Статья на тему: «Внедрение в учебно-воспитательный процесс электронного обучения: проблемы, перспективы»
«Внедрение в учебно-воспитательный процесс электронного обучения: проблемы, перспективы»
В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привёл к новой общественной формации, называемой информационным обществом. Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского стала неадекватной информационному обществу и поэтому потребовалось разработка новой парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки как: образование для общественного производства; учение в молодости, как запас на всю жизнь; педагог передаёт знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; книга как основное средство обучения. Настоятельно потребовалось сформировать новую педагогику.Просто классическая педагогика вместе с её отраслями переродилась как живое существо и превратилась в условиях информатизации образования в электронную – педагогику. Старое отмирает и на смену ему эволюционно приходит новое.Резать слух термин «электронная педагогика» не должен, поскольку давно прижились такие понятия, как электронное правительство, электронная коммерция, электронный бизнес и другие «электронные структуры».
Электронная педагогика всё-таки существует, хотим мы того или нет. Школа - тот участок, который не только не может быть в отстающих, но и просто обязан быть впереди, в том числе и в области использования современных информационных технологий.
Термин E-learning это сокращение от английского словосочетания Electronic Learning. Это система электронного обучения.Специалисты ЮНЕСКО определяют термин E-Learning следующим образом: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа»Е- learning –это набор средства, с помощью которых мы получаем доступ к учебным материалам. Это могут быть web технологии (on-line обучение), либо мультимедийные технологии CD-ROM или DVD (off-line обучение). Чтo oзначают эти термины: on-line обучение –«на линии», «на связи», «в сети», «в эфире», «находящийся в состоянии подключения», off-line обучение -«отключённый от сети» Таким образом, всё, что «офлайн» — это вне интернета, а «онлайн» — в интернете.
Какой должна быть школа будущего? Конечно, это новые образовательные стандарты, это совершенствование учительского корпуса, это система поддержки талантливых детей, это изменение школьной инфраструктуры и многое другое. И все эти изменения будут проходить уже в «новом» модернизированном обществе – открытом обществе, в связи бурным с развитием интернета. Что будет нового в модернизированном обществе:
Книга – электронная книга
Доска – интерактивная доска
Парта - интерактивная парта
Библиотека – медиатека
Тетрадь – планшет
Класс- сетевой класс
Дневник/журнал – электронный дневник/журнал
Урок – ДО урок, сетевая олимпиада
Школа – видео присутствие
Экскурсия – интернет-путешествие
музей - электронный музей
Портфель – ноутбук
Лаборатория – компьютерная лаборатория
Учительская – электронная учительская
Информационная доска школы школьный сайт
Личная папка достижений – электронное портфолио
«Технология меняется почти каждый день. Поэтому нам нужны люди, которые обладают широкими универсальными способностями к решению проблем, каким бы трудным это ни оказалось», - говорил Билл Гейтс.
Школе нужен универсальный учитель, который способен учиться, меняться, креативный и мобильный учитель, обладающий информационно-коммуникативной грамотностью.
Сегодня каждый знает, что такое информатизация.
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.
Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все.- Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными, низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами.Не лучше обстоит дело и с использованием медиа-ресурсов. Педагогу необходимо умение «изменить», «поправить», «исправить» имеющийся продукт, или даже создать свой, авторский. И именно тогда использование информационно-коммуникативных технологий открывает неограниченные возможности.НО только для тех, кто действительно владеет ИКТ!!!
Бытует мнение, что
учителя информатики и сотрудники ОУ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам; Это свидетельствует о том, что многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.
Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока мы будем думать, что нам кто- то что то должен, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.Следовательно, выход один – научиться самим! Важно различать ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя. ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет). ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
o материалы для урока,
o тематическое планирование,
o мониторинги по своему предмету,
o различные отчеты по предмету,
o анализ процесса обучения, и т.д.
Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
o школьная сеть,
o электронная почта,
o социальная сеть (Дневник.ру, …),
o сайт (раздел сайта),
o форум,
o блог (сетевой журнал или дневник событий),
Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!
Плюсы и минусы электронного образования.
Я постоянно думаю о том, какие есть у e-learning ограничения. Врага нужно знать в лицо. Когда работаешь с какой-то идеей нужно понимать не только ее плюсы и минусы.
1.Обогащение учебного процесса образовательными ресурсами
Информационные технологии позволяют дополнять и обогащать традиционные формы образования, например, с помощью глоссариев, электронных библиотек, списков литературы. Учебник сохраняет свое место основного инструмента, поддерживающего школьное обучение, но сфера его использования расширяется, так как новые технологии предоставляют больший диапазон возможностей и позволяют более целенаправленно учитывать как конкретные требования преподавателя, так и потребности школьников. Реально ответственность преподавателя за результат образования значительно усиливается, несмотря на применение технических и мультимедийных средств.
2.Повышение гибкости образования
Возникает возможность учиться дома без жестких временных рамок. Образовательная платформа позволяет легче и эффективнее управлять самостоятельной работой школьников. В руках преподавателя электронное образование является инструментом, с помощью которого легче учитывать разный уровень подготовки, успеваемости и мотивации школьников.
3.Обучение с помощью информационных технологий
Быстрое обесценивание информации в современных условиях ставит перед образовательным учреждением задачу: не только дать школьнику знания, но также развить способности и умения самостоятельно учиться и готовиться к жизни, где учеба в той или иной форме будет постоянно присутствовать. В настоящее время без использования элементов электронного обучения немыслимо самостоятельно искать ресурсы, ставить и последовательно достигать целей обучения.
4.Потребность во владении современными технологиями
Общение с компьютером становится таким же цивилизационным достижением, как умение читать и писать. Новые запросы на рынке труда, такие как совместная проектная работа на расстоянии или моментальный поиск информации невозможно осуществить без компьютера.
5.Повышение мотивации школьников, увеличение эффективности обучения.
Мультимедийные презентации привлекают школьников, игровые формы позволяют с раннего детства интуитивно и без комплексов осваивать информационные технологии там, где взрослые стесняются своих ошибок.
6.Возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные учащихся в процессе обучения.
7.Мобильная и эффективная реализация связи между учащимся и преподавателем позволяет максимально успешно проводить процесс обучения.
Что главное ограничение e-learning - недостаток личного общение учителя и учащихся.
E-learning признана одной из прогрессивных на сегодняшний день форм обучения, которая динамично внедряется в системы образования многих стран мира. E-learning - это методы и технологии очень развитые и продвинутые, с большим количеством возможностей, но они не могут и не должны полностью компенсировать живое общение.
Я считаю, что важнейшим фактором внедрения электронного образования является наличие творческого работающего коллектива, в котором ценят преимущества новых технологий и стремятся к профессиональному росту. Как правило, если складывается такая ситуация, электронное образование быстро набирает обороты и через некоторое время трудно даже представить, что можно организовывать и проводить учебный процесс без компьютерных технологий.