Программа дополнительного образования Красота и сила циркового искусства
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
УТВЕРЖДЕНО
методическим советом МБОУ СОШ №1
Протокол №4 от 15.09.2012г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КРАСОТА И СИЛА ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА»
Программа разработана в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» для детей 7-14 лет, срок реализации программы 3 года. Программа составлена в 2008 г., модифицирована в 2013 г.
Возраст детей: 7-14 лет.
Сроки реализации: 3 года.
Автор: Храбрых И.И.,
педагог дополнительного образования.
Когалым
2014 год
Пояснительная записка
В последние годы рождение здорового ребенка стало редкостью. Сильно возросло количество детей с врожденными аномалиями и отклонениями в физическом и умственном развитии. Не лучшим образом сказывается на детях информационные и нейропсихические перегрузки. Дополнительное образование успешно справляется с обозначенными проблемами. Ценность дополнительного образования в том, что дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи.
Одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения является школьная цирковая студия. Цирковой спектакль открывает перед зрителями сказочный мир, в котором царит неповторимая атмосфера праздника и веселья. В нем обаяние молодости и мудрость веков, красота и отвага, смелость и задор, в нем мысль и фантазия. Показывая доведенную до совершенства красоту человеческого тела, цирк воспитывает чувство прекрасного.
Формирование личности комплексно, через многообразие форм, методов, средств, применяемых в современном образовательном процессе, широко используя социум и его институты, успешно решается через совместную деятельность с внутришкольными структурами и объединениями воспитательной направленности.
Программа «Красота и сила циркового искусства » предназначена для учащихся,
интересующихся цирковым искусством, и позволяет раскрыть творческие, коммуникативные, познавательные способности учащихся, реализовать их личностный потенциал. Кроме того, программа во многом способствует росту навыков самообразования у школьников.
В основе программы лежит одно из положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» об усилении воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Работа по программе «Красота и сила циркового искусства» осуществляется в тесной связи с решением образовательных и воспитательных задач школы. Программа разработана в соответствии с Программой развития МБОУ СОШ №1 «Городского центра оздоровления школьников и пропаганды ЗОЖ» и является её составляющей
Актуальность данной программы заключается в том, что средства циркового искусства оказывают значительное влияние на здоровье и всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка и ориентируют современную школу на воспитание творческой личности, способной к самосовершенствованию.
Вид программы: модифицированная.
Направленность: художественно-эстетическая.
Возраст: детей 7-14 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Цель:
Сформировать всесторонне гармонично развитую личность ребёнка через средства циркового искусства.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство с цирковым искусством, его историей, цирковой терминологией
Формирование представлений о своем организме,
Приобретение необходимых ЗУН в области циркового искусства;
Ранняя профилизация учащихся.
Формирование умения детей работать с реквизитом
Обучение контролю за состоянием своего организма во время физических нагрузок
Обучение методам страховки и самостраховки
Развивающие:
Развитие умения самостоятельно получать знания на основе сбора и изучения достоверного материала.
Развитие физических и специальных (специфических) качеств занимающихся;
Развитие в детях интереса и творческой активности в цирковой студии;
развитие способностей обучающихся анализировать и координировать свои действия.
Развитие творческой активности.
Приобщение учащихся к концертной деятельности
Воспитательные:
Воспитание любви к школе, уважение к учителям, работникам школы;
Воспитание морально-волевых и эстетических качеств детей;
Формирование активной жизненной позиции.
Достижение высоких результатов в концертной деятельности.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является дифференцированный подход к обучению и достижению цели, поставленной перед каждым обучающимся. Выбор детей разных возрастных категории обусловлен медико-биологическими предпосылками (приложение 1). Каждому из возрастов свойственно определённое развитие тех или иных качеств. 7-8 лет – возраст интенсивного развития гибкости, 10-13 – период совершенствования координации, 13-17 –период интенсивного прироста относительной и абсолютной силы
Занятия проводятся по группам. Группа начального обучения занимается 3 раза в неделю по 2 часа. Группа второго и третьего годов обучения занимается 3 раза в неделю по 2 часа. Общее число занятий в неделю – 9, что составляет 18 часов. Общее число занятий в год - 315, что составляет 630 часов.
• 1 год обучения по данной программе включает знакомство с цирковым искусством, с историей цирка. Обучаются контролю за состоянием своего организма во время физических нагрузок осваиваются азы акробатики, хореографии, выбирается жанр, развиваются основные физические качества.
• 2 год обучения включает в себя знакомство с терминологией, получение кратких сведений о строении человеческого организма, влиянии физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Самоконтроль. Совершенствуются элементы акробатики. Развиваются специальные физические качества. Овладеваются элементы жанровой принадлежности.
• обучение 3 года обучения направлено на участие в мероприятиях различного характера, шефство старшей группы над младшей и средней, участие и оказание помощи в организации и проведении мероприятий. Важным моментом является овладение элементами жанровой принадлежности в совершенстве.
Программа содержит различные обучающие блоки и предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что позволяет вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в цирковую деятельность.
Обучение проводится по следующим взаимодополняющим направлениям работы:
Психологическая (приложение 2),
Физическая (приложение 3),
Акробатическая (приложение 4),
Техническая (приложение 5),
Жанровая ,
Хореографическая (приложение 6).
Контроль и оценивание
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О результатах программы необходимо судить по двум группам показателей:
учебным (фиксирующим приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
личностные (выражающие изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в кружке).
Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения дополнительной образовательной программы, а так же мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе описан в приложении 8. Мониторинг роста обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года (определенного этапа обучения), а также по прохождении программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
Для контроля и оценки используются тестовые испытания (приложения 7). А так же способом проверки ЗУН являются соревнования и экспертное оценивание, которые проводятся на занятиях. Они бывают групповые и индивидуальные. Проверяется уровень развития физических качеств и техника исполнения упражнений.
Контроль за качеством исполнения и усвоения программы на занятиях производится на основании результатов тестов качеств учащихся. Самым важным показателем усвоения программы является концертная деятельности. Наиболее высоким показателем является участие на конкурсе или фестивале по данному виду искусства.
Работа с родителями
В основе моего сотрудничества с родителями лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи. Сотрудничество осуществляется в следующих формах:
приглашение родителей на открытые занятия
помощь родителей в организации мероприятий
анкетирование;
собрания;
беседы, встречи ( индивидуальные и коллективные)
Учебно-тематический план
№ п/п Первый год обучения
Тема занятий. Кол-во часов.
Теория Практика Всего
1 Введение в образовательную программу 1 - 1
2 Развитие физических качеств 10 30 40
3 Акробатическая подготовка. 15 30 45
4 Освоение основных хореографических упражнений. 8 12 20
5 Работа над элементами жанровой принадлежности. 10 20 30
6 Работа с фонограммой, реквизитом, костюмами. 3 3
7 Экскурсии 1 1
Итого: 140
№ п/п Второй год обучения.
Тема занятий. Кол-во часов.
Теория Практика Всего
Введение в образовательную программу. 1 - 1
Развитие физических качеств. 4 17 21
Развитие специальных физических качеств. 2 12 14
Акробатическая подготовка. 5 15 20
Стоечная подготовка. 2 14 18
Совершенствование движений хореографии. 2 12 14
Работа над элементами жанровой принадлежности. 9 27 36
Работа с номерами. 10 26 36
Просмотр и разбор видеоматериалов. 8 - 8
Экскурсии. 1 - 1
Работа с фонограммами, реквизитом, костюмами. 6 - 6
Итого 175
№
п/п Третий год обучения.
Тема занятий. Кол-во часов
Теория Практика Всего
1. Введение в образовательную программу. 1 - 1
2. Развитие физических качеств. 2 16 18
3. Развитие специальных физических качеств. 4 14 18
4. Акробатическая подготовка. 6 16 22
5. Стоечная подготовка. 4 14 18
6. Совершенствование движений хореографии. 2 10 12
7. Разучивание, совершенствование элементов художественной гимнастики. 3 9 12
8. Актерское мастерство. 4 5 9
9. Усложнение трюков жанровой принадлежности. 8 22 30
10 Работа с номерами. 12 44 56
11 Просмотр и разбор видеоматериалов. 8 - 8
12 Экскурсии. 2 - 2
13 Работа с фонограммами, реквизитом, костюмами. 6 - 6
Итого 66 150 210
Группа первого года обучения занимается 4 ч. в неделю
Группа второго года обучения занимается 5 ч. в неделю
Общее число в год – 315 ч.
Содержание программы
Первый год обучения
Тема 1: Введение в образовательную программу.
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Знакомство с цирковым искусством в целом.
Ознакомление с основными положениями цирковой студии.
Сообщение цели и задачи.
Тема 2: Развитие физических качеств.
Теория:
Теоретическое обоснование медико-биологических аспектов.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Обучение контролю за состоянием своего организма во время физических нагрузок. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля.
Обучение регулированию нагрузок.
Практика:
Развитие основных физических качеств (сила, гибкость, выносливость, координация, быстрота) через упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.
Применение физических упражнений с использованием различных приспособлений и инвентаря.
Тестирование.
Тема 3: Акробатическая подготовка.
Теория:
Показ, рассказ, объяснение основных элементов акробатики.
Обучение приемам самостраховки.
Обучение падению.
Практика:
Освоение подготовительных и подводящих упражнений.
Освоение основных акробатических элементов в следующем порядке: кувырок вперёд, кувырок назад, мостик, шпагат, переворот в сторону, вперёд, назад, рондат, фляк. Обучение по частям и в целом.
Исправление ошибок.
Комбинации из элементов акробатики.
Экспертное оценивание.
Тема 4: Освоение основных хореографических движений.
Теория:
Рассказ об основных направлениях и стилях в хореографии. Значение хореографии в цирке.
Практика:
Постановка рук, ног, головы и спины.
Освоение элементов ритмопластики.
Развитие слуха, ритма.
Развитие координации через использование движений свободной импровизации.
Освоение азов стилизованного классического танца.
Тема 5: Работа над элементами жанровой принадлежности.
Теория:
Знакомство с жанрами. Рассказ об особенностях различных жанров. Просмотр видеоматериалов.
Практика:
Ознакомление и опробование элементов различных жанров.
Освоение простейших трюков.
Обучение работе с реквизитом, техника безопасности при работе с ним.
Составление этюдов.
Тестирование.
Тема 6:Работа с фонограммой, реквизитом, костюмами и аксессуарами.
Разработка эскизов.
Подбор и обработка фонограммы.
Конструирование.
Тема 7: Экскурсии.
Посещение мероприятий.
Посещение концертных программ различных цирковых коллективов.
К концу первого года обучения учащиеся должны освоить:
Базовую часть программы по акробатике. Сюда входят следующие элементы:
Кувырки, «колесо», перевороты вперед и назад, различные виды равновесий, стойки на голове, на руках у опоры, или с поддержкой, обладать достаточной гибкостью суставов, сидеть на одном (обязательно) шпагате
Азы выбранного жанра, т.е. начать овладение базовыми элементами того жанра, в котором обучающийся начал работать по наставлению руководителя.
Должны обладать достаточно развитыми физическими качествами:
Сила, гибкость, выносливость, координация, ловкость, быстрота
К концу первого года дети должны научиться элементам самостраховки и приёмам падения.
Второй год обучения
Тема 1: Введение в образовательную программу.
Теория:
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Техника безопасности при работе с реквизитом и при выполнении сложных трюков.
Знакомство с терминологией.
Сообщение целей и задач.
Тема 2: Развитие физических качеств.
Теория:
Теоретическое обоснование медико-биологических аспектов.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Обучение контролю за состоянием своего организма во время физических нагрузок. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.
Обучение регулированию нагрузок.
Подбор специальных упражнений для развития основных физических качеств.
Дозирование нагрузки.
Практика:
Физические упражнения на развитие силовых качеств, гибкости, выносливости, координации, ловкости, равновесия, скоростно-силовых качеств.
Применение физических упражнений за счет собственных усилий.
Упражнения на развитие физических качеств в парах и группах.
Применение физических упражнений с использованием различных приспособлений и инвентаря.
Тестирование.
Тема 3: Развитие специальных физических качеств.
Теория:
Краткие сведения о возможностях человеческого организма.
Сведения о специальных физических качествах, способах их развития.
Индивидуальный подбор упражнений для развития специальных физических качеств.
Индивидуальное дозирование нагрузки.
Практика:
Подбор подводящих и подготовительных упражнений.
Развитие физических качеств в парах и группах.
Применение физических упражнений с использованием различных приспособлений и инвентаря.
Подбор ударных серий для развития определённых качеств.
Тестирование.
Тема 4: Акробатическая подготовка.
Теория:
Ознакомление с элементами акробатики. Сведения о биомеханике акробатических упражнений. Правила страховки и самостраховки. Техника безопасности при выполнении упражнений акробатики.
Практика:
Ознакомление, разучивание и опробование элементов акробатики (прыжковой и партерной) со страховкой и без неё.
Опробование без страховки.
Отработка элементов.
Составление комбинаций.
Разучивание и опробование элементов парной и групповой акробатики со страховкой и без неё.
Составление этюдов и включение их в номера.
Экспертное оценивание выполнения элементов акробатики.
Тема 5: Стоечная подготовка.
Теория:
Ознакомление с основными стойками. Особенности выполнения стоек. Техника безопасности при выполнении стоек. Обучение приемам страховки.
Практика:
Ознакомление и разучивание основных стоек в следующем порядке: на голове, на руках, на груди, на предплечье, на плечах.
Обучение падению и самостраховке.
Опробование и совершенствование стоек у опоры или с поддержкой.
Совершенствование стоек без опоры и поддержки.
Разучивание и совершенствование фигурных стоек и их комбинаций.
Включение стоек в номера.
Тема 6: Совершенствование движений хореографии.
Теория:
Рассказ о современных направлениях в хореографии и ее значение при обучении цирковому искусству.
Практика:
Повторение основных базовых элементов классического танца.
Элементы ритмопластики.
Элементы эстрадного танца.
Обучение скоординированной работе рук, ног и головы.
Обучение основным прыжковым шагам хореографии.
Хореографическая обработка номера.
Тема 7: Работа над элементами жанровой принадлежности.
Теория:
Более глубокое знакомство с жанрами.
Сведения о специфике жанров.
Сведения о используемом реквизите.
Техника безопасности и правила поведения при работе с реквизитом.
Значение и роль страховки и самостраховки.
Приемы и способы страховки и самостраховки.
Практика:
Ознакомление и опробование элементов различных жанров.
Обучение падению и приемам страховки.
Освоение простейших трюков.
Обучение работе с реквизитом, техника безопасности при работе с ним.
Составление этюдов.
Тестирование.
Усложнение трюков.
Включение новых трюков в номера.
Тема 8: Работа с номерами.
Теория:
Постановка идеи номера и ее обсуждение.
Обсуждение ключевых моментов(сюжет, трюки, хореография, реквизит, фонограмма).
Выявление особенностей номера и требований к участникам.
Практика:
Постановка номеров.
Отработка трюковой части.
Хореографическая обработка номера.
Отработка номера по частям.
Шлифовка номера в целом.
Включение в концертную деятельность.
Тема 9: Просмотр и разбор видеоматериалов.
Просмотр видеоматериалов других цирковых коллективов.
Просмотр методических видеоматериалов.
Разбор техники исполнения упражнений путем функции стоп-кадр и замедленного просмотра.
Тема 10: Работа с фонограммой, реквизитом, костюмами и аксессуарами.
Разработка эскизов.
Подбор и обработка фонограммы.
Конструирование.
Тема 11: Экскурсии.
Посещение мероприятий.
Посещение концертных программ различных цирковых коллективов.
К концу второго года обучения учащийся должен обладать следующими качествами и знаниями:
Знать технику безопасности при работе в зале, при выполнении упражнений со своим реквизитом. Должен уметь «падать» при исполнении сложного трюка, уметь страховать партнера.
Владеть элементами базовой акробатики.
В совершенстве владеть базовыми элементами жанра, в котором работает.
Обладать достаточно развитыми физическими качествами.
Обладать специальными физическими качествами, необходимыми для работы в конкретном жанре.
К концу второго года обучения иметь первый опыт работы «на зрителя», исполнение несложного номера на небольшой сцене (в классе, на школьной сцене и др.)
Третий год обучения
Тема 1: Введение в образовательную программу.
Теория:
Техника безопасности и правила поведения на занятиях.
Техника безопасности при работе с реквизитом и при выполнении сложных трюков.
Знакомство с терминологией.
Сообщение целей и задач.
Тема 2: Совершенствование элементов акробатики.
Теория:
. Сведения о биомеханике акробатических упражнений. Правила страховки и самостраховки. Техника безопасности при выполнении упражнений акробатики.
Устный разбор упражнений акробатики.
Практика:
Совершенствование элементов со страховкой
Совершенствование элементов без страховки.
Составление комбинаций.
Совершенствование элементов парной и групповой акробатики со страховкой и без неё.
Составление этюдов и включение их в номера.
Экспертное оценивание выполнения элементов акробатики.
Тема 3: Стоечная подготовка.
Теория:
Особенности выполнения стоек. Техника безопасности при выполнении стоек. Обучение приемам страховки.
Практика:
Обучение падению и приемам страховки.
Ознакомление и разучивание основных стоек в следующем порядке: на голове, на руках, на груди, на предплечье, на плечах.
Опробование и совершенствование стоек у опоры или с поддержкой.
Совершенствование стоек без опоры и поддержки.
Разучивание и совершенствование фигурных стоек и их комбинаций.
Включение стоек в номера.
усложнение стоек за счет уменьшение опоры и её возвышение.
Совершенствование стоек на изменённой опоре, с изменением направления.
Тема 4: Развитие физических качеств.
Теория:
Теоретическое обоснование медико-биологических аспектов.
Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.
Обучение контролю за состоянием своего организма во время физических нагрузок. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта. Самоконтроль. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.
Обучение регулированию нагрузок.
Подбор специальных упражнений для развития основных физических качеств.
Дозирование нагрузки
Практика:
Подбор специальных упражнений для развития основных физических качеств.
Физические упражнения на развитие силовых качеств, гибкости, выносливости, координации, ловкости, равновесия, скоростно-силовых качеств.
Применение физических упражнений за счет собственных усилий.
Упражнения на развитие физических качеств в парах и группах.
Применение физических упражнений с использованием различных приспособлений и инвентаря.
Увеличение нагрузки за счет изменения количества и качества исполнения упражнений.
Тестирование.
Тема 5: Развитие специальных физических качеств.
Теория:
Краткие сведения о возможностях человеческого организма.
Сведения о специальных физических качествах, способах их развития.
Индивидуальный подбор упражнений для развития специальных физических качеств.
Индивидуальное дозирование нагрузки
Индивидуальный подбор упражнений для развития специальных физических качеств.
Подбор подводящих и подготовительных упражнений.
Практика:
Подбор подводящих и подготовительных упражнений.
Развитие физических качеств в парах и группах.
Применение физических упражнений с использованием различных приспособлений и инвентаря.
Подбор ударных серий для развития определённых качеств.
Ударные серии упражнений на развитие специальных качеств, характерных для определенного жанра.
Тестирование
Тема 6: Совершенствование движений хореографии.
Теория:
Рассказ о современных направлениях в хореографии и ее значение при обучении цирковому искусству.
Практика:
Повторение основных базовых элементов классического танца.
Элементы ритмопластики.
Элементы эстрадного танца.
Обучение скоординированной работе рук, ног и головы.
Обучение основным прыжковым шагам хореографии.
Хореографическая обработка номера.
Тема 7: Разучивание и совершенствование элементов художественной гимнастики.
Теория:
Ознакомление с элементами художественной гимнастики.
Техника безопасности при работе с реквизитом.
Биомеханика исполнения упражнений.
Практика:
Обучение приемам самостраховки.
Обучение владению предметами (мячи, скакалка, обручи, булавы, кольца, и др.)
Постановка рук, ног, головы, спины.
Обучение броскам и ловли предметов.
Работа над техникой выполнения упражнений по частям и в целом.
Включение движений в номера.
Тема 8: Актерское мастерство.
Теория:
Роль и значение актерского мастерства в цирке.
Знакомство с техниками и приемами.
Практика:
Развитие эмоциональности. Импровизация.
Пантомима.
«Пение телом».
Создание собственного сценического образа.
Тема 9: Усложнение трюков жанровой принадлежности.
Теория:
Сведения о специфике трюков.
Сведения о биомеханике трюков.
Техника безопасности при исполнении трюков.
Приемы страховки и самостраховки.
Практика:
Совершенствование ранее разученных трюков.
Опробование со страховкой и без неё.
Отработка отдельных трюков.
Усложнение трюков за счет увеличения количества выполнения, увеличения или уменьшения времени исполнения, уменьшения опоры, изменения наклона опоры, увеличения высоты опоры и т. д.
Включение трюков в номера
Тема 10: Работа с номерами.
Теория:
Постановка идеи номера и ее обсуждение.
Обсуждение ключевых моментов (сюжет, трюки, хореография, реквизит, фонограмма).
Выявление особенностей номера и требований к участникам.
Практика:
Постановка номеров.
Отработка трюковой части.
Хореографическая обработка номера.
Отработка номера по частям и в целом.
Усложнение номеров за счёт включения новых трюков и усложнения уже имеющихся.
Включение в концертную деятельность.
Тема 11: Просмотр и разбор видеоматериалов.
Просмотр видеоматериалов других цирковых коллективов.
Просмотр методических видеоматериалов.
Разбор техники исполнения упражнений путем функции стоп-кадр и замедленного просмотра.
Тема 12: Работа с фонограммой, реквизитом, костюмами и аксессуарами.
Разработка эскизов.
Подбор и обработка фонограммы.
Конструирование.
Тема 13: Экскурсии.
Посещение мероприятий.
Посещение концертных программ различных цирковых коллективов.
К концу 3 года обучения дети должны обладать хорошим уровнем развития физических качеств и специальных физических качеств. Кроме этого дети должны овладеть специфическими качествами необходимыми для овладения элементами жанровой принадлежности.
Должны строго соблюдать технику безопасности при выполнении упражнения, владеть приёмами страховки и самостраховки, знать теоретические основы своего жанра.
На этом этапе дети уже должны принимать активное участие в концертной деятельности.
Основным критерием оценки качества является концертная деятельность, где в первую очередь оценивается уровень мероприятия (статус). Мероприятие может носить школьный, городской, региональный статус. Мероприятие может быть на уровне художественной самодеятельности или на профессиональном уровне.
Методическое обеспечение
Технология построения занятий учитывает основные позиции:
Морфофункциональные и психологические особенности развития детского организма;
Особенности мотивации к занятиям физическими упражнениями и к развитию специфических качеств, необходимых для реализации в том или ином жанре;
Подбор адекватных методов и средств тренировки;
Целенаправленное воздействие на индивидуальное развитие качеств.
Основными целями и задачи этих этапов являются:
Освоение основных элементов жанровой принадлежности;
Приобретение навыков концертной деятельности.
Научить детей выполнению основных элементов жанровой принадлежности;
Повышение уровня и совершенствование физических качеств;
Участие в концертной деятельности.
Особенностью этой методики является то, что в группе занимаются дети различного возраста. Это связано с тем, что они могут быть задействованы в одном номере. Это бывает связано со спецификой жанра. (приложение 8)
Основными принципами работы с детьми являются:
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности (фото, иллюстрации, видео)
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип непрерывности процесса физического воспитания
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий
Принцип от простого к сложному
Принцип систематичности.
Формы проведения занятий:
Демонстрационно-теоретическое (просмотр и разбор видеороликов);
Теоретическое (разбор и объяснение элементов жанровой принадлежности);
Практическое (тренировка).
Технологическая составляющая программы:
игровые технологии,
технологии здоровьесбережения,
технология творческих дел,
технологии проблемного и индивидуального обучения.
Основные методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный (методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию),
репродуктивные методы обучения (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
метод демонстрации (использование схем, карт и пр.),
частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом),
Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной, научно-методической базой и кадровым обеспечением:
специально оборудованный зал: наличие гимнастических матов, страховочных приспособлений, хореографический станок, музыкальная аппаратура, зеркальная стена, приспособление для развития физических качеств, наличие специального коврового покрытия, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям (наличие вентиляции, раздевалок, душевых кабинок, реквизиторской);
соблюдение температурного режима в зале (не ниже +13);
необходимое оборудование, специально изготовленное для определённого жанра (спортивный инвентарь, приспособления для партерных номеров, сооружения на сцене); аппаратура и аппараты (конструкции и приспособления для исполнения воздушных номеров и номеров партерной гимнастики, имеющие технический паспорт и акт технического освидетельствования;
техническая база для проведения занятий (компьютер, проектор, экран, компьютерное программное обеспечение);
руководитель студии;
состав обучающихся;
работа в тесном контакте с администрацией организации, педагогами и их родителями;
костюмы;
организация мероприятий, направленных на формирование дружеских отношений в коллективе;
Социальные партнёры (родители воспитанников, выпускники КРУЖКА, СТУДИИ, можно написать творческие коллективы города, организации – библиотека, метро, реабилитационный .центр
Глоссарий
Номер – художественное произведение, представляющее собой сочетание специально подобранных трюков, исполняемых в определенной последовательности по принципу нарастания сложности и выразительности.
Трюк – цирковое действие, одно из главных выразительных средств циркового искусства.
Композиция – сливание фрагментов в единое целое.
Основные жанры (главные) – акробатика, клоунада, гимнастика, жонглирование, дрессировка, эквилибристика, атлетика, фокусы.
Не основные жанры – мнемотехника, вентрология, имитация, «живая счетная машина», «сверхметкие стрелки» и т.д. По сравнению с основными жанрами они не масштабны и, как правило, не имеют разновидностей, они ближе к эстраде, чем к цирку.
Подгруппы акробатики:
Солисты: упражнения на гибкость на ковре и на помосте, гимнастические упражнения, силовые упражнения со снарядами и на снарядах.
Пары: силовые акробаты, смешанные, женские.
Группы: 3-6 человек исполняют статические пирамиды.
Специальные группы, работающие на ковре: упражнения на велосипеде, со снарядами (лестница, стулья и т.д.).
Специальная группа, работающая в воздухе: упражнения на трапециях, канате и др.
Партерная акробатика -прыжковая, силовая, пластическая, конная и вольтижная.
1) Прыжковая акробатика объединяет упражнения, основанные на прыжках, выполняемых с частичным или полным вращением туловища относительно одной или нескольких осей, проходящих через центр тяжести туловища акробата.
Основных типов прыжков:
кульбит (кувыркание),
колесо – переворот в сторону,
курбет – прыжком из стойки на руках встать,
копфшпрунг – переворот прыжком вперед с опорой на голову; исполняется также с опорой одновременно на руки и на голову,
фордершпрунг – переворот прыжком вперед с опорой на руки,
ляхкач – подъем-вскок из положения, лежа на лопатках согнувшись, выполняемый резким разгибом ног,
флик-фляк – переворот, прыжком назад прогнувшись с промежуточной опорой на прямые руки,
сальто – без опорный переворот тела в воздухе,
твист – переднее сальто, выполняемое после поворота на 180 градусов,
пируэт-сальто – сальто, выполненное с одновременным вращением туловища на 360 градусов относительно продольной оси тела акробата,
рондад – переворот вперед с поворотом на 180 градусов, служит связующим звеном для перехода к прыжкам, выполняемым спиной.
2) Сольные прыжки исполняются одним акробатом в течение всего номера.
3) Групповые прыжки исполняются в высоком темпе, следуют один за другим непрерывно в продолжение всего номера.
4) Силовая акробатика основана на выполнении определенных акробатических элементов только силовыми приемами, без применения темповых движений. Делится на парную и групповую.
5) Пластическая акробатика. В ее основе – гибкость, плавность и ритмичность движений исполнителей.
Одинарная пластическая акробатика. Характерной ее особенностью является всевозможное прогибание тела назад. Крутой прогиб в спине без касания пола руками - так называемая задняя складка – и прогиб с упором на руки – мост. Стойка на руках с богеном, прогиб в стойке с опорой на зубы, прогиб спины в арабеске, а также различные шпагаты – все эти основные элементы многократно варьируются и усложняются.
Парная пластическая акробатика в цирке именуется акробатическим этюдом. Нижний выполняет поддержки, в которых верхний демонстрирует элементы «каучука», партнерной акробатики и балета. Трюковую основу составляют: арабески, шпагаты, богены, оттяжки, стойки на руках с прогибом.
Групповая пластическая акробатика в практике получила название «художественно-акробатическая группа». Она основывается на построении акробатических пирамид, похожих на пирамиды силовой акробатики. Но манера подачи, стиль и конфигурация пирамид несколько другая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов:
Аэробика. Теория и методика проведения занятий. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова – М. Спорт Академ Пресс, 2002 – 304с.
Богомолов А.П. и другие. «Психологическая подготовка гимнастов» М.: Физкультура и спорт, 1974-80с.
Гандельсман А. Б., Смирнов К. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 266 с.
Ломейко В. С. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I – XI классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.
Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 176 с.
Лисицкая Т. С. Ритм + пластика. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 160 с.
Лечебная физическая культура: Учебник для студентов институтов физической культуры под ред. Попова С. Н. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 256 с.
Михайлова Э. И., Иванов Ю. И. Ритмическая гимнастика. – М.: Московская правда, 1987. – 80 с.
Пеганов Ю. А., Берзина Л. А. Позвоночник гибок – тело молодо. – М.: Советский спорт, 1991. – 80 с.
Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: учебное пособие. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с.
Ротерс Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
Соколов Е. Г. Акробатическая подготовка гимнастов. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 145 с.
Соколов Е. Г., Николаев Ю. Обучение акробатическим прыжкам. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 184 с.
Сабиров Б. М. «Танцующая гимнастика». – М.: Советская Россия, 1972. – 176 с.
Художественная гимнастика: Учебное пособие. Под ред. Орлова Л. П. – М.: Физкультура и спорт, 1973. – 188 с.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 480 с.
Шляпин Л. Ф. Гимнастика. – М.: «Искусство», 1978. – 151 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.fizkult-ura.com/
http://www.horeograf.com/texnika-tanca/teoriya-i-metodika-prepodavaniya-klassicheskogo-tanca.htm
http://journals.tsu.ru/uploads/import/861/files/348-115.pdf
http://www.ruscircus.ru/ganr/circ.shtml
http://klounnet.narod.ru/work.htm
Для детей:
Брыкин А. Т. Гимнастика. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 352 с.
Бауман Н. Э. Эквилибристика. – М.: «Искусство», 1963. – 144 с.
Гуревич З. Б. О жанрах советского цирка: учебное пособие. – М.: «Искусство», 1984. – 304 с.
Кожевников С.В.Акробатика: Учебное пособие для училищ циркового искусства.- М.: Искусство, 1984. – 222с.
Кузнецов В. В. Специальная силовая подготовка спортсменов. – М.: «Советская Россия», 1975. – 208 с.
Коркин В. П. Парные акробатические упражнения. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208 с.
Курысов В. Н., Смолевский В. М. Сложные акробатические прыжки. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 143 с.
Малая энциклопедия. Физкультура и спорт. – М.: Радуга. 1982. – 378 с.
Немчинский Н. И. Цирковой номер – спектакль. – М.: Советская Россия, 1976. – 82 с.
Немчинский Н. И. Цирк в зеркале сцены. – М.: Советская Россия, 1983. – 136 с.
Сиренко И. М. Воздушные жанры в цирке. – М.: «Искусство», 1976. – 119 с.
Смолевский В. М., Менхин Ю., Силин В. Гимнастика в трех измерениях. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 248 с.
Шляпин Л. Ф. Цирк любителей. – М.: «Искусство», 1976. – 135 с.
Энциклопедический словарь юного спортсмена. – М.: Педагогика, 1980. – 480 с.