младшие школьники показывают к книгам о природе. Вызвано это тем, что младшие школьники, в ходе взросления, пытаются поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, а именно животные и окружающие деток растения, это и это та область жизни, где младший школьник в данном возрасте ощущает себя непринужденно.
От 9 до 10 лет характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к путешествиям и приключениям, особо – к сказочным, фантастическим. [1, с.1].
Виды читательской и речевой деятельности, применяемые на уроках:
– чтение про себя, чтение вслух;
– слушание (аудирование);
– работа с различными видами текста (описание, повествование, рассуждение и т. д.) используется на занятиях по русскому языку при обучении написании изложений, сочинений учащимися;
– библиографическая культура: используется на уроках изобразительного искусства при знакомстве с картинами художников, на уроках окружающего мира в 3 - 4 классах при исследовании деятельности выдающихся ученых в сфере истории, зоологии, ботаники, физиологии и т. д.
– культура речевого общения (говорение);
– культура письменной речи (письмо) развивается у учащихся с первого года обучения;
– работа с текстами художественных произведений;
– работа с учебными и научно - популярными текстами;
Для формирования читательской компетенции необходимо сформировывать умения:
– лично выбирать книги для чтения;
– работать с разными источниками информации (справочниками, словарями, в том числе и на электронных носителях);
– без ошибок, осознанно, выразительно читать;
– выделять в текстах нужную и интересную информацию;
– выговаривать оценочные суждения о прочитанном произведении. Чрезвычайно важно на уроках в младших классах развивать потребность в самостоятельном, инициативном чтении средством применения разнообразных форм внеклассной деятельности.
Для этого нужно будет создать условия. Главное из них – организация читательского пространства для младших школьников, правильная подборка материала для чтения, нацеленная на становление читательской деятельности.
Правильная читательская деятельность складывается на занятиях по литературному чтению, в данном процессе вполне возможно выделить 3 момента работы с текстом.
1этап: Прогнозирование смысловой, чувственной, тематической направленности текста (антиципатия)
2 этап: Работа с текстом во время его чтения.
После первичного прочтения сопоставляются начальные предположения учащихся с содержанием и эмоциональной окраской прочитанного текста. При повторном чтении наблюдается определение основных слов, комментирование текста учащимися, проводится беседа с автором через текст.
3этап: Осуществляется работа с текстом после прочтения: коллективное обсуждение содержания и смысловой нагрузки, комментирование картинок, дискуссия. [2, с.251].
Учащимся младшей школы вполне возможно дать творческие задания, базирующиеся на сферах читательской деятельности (художественные формы воображения, эмоции).
Положительное воздействие на составление читательской деятельности у младших школьников оказывает использование групповой работы на уроках литературного чтения. Особо в значительной степени оно прослеживается при инсценировании художественных произведений. [8, с.285].
Во время уроков по литературному чтению вполне возможно использовать разнообразные формы работы с произведениями, таких как создание проблемных и поисковых ситуаций, что настроить всех учеников на активное участие в решении проблемных вопросов. [8, с.286].
Во время проведения бесед-дискуссий младшие школьники обучаются размышлять и выражать личное мнение о прочитанном. Как продемонстрировали результаты исследований, в случае если дети получали задание самостоятельно задавать вопросы по содержанию прочитанного, то у них существенно повышается вдумчивость чтения. В поисках ответов на личные вопросы учащимся приходилось обращаться к тексту произведения, понемногу накапливая материал для пересказа.
Несомненно, собственный пример учителя оказывает особое воздействие на достижение положительных итогов по формированию читательской компетенции у младших школьников. В случае если учитель может выразительно и красочно прочесть художественное произведение, суметь увлечь детей так, что они будут устремляется самостоятельно отыскать и прочесть произведение, отрывок из которого они услышали, из-за того, что им очень понравилось, как его прочел учитель. Младшие школьники стараются подражать преподавателю голосом, интонацией. Тем самым используется метод устного словесного рисования, в процессе которого младшие школьники воображают и представляют прочитанное. Это может стать основой для скопления младшими школьниками индивидуального опыта креативного восприятия художественных произведений.
Во время чтения сложных текстов на уроках нужно будет уделять значительное внимание словарной работе, применять разные приемы для объяснения значения новых слов, работать с пословицами и поговорками, загадками. Сложные слова вполне возможно объяснять при помощи толкового словаря, попутно обучая способам работы с ним, а также демонстрируя сами предметы либо их иллюстрации, приводя их синонимы и антонимы.
Драматизация процесса работы над произведением содействует повышению интереса к чтению у ребят младшего школьного возраста.
Очень интересным и занятным процессом для ребят стало рисование диафильмов по прочитанному произведению. В процессе данной работы у каждого младшего школьника проявлялись креативные способности. При этом авторы диафильмов показывали умения пересказать текст по рисункам, при помощи которых прослеживался развитие событий произведения,
Интеграцию главного и вспомогательного образования вполне возможно воплотить во внеурочной работе. Работу по формированию читательской компетентности надлежит выстраивать во взаимосвязи с учреждениями культуры, с сельской и школьной библиотеками, родителями учеников. Повышению интереса к самостоятельному чтению книг у учеников младших классов содействуют нестандартные формы работы с детской книгой (конкурсы и викторины, занятия в клубе домашнего чтения, устные журналы, читательские конференции, выпуск литературной газеты.)
Примеры внеклассных мероприятий, нацеленных на стимулирование интереса к чтению и повышение читательской компетенции:
– проведение предметных недель (создание тематических и предметных газет, подбор материалов по исследовательской работе, выступление ребят с докладами и сообщениями по различным предметам и т. д.);
– встречи с интересными людьми;
– участие в состязаниях (конкурс чтецов стихотворений, иллюстраций, сочинений и т. д.).
– подготовка и роль в классических календарных праздниках (День учителя, Новый Год, День Защитников Отечества), этнических и православных торжествах (Рождество, Масленица);
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебной и внеклассной работе существенно увеличивает эффективность работы по воспитанию у ребят энтузиазма к книжке, к чтению (познавательные, интересные игры, викторины, знакомство младших школьников с писателями и их произведениями биографией и творчеством художников, артистов, научных работников и т.д.) Положительное воздействие оказывает своевременный и тесный контакт с родителями младших школьников. Это дает возможность педагогу обрести в их лице надежных и надёжных помощников. Согласие книжных интересов и книжного окружения родителей и детей – главное условие удачного формирования ребенка-читателя в семье, в следствии этого максимально используем воспитательный потенциал семьи, устанавлваем контакты с родителями, оказываем им нужную помощь.
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и применять информацию для практической работы.
К завершению начальной школы основная масса учащихся обладает достаточным уровнем техники читательской работы, возможностью самостоятельно мыслить, организовывать личную познавательную деятельность.
Все перечисленные выше качества содействуют социальной адаптации младшего школьника в обществе, его гражданской активности.

Литература
1.Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения /Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.
2.Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.
3.Артоболевский Г.В. Художественное чтение.- М.: Просвещение 1978
4.Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Мишина А.П Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.
5.Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения. // Начальная школа. – 1994. – №6.-С.35-36
6.Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы // Начальная школа. – 2001. – №7.-С.40-43
7.Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. –№7.- С.21-30
8.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2011.- 400 с. – (Стандарты второго поколения).
9.Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе «Основина В.А.: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.
10.Ситдикова Р.Н. Программа по скорочтению.- Челябинск, 2011.