статья Внедрение музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс дошкольников


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 «Аленка»
СТАТЬЯ
«Внедрение музейной педагогики
в учебно-воспитательный процесс дошкольников»
Выполнила:
восп-ль высш. категории
Батяева Т.Ю.Музейная педагогика на сегодняшний день в нашем детском саду занимает в учебно-воспитательном процессе очень важное место. Она вводит ребенка в большой мир взрослых людей, помогает увидеть красоту, неповторимость художественно-эстетических человеческих творений, учит ценить и уважать традиции народа.
Осуществлению интеграции музейной педагогики в раздел художественно-эстетического воспитания и обучения способствуют:
создание в группе мотивационно – развивающего пространства, которое включает в себя: ИЗО - уголок, библиотеку детской художественной литературы, мини – музей, костюмерную, музыкальный уголок, уголок драматизации;
показ театральных и цирковых представлений профессиональными артистами на территории детского сада;
совместная деятельность детей и взрослых (выставки, эстетические композиции, игры);
знакомство с музеями города, использование экспонатов музея сада и мини – музеев групп;
постоянное совершенствование педагогического мастерства по художественно- эстетическому развитию (практикумы, семинары, открытые занятия, смотры-конкурсы).
Внедряя музейную культуру в различные продуктивные виды деятельности, мы учим детей находить:
Связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их отражением в детских работах.
Учим видеть цельный художественный образ в единстве изобразительных средств (цвет, форма, линия и т.д.).
Развиваем эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, знать, кто их создает, потребность общения с ними.
Формируем эмоционально – ценностное отношение к социуму.
Средством формирования духовного мира ребенка, является искусство: живопись, литература, народное творчество, скульптура, музыка. Оно пробуждает у детей эмоционально-творческое начало.
Поэтому в нашей группе центром изодеятельности являются детские книги с иллюстрациями Е. Чарушина, Е. Конашевича, В. Васнецова, В. Сутеева и др. и портреты самих художников. Дети узнают рисунки полюбившихся художников в иллюстрациях к книгам, испытывают радость от их выразительности. Читая дошкольникам книги (сказки, повести, рассказы, стихи), постоянно делаем акцент на фамилиях писателей и поэтов (К. Ушинский, Ю. Пермяк, М. Пришвин, А. Носов, Л. Толстой, А. Пушкин, А. Фет …), тем самым знакомим с известными людьми. Обращаем внимание на красоту художественного слова: эпитеты, сравнения, многообразие и многозначность родного языка.
По прочитанным произведениям дети делают зарисовки, отображают понравившиеся ситуации. Еженедельно учим стихи. Прослушиваем сказки, стихи в музыкальном сопровождении (используя магнитофон). Тем самым показываем, как музыка выражает эмоции, характер героев произведений.
В группе имеются подборки музыкальных игр, богатая фонограмма. Дети рисуют, лепят, делают аппликации под музыку великих композиторов. Музыку подбираем в соответствии с темой деятельности: «Кошкин дом» (по песенке «Дон! Дон!»); «Грустная или радостная осень» (П. Чайковский «Осенние картинки»), «Зима» (П.Чайковский «Времена года», Вивальди «Зима»).
Так же дети лепят, рисуют, делают аппликации по стихам: И Бунин – «Листопад», К. Чуковский – «Федорино горе», А. Пушкин – «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»; по сказкам: С. Маршака – «Три поросенка», М. Булатова – «Лисичка со скалочкой», Ш. Перро – «Красная шапочка» и др.; по повестям и рассказам: Е. Чарушин – «Забавные звери», А. Введенский – «О девочке Маше, о собаке, петушке и кошке Ниточке» и др. Учим не только видеть прекрасное, но и слышать.
В группе регулярно проводятся выставки семейных творческих работ: «Дары осени», «Моя любимая игрушка», «Портрет мамы», «Новый год», «День космонавтики»….. Эти работы используются в художественно – театрализованной деятельности, пополняя уголки драматизации в группе; становятся элементами дизайна помещения группы, превращаются в атрибуты к сюжетно-ролевым играм и инсценировкам детей.
Театральные постановки, самодеятельность детей совершенствуют исполнительские навыки, самовыражают малышей.
На занятиях по ИЗО знакомим детей с русской народной игрушкой: матрешкой, дымковской свистулькой, козликом, барышней и т.д.; с поделками – игрушками, сделанными вручную еще в далеком прошлом, которые находятся в музее ДОУ и в мини – музеях групп (новогодние игрушки, лошадки – качалки). В группе имеются альбомы со всеми видами росписей, их элементами. Дети с удовольствием их рассматривают. Видят красоту и самобытность творчества. На занятиях, в совместной или самостоятельной деятельности расписывают разными видами росписей модели различных предметов: ложки, деревянные яйца, лопатки, матрешек, разделочные досточки… Это откладывает свой отпечаток на художественно-эстетическое развитие ребят. Широко используем картины художников, например : Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рожь», Левитан «Золотая осень», «Большая вода», Хруцкий «Натюрморт с грибами», Машкова «Натюрморт с самоваром», Левитан «Васильки» и т.д. Таким образом знакомим с натюрмортами, пейзажами, портретами, анималистической живописью, с именами художников.
Они в свою очередь расширяют и углубляют детские представления об общественных и природных явлениях, воздействуют на эмоции детей, передавая свое отношение в речи, мимике, жестах, движениях, вызывают интерес к рассматриванию, приобщению к миру прекрасного, развитию художественного вкуса и эстетики.
В работе большое внимание уделяем тому, какие средства выразительности использовали народные умельцы, художники, писатели, поэты и скульпторы в своих произведениях.
Знакомим детей с архитектурой города во время экскурсий, с памятниками. В детском саду рассматриваем репродукции скульптур великих мастеров и мини-статуэтки.
Особо хотелось бы отметить, что с целью художественно-эстетического воспитания активно используем в педагогическом процессе интегрированный и полихудожественный подход.
Внедряя музейную педагогику в разделы художественно-эстетического развития детей, мы видим, что она побуждает детей активно и творчески мыслить. Поддерживает интерес к занятиям, создает положительно-эмоциональное состояние детей, способствует развитию эстетического вкуса, формированию музыкальных и художественных предпосылок, на основе которых рождается творческая личность.