Психологическая готовность педагога к инклюзии.
Психологическая готовность педагога к инклюзии
В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.
Так как психологическая готовность – это условие эффективности профессиональной деятельности учителя. Психологическая неудовлетворённость деятельности учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Возникает вопрос у педагогов, чему мы научим этих школьников. И сможем ли прийти к устойчивым результатам.
Мысли учителя не ориентированы на индивидуальность ребёнка, его возможности и ресурсы. Влияет установка на достижения успешности в обучении. Так как педагог не знает, будет при обучении детей с ОВЗ успешность занятий. В результате этого появляется нежелание педагога работать в инклюзивном классе, сопротивление самой идее инклюзии в образовании, неверие в её результат и возможность. Для этого должны прийти на помощь специалисты специальной психологии в области коррекционной педагогики, методической службы школы и её руководителей.
Осуществление инклюзивного подхода изменяет индивидуализацию обучения детей с особыми образовательными потребностями. В основном попадают учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Подготовленность педагога инклюзивной школы является способность работы с детьми с различными возможностями в обучении. Определить условия и методы работы с конкретным ребёнкам по результатам МПК.
Переживание педагогов связаны с пониманием собственного недостатка знания в области коррекционной педагогики. С незнанием форм и методов работы с детьми, с нарушениями в развитии. Поэтому учителя проходят профпереподготовку. Внедрение практики помощь совместного преподавания общих и специальных педагогов позволит разрушить психологические препятствия учителя, выстроит новое восприятие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Также сейчас образуются пилотные площадки по обучению детей с ОВЗ.
Психологическая готовность учителем это эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии, мотивационные установки, отношения к идее инклюзии, личностная решимость педагога.
Интерес в этой связи представляют результаты исследования. Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в котором приняли участие 640 педагогов общеобразовательных школ г. Москвы, работающих в инклюзивной практике. В рамках исследования изучались следующие виды психологической готовности: мотивационная, эмоциональная, решимость к включению, удовлетворенность профессиональной деятельностью. Мотивационная готовность педагогов включает совокупность мотивов, адекватных целям и задачам профессиональной деятельности. Исходя из данных исследования, 38% педагогов ориентированы в первую очередь на личные достижения учащихся, 26 % – на собственную удовлетворенность, то есть на первое место поставлены внутренние мотивы педагога. В то же время объективные факторы, показывающие успешность деятельности педагога, такие как успеваемость учеников и успешное участие в предметных олимпиадах отмечены лишь у 13% и 9% педагогов соответственно. То есть, они не являются для педагогов ведущими мотивами в оценке собственной профессиональной результативности. На ощущение педагогом собственной результативности меньшее влияние оказывает отношение внешних экспертов. Оценка руководством школы была отмечено только 3% педагогов, а отклики родителей 11%.
Полученные результаты показывают, что педагоги ориентируются на внутренние мотивы, и именно они являются определяющими в подготовке педагогов к инклюзивному образованию. Таким образом, требуется работа с внутренней мотивацией педагогов, которая включает, в первую очередь, анализ и рефлексию собственных переживаний, потребностей, сопряженных с работой. В области эмоционального принятия учащихся показали, что педагоги в большей степени готовы к принятию детей с двигательными нарушениями, чем детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушениями интеллекта – это наиболее проблемная группа. Для этих детей необходимо использование индивидуальной адаптивной программы обучения. Удовлетворение этих детей связано с получением ими специально организованного по особым методикам трудового обучения, социальнокультурной адаптацией в обществе.
Профессиональная уверенность учителя, эмоциональная и мотивационная готовность работать в условиях инклюзии зависит от помощи специалистов и администрации школы, правильно выстроенная работа по подготовке школы к осуществлению инклюзивного процесса. Следует разработать индивидуальную адаптивную программу, комплекс мониторинговых наблюдений, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учреждении и в системе в целом.
Учитель инклюзивного обучения видит, слышит, воспринимает детей с ОВЗ. Также находит выход с любой неопределённой ситуации. Проявлять интерес к той предметной области сферы знания, в которой он работает. Необходимо учителю использовать рефлексивные и творческие способы в процессе обучения, как к себе, так и обучающим.
Список литературы:
1.Алёхина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного
образования // Педагогический журнал. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
2.Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь.
М.: Весь мир, 2004. C. 318.
4. Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 // Обращение к ресурсу 29.12.2006.
3. Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями.
4.Лубовский В.И. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного и интегрированного обучения / В.И. Лубовский // Специальная психология. - 2008. С. 77-79
5.Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12. - №3. - 2010.
6.Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008.
7. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. №2. – C. 63-8.