Формирование социальной компетенции во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Формирование социальной компетентности
во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
«Не дай нам бог всем жить в эпоху перемен», - это изречение древних известно каждому. Но мы живём, трудимся и учимся именно в постоянно меняющемся мире, в эпоху преобразованийи и реформирования. И нашему обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстро изменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью новых Стандартов является усиление практической жизненной направленности образования. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности. Проводимая в стране модернизация образования ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности учащихся должно стать одним из важнейших направлений работы школы. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому, если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеурочная деятельность учащихся. Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а, наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеурочной деятельности учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Посещение различных кружков побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она служит повышению активности ученика как субъекта обучения; даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами, учащимися и социумом, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности. К сожалению, для части учеников усвоение социального опыта происходит стихийно: через интернет (социальные сети), общение со сверстниками, через подростковую среду. Направить процесс социализации должна школа, но без наших социальных партнёров нам, конечно, не обойтись. Семья – один из главных помощников в этом процессе. Мы активно сотрудничаем с родительской общественностью. Это и школьные конференции, семейные гостиные, совместные рейды и проекты. Во время проведения школьной семейной гостиной, которая состоялась в январе 2014 года и носила название «Мы вместе», родители, дети, учителя пели, читали стихи, инсценировали басни. Такое содружество помогает творческому развитию детей, установлению контакта и взаимопонимания между взрослыми и детьми. Кроме родительской общественности мы ищем контакты и с другими представителями социума. Это правовые органы, учреждения культуры и здравоохранения, военкомат и ШАСК, школы города и Центр занятости населения. Этот список можно ещё продолжать и продолжать. Все они оказывают помощь в организации внеурочной деятельности и социализации детей. В прошлом учебном году у нас был организован совместно с районной библиотекой клуб «Встреча с прекрасным». В ноябре 2013 года обучающиеся шестых, десятого и одиннадцатых классов встретились с творчеством поэта Булата Окуджавы. Рассказ о нём подготовила Наталья Валентиновна Петина. Наталья Валентиновна познакомила учащихся с книгами замечательного поэта. Были показаны фрагменты кинофильмов, где звучали песни на стихи Булата Окуджавы. Это была, конечно, не первая наша творческая встреча. Ребята нашей школы бывали и на других мероприятиях, куда приглашали нас работники районной библиотеки. Это и библионочи, различные конкурсы и беседы. А на следующей неделе ученики вновь прикоснулись к прекрасному, и на этот раз встреча была посвящена И.С. Тургеневу, она состоялась в школе искусств. На ней звучали романсы на стихи русского писателя, и школьников ждало увлекательное путешествие в мир литературы, поэзии, музыки. В наш клуб любителей прекрасного были приглашены всех те, кто любит читать, слушать музыку, писать стихи и исполнять их. Ребят ждёт ещё много увлекательных встреч с книгой, ведь хорошая книга - это праздник, по словам А.М. Горького. Члены клуба «Встреча с прекрасным» активно участвуют в различных конкурсах и мероприятиях. Например, в марте этого года в читальном зале районной библиотеки был проведён районный этап третьего Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Вела конкурс Бушуева Галина Михайловна, она проникновеннго поведала присутствующим о восьмом чуде света, коим является книга, верный и неизменный наш спутник, рассказала о неделе детской книги, которая проводилась в этом году 71-й раз. По традиции в эти дни в гости к ребятам приходят местные писатели и поэты, рассказывают им о своих новых книгах. И дети совершили виртуальное путешествие по литературному Кургану, услышали увлекательный рассказ об известных зауральских писателях. И вот, наконец, начался конкурс. Ребята по очереди прочитали отрывки из произведений классической литературы 19 и 20 столетий. Затаив дыхание, зрители слушали выступление Братчиковой Анастасии (6В класс), она выбрала фрагмент из романа - эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», Анастасия рассказывала о «небе Пети Ростова», на экране мерцало звёздное небо, тихо звучала музыка… Грищенко Светлана (6В класс) поразила присутствующих рассказом об Юлии Вревской, Но самым лучшим было признано выступления Денисовой Анны (6А класс), её невозможно было слушать без слёз, она читала фрагмент из романа А.Фадеева «Молодая гвардия» о матери. Денисова Анна заняла первое место и была участницей областного конкурса «Живая классика», где получила диплом 2 степени, а потом побывала на заключительном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика» в Санкт-Петербурге. Формы и методы сотрудничества в сфере внеурочной деятельности, которые используют педагоги, самые разнообразные. Большая и тесная дружба связывает нашу школу с редакцией «Знамя труда». Наши юнкоры частые гости в редакции, активно участвуют в конкурсах, проводимых редакцией. Ученики нашей школы активно сотрудничают с работниками МЧС, районной организацией «Чернобыль», экологический проект «Боль Чернобыля» подружил нас с с ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Ребята установили контакты и с ветеранами войны и труда. Социального опыта набираются школьники, встречаясь с участниками войн в Чечне и Афганистане. Нельзя не сказать и о совместной деятельности по формированию стремления к ЗОЖ с работниками Роспотребнадзора. Это акции и беседы, мероприятия по профилактике употребления ПАВ, волонтёры школьного отряда «Здоровая Россия» ведут большую работу вместе со своими взрослыми друзьями. Меняются технологии, нормы, взгляды. Но есть абсолютные и неизменные ценности, которое выработало человечество. Именно о них идёт речь на кружковых занятиях «Общечеловеческие ценности». Ребята не только слушают и говорят о доброте, сочувствии, милосердии, но и творят добро! И это деятельностный подход в воспитании социальной активности. На помощь к ветеранам, больным детям и сиротам спешат члены отряда «Милосердие» и школьного клуба «Память». Мы участвуем в движении «Социально-активные образовательные учреждения» и в этом процессе наша школа работает совместно со своими социальными партнёрами, потому что цель у нас одна: воспитать достойного гражданина России, патриота и гуманиста.
М.С. Денисова, заместитель директора по ВР МКОУ СОШ №3
Сообщить в Яндекс о пробл