Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо
Действительно, с этими словами невозможно не согласиться, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Одной из важных задач, стоящих перед педагогами нашей школы является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, обеспечивает восхождение к культуре здоровья.
Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности; снятия напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.
В нашей школе созданы необходимые условия для обучения детей.
Классы оборудованы с учетом санитарно-гигиенических требований: мебель подобрана в соответствии с ростом учащихся; в помещениях достаточное освещение, классы постоянно проветриваются на переменах; проводится ежедневная влажная уборка.
При составлении расписаний уроков учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели. Создаются условия для удовлетворения биологических потребностей в движениях.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Так, что же такое здоровьесберегающие технологии?
«Здоровьесберегающие технологии» это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Главная цель здоровьесберегающих технологий
Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него необходимые знания умения и навыки здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
Эффективная организация образовательного процесса в современной школе невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Учителя начальной школы стараются строить свои уроки на здоровьесберегающей основе:
- в процессе урока чередуют разнообразные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с наглядными пособиями, решение примеров, задач, практическая работа, самостоятельная работа и т.д.; Норма – 4-7 видов за урок. -чередуют методы обучения (словесные, наглядные, практические).
Ориентировочная норма – 7-10 минут;
- используют на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);-в содержание урока включают вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрацией, прослеживанием этих связей; формированием отношения к человеку и его здоровью как к ценности. На различных уроках практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.
-учителя стараются создавать на уроках благоприятный психологический климат, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор– вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей начальной школы это особенно важно. Работать без перерыва в течение 40-ка минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью.
Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 15 - 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урока. Продолжительность 2-3 минуты.
Поэтому учителями нашей школы широко используются физминутки. Физминутки – это активный отдых и коррекционная работа. Упражнения проводятся сидя за столом, стоя около стола, возможны различные построения, главное, чтобы дети не мешали друг другу и соблюдались основные требования к физминуткам:
-упражнения должны быть просты по структуре, интересны и знакомы детям,
-они должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
Используются упражнения с проговариванием стихов: «Буратино», «Ванька-встанька», «Ветер» и т.д.
Определенное значение имеет смысловое содержание физминуток, их можно проводить в виде игры, связанной с темой урока. Например,
При проведении игры «Собери в корзину»
Больше внимания учителя уделяют коррекционным паузам. Коррекционные паузы включают в себя гимнастику для глаз, точечный массаж, массаж ушей, самомассаж пальцев и кистей рук, пальчиковую гимнастику, упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения.
Гимнастика для глаз снимает усталость с глаз, повышает остроту зрения.
Самомассаж пальцев и кистей рук проводится перед деятельностью, сопровождающей нагрузку на руки.
Пальчиковая гимнастика проводится учителями в младших классах для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук. Упражнения на релаксацию помогают снять напряжение со всего тела, успокоиться, расслабиться.
Таким образом, формирование здоровой личности школьника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности, при активном использовании здоровьесберегающих технологий.
ЛЕГЕНДА Послушайте старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека» Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
ПОЖЕЛАНИЕ -Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников