Консультация для воспитателей по теме «Игра- средство развития творческой личности ребёнка»
Консультация для воспитателей по теме: «Игра- средство развития творческой личности ребёнка».
Игра – это поле свободной творческой деятельности. Для того чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.
Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей.
Там, где ребёнка не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.
Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно
Какие развивающие игры и игровые задания мы можем использовать в своей работе?
– «Оживший предмет»
Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.
– «Что бывает?»
Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет (например, круглым и жёлтым, могут быть солнце, мячик и т.д.).
– Говорить от имени»
Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.
– «Найди предмет с заданным характером или настроением»
Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи, (например: найди самую грустную куклу).
– «Оживший предмет»
Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).
– Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.
– «Игра-соревнование»
Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге.
Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.
Для успешного развития творческих способностей необходимо
-Первое условие – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста.
- Второе условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали его.
Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.
-Третье условие для успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления.
- Четвертое условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ребёнку на пользу.
- Пятое условие, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать детям самим, размышлять и принимать решение.
А сейчас уважаемые коллеги я хочу предложить вам проверить ваш творческий потенциал.
Упражнение «Незаконченный рисунок»
Педагогам предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др.
Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы.
Игра «Рифмоплет»
Я называю слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, картина- корзина, ромашка- бумажка, пышка- мышка), а педагоги сочиняют двустишья на заданные рифмы.
«Хорошо-плохо»
Я называю предмет или явление, а педагоги должны досказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например:
утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,
ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
свеча:
«Нестандартные задачки»
1 способ:
Найдите предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п.
Придумайте необычный способ использования
зеркала,
стола,
кружки,
мяча и другим предметам.
2 способ:
В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители?
Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?
«Что будет, если»
все люди станут великанами,
кошки заговорят человеческим языком.
Спасибо за внимание! Я вам желаю творческих успехов!
13PAGE 15
13PAGE 14115