Программа физического воспитания школьников посредством внедрения отдельных элементов этнопедагогики


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хоринская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО заместитель директора директор протокол №____ от по учебно-воспитательной работе
«____» ___________ 2010 г. ______________ (____________) __________(_______) _____________(_________) «______»___________ 2010 г. «________»________2010г.

ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Автор: методист школы,
учитель валеологии
ИлларионоваЛ.В.
Хоро 2010
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что существующая в нашей стране система образования не способствует сохранению и укреплению здоровья школьников. Это часто связано с завышенным объемом и интенсивностью учебных программ, невысоким качеством полиграфического оформления учебников, несоответствием школьной мебели санитарно-гигиеническим нормам, отсутствием полноценного питания, значительным увеличением длительности выполнения учащимися домашних заданий.
Интенсификация учебного процесса и его организация, основанная на преобладании статических нагрузок, способствуют искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. В школах широко практикуется неоправданное освобождение учащихся от уроков физической культуры, слабо внедряются "малые формы" физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.).
В результате перечисленных выше и ряда других социально-экономических причин состояние здоровья современных школьников находится на очень низком уровне. В последние годы резко увеличилось количество детей, имеющих аномалии в физическом и психическом развитии. По данным ряда авторов, среди школьников России такие дети составляют 70-80 %.
Наша школа более 10 лет работает по экспериментальной программе внедрения системы непрерывного эколого-валеологического образования и программы практического оздоровления школьников с применением местных лекарственных растений и добилась значительных успехов в решении проблемы, связанной с ухудшением здоровья школьников.
Но проведенный в последние годы мониторинг экспресс-оценки физического здоровья обучающихся выявил наличие «слабых мест». Низкими остаются показатели, свидетельствующие о нарушениях регуляции сердечнососудистой и дыхательной систем и о недостатке развития силы, скоростной выносливости мышц, но при этом адаптационные возможности этих систем находятся на высоком уровне, что требует увеличения физической нагрузки. С быстрым развитием новых технологий исторически сложившийся уклад жизни даже в сельской местности изменился, поэтому современные школьники не получают оптимальную нагрузку. Таким образом, наши школьники нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.
Эти данные породили замысел дополнений в инновационную программу в виде внедрения отдельных элементов этнопедагогики: национальных видов спорта, подвижных игр и трудового воспитания.
Пояснительная записка
Программа внедрения отдельных элементов этнопедагогикив учебный процесс по физическому воспитанию разработана на основании, выявленных в ходе экспериментальной работы школы, низких показателей физического здоровья обучающихся, что связано с гиподинамией – ограничением объема и интенсивности физической нагрузки, приводящее функциональным изменениям в организме и расстройствам взаимосвязей органов и систем.
В содержание учебных программ по физическому воспитанию внедрены отдельные элементы этнопедагогики: якутские народные подвижные игры и упражнения, настольные игры, национальные прыжки.
Главные задачи программы:
- укрепление физического здоровья обучающихся;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласованности движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных способностей (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости);
- приобщение к национальной культуре народа Саха.
В подготовительной части урока физкультуры можно применять подвижные упражнения, как прыжки в приседе («чохчоохой»), усредненный вариант шагов « галопа» и «дьиэрэнкэй», «атах тэпсии» и др.
В основной части урока включены упражнения и игры, требующие достаточной физической силы, выносливости, ловкости и других комплексных качеств. Такие как «Алаас хамсаныылара», «Кырынаастыыр», «Кулун куллустуур», «Ыт буутун охсуhуута», «Луунка» и др. А также в этой части можно применять национальные прыжки: «кылыы», «ыстанга», «куобах».
В заключительной части отнесены спокойные игры, которые быстро могут дать эмоциональную и физическую разгрузку – народные настольные игры.
Содержание программы
Классы Темы занятий Количество часов
1 ступень
1-4 классы Подвижные упражнения
«Алаас хамсаныылара»
Народные игры
Настольные игры 7
10
11
7
2 ступень
5-9 классы Подвижные упражнения
«Алаас хамсаныылара»
Народные игры
Национальные прыжки
Настольные игры
7
7
9
7
5
3 ступень
10-11 классы Подвижные упражнения
«Алаас хамсаныылара»
Народные игры
Национальные прыжки
Настольные игры
7
7
9
7
5