Внедрение инноваций в управление школой

Внедрение инновационных подходов
к управлению развитием школой.

Необходимость реформирования системы школьного образования, реализация основных направлений модернизации Российского образования предполагают внедрение инновационных подходов к управлению развитием школой.
Движущей силой вектора развития школы, образовательной инноватики является субъект – субъектная парадигма. Участники образовательного процесса рассматриваются нами как активные соучастники, стремящиеся к взаимообогащению и взаиморазвитию с учетом особенностей каждого. Это диалог партнеров, понимающих друг друга. Перевод школы как педагогической системы в новое качественное состояние предполагает владение руководителями и педагогами технологией проблемно-ориентированного анализа. Как известно, проблема “сидит” в результате. Видишь проблему - ищешь пути ее устранения. Анализ образовательной ситуации, выявление проблем и противоречий образовательного процесса позволяет выявить в системе школы компоненты, подлежащие инновационным изменениям. Эти изменения у нас затронули:
содержание образования;
технологии обучения;
организацию образовательного процесса;
подготовку преподавателей к внедрению современных технологий обучения;
систему воспитательной работы;
систему дополнительного образования;
управление программным развитием школы.
Одна из форм технологии управления развитием школы является переход к диалогическим формам взаимодействия, к которым относятся организационно-деятельностные игры (ОДИ). ОДИ помогают нам формировать способность вести диалог с коллегами, осознанию наличия разных решений и позиций не обязательно совпадающих с собственными. ОДИ позволяют:
ориентироваться на принятие альтернативных решений;
расширять горизонты видения и понимания за счет включения дополнительных ресурсов, не принимаемых во внимание раннее. В результате у нас сформировался коллектив единомышленников, который желает работать по-новому.
В условиях полилога, диалога, разноплановых уровней сознания рождается новая стратегия развития школы, выраженная в программе развития.
Цель - новое качество образования, понимаемое нами как достижение уровня, обеспечивающего удовлетворение запросов личности, общества и государства в условиях реализации ФГОС.
В школе разработана программа “Развитие детской одаренности как фактор успешности формирования творческой личности”. Совершенствуется управляющая структура. Активно внедряется и реализуется эффективные образовательные технологии. Учащие по специальности в ДМШ развиваются по индивидуальной образовательной траектории. Широко развито трехстороннее взаимодействие «преподаватель-ученик-родитель» Основными принципами управления школой являются:
принцип новых задач;
принцип программно-организованного образования;
принцип уважения и доверия к человеку;
принцип непрерывного развития (постоянного обновления);
принцип горизонтальных связей: участие в управлении преподавателями и делегирование полномочий;
принцип первого руководителя;
принцип постоянного повышения квалификации.
принцип ключевых дел и событий;
принцип поддержки инициатив;
принцип содержательного партнерства;
принцип содержательных коалиций;
принцип наращивания инновационного опыта и др.
Внедрение принципов в управление школой позволяет создать новую развивающую среду.
Повышение квалификации педагогического коллектива пропорционально успешному достижению целевой линии развития школы, в основе которой лежит стратегия успеха.
Стратегия успеха основа раскрытия, взращивания внутренних ресурсов личности педагогов и обучающихся.
В практике управления школой используется технология проектных команд – разновидность модульной технологии управления. Маленькая команда как основной элемент организационной культуры таит в себе большие возможности. Именно командный метод работы позволяет без специальных материальных затрат добиваться успехов в развитии каждой личности. Педагог – человек команды, умеет слушать, уважать мнение другого. В школе создаются авторские программы. Школа открыта сообществу педагогов, руководителей и учащихся.
Результатом командно-проектной деятельности является создание прогрессивной системы ценностей, позволяющей предвидеть развитие ресурсов школы. Школа – субъект инновационно-экспериментального пространства муниципальной системы образования может рассматриваться как ресурсный центр по внедрению предпрофессионального обучения и повышения квалификации управленческих кадров.
Информатизация школы предполагает:
выход в Интернет;
подключение к информационным сетям, внутренняя локальная сеть;
использование мультимедиа по предметам учебного плана ДМШ;
повышение квалификации кадров;
расширение использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
Внедрение технологий творческих коалиций позволяет нам создавать мобильные группы для решения творческих и тактических конкретных задач, которые держат целевую линию развития школы, решают конкретные задачи, возникающие по ходу деятельности. Это методический совет, тесно взаимодействующий с отделениями ДМШ, а также творческими коллективами школы.
Технология исследовательской деятельности позволяет педагогическому коллективу выйти на новый уровень, уровень обобщения опыта. Продуктом являются печатные издания. Внедрение инноваций эффективно влияет на повышение качества обучения.











15