Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.
Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения. Обучающиеся, имеющие затруднения в переходе на беглое чтение, постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения. Как правило, они испытывают трудности и в усвоении других предметов. В обучении детей, у которых медленно развивается скорость чтения, необходимо использовать дополнительные приемы работы, организовывать помощь им, привлекая для этой цели родителей. При чем для работы с обучающимися родители могут выбрать какие то отдельные приемы из числа предлагаемых, обеспечивавших, по их наблюдениям, наиболее благоприятные условия для продвижения детей к более продуктивным способам чтения. Беглость чтения вслух - это такой темп произнесения слов, который характерен для разговорной речи. Беглость – как качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому учебному предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитывать материал и получать необходимую информацию не только от учителя, но из обязательной и дополнительной литературы. Если учесть , что овладение автоматизированным навыком чтения вслух способствует развитию и последующему совершенствованию молчаливого чтения ( более экономного способа работы с книгой), то, естественно, у обучающихся появляется желание читать и возможность совершенствования. Лозунг « учить учиться» только в этом случае становится реальным. Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность. Переход на беглое чтение предполагает, что глаз обучающегося охватывает уже не одно слово, а целое словосочетание, в результате чего убыстряется процесс понимания текста. Дальнейшее совершенствование этого навыка позволяет ребенку перейти на чтение сначала предложением, а потом и абзацем. При этом понимание читаемого вслух начинает опережать произнесение слов, а восприятие текста про себя увеличивается в 2 – 5 раз. Становление качества беглого чтения у детей с отклонениями в развитии – процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими факторами, в частности, недостатки понимания читаемого , слабым развитием смысловой догадки, несовершенством речи детей, ограниченностью объема их зрительного восприятия, недостаточно сформированной оперативной памятью. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается нерезультативным. Обучающиеся в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Подготовка к овладению навыком беглого чтения начинается с момента перехода обучающихся на чтение целым словом, так как к этому времени у них увеличивается «поле зрения» в результате над глобальным восприятиям слов. Специальные занятия, направленные на ознакомление детей с окружающими предметами и явлениями, на развитие их речи создают достаточный запас представлений, помогающий обучающимся быстрее осмысливать доступный им текст. Для формирования данного качества, так же как и любого другого, важна многократность упражнений в самом чтении. Поскольку обучающиеся с отклонениями в развитии, как правило, мало читают вне класса, важно и на последующих годах обучения организовывать работу таким образом, чтобы к его прочтению обращались неоднократно, чтобы у них не пропадал интерес к произведению на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Такими заданиями могут быть: -чтение по абзацам (учитель поочередно вызывает учащихся); -чтение с «эстафетой» (ученики сами называют того, кто будет продолжать); -выборочное чтение (на основе вопросов учителя ); -предварительное чтение текста с последующей записью читающего на магнитофон); -подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, озаглавливание частей текста. На этом этапе увеличивается также доля упражнений в чтении про себя. Этот вид чтения является достаточно сложным для детей с нарушенным интеллектом, так как понимание содержания прочитанного ориентировано только на зрительное восприятие текста. В связи с возникающими трудностями рекомендуется на начальных этапах работы вводить так называемое «жужжащее» чтение, то есть чтение шепотом. В этом случае процесс осмысления текста так же, как при чтении вслух, опирается на работу зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Следует обратить внимание и на то, что в младших классах коррекционных школ чтение про себя – это всегда повторное чтение, осуществляемое после анализа произведения. Для молчаливого чтения выбирается тот или иной отрывок текста. Задания к нему могут быть следующие: -читай и ответь на вопрос, записанный на доске; -подготовься к выборочному чтению; -отметь незнакомые тебе слова, спроси об их значении; -читай про себя в течение одной минуты, посчитай, сколько слов ты прочитал за это время; -подготовься к записи на магнитофон. Однако только многократного чтения текстов вслух и про себя явно недостаточно для отработки у обучающихся навыка беглого чтения. В связи с этим можно ввести упражнения , которые называются «речевой разминкой». Выбор данного термина обосновывается тем, что, во-первых, чтение является видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми; во-вторых, тренировка проводится в начале урока , перед чтением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы «разминкой». Речевая разминка проводится в начале урока, как было сказано выше. Подбор текстов осуществляется с учетом нескольких требований: -доступности содержания; -простоты структуры слов и предложений, входящих в текст; -различий в объеме текстов для обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся. Принимая во внимание, что у детей с отклонениями в развитии проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения. Для этого учитель заранее выделяет в тексте, с которым обучающиеся должны работать в классе, те его части, которые доступны для беглого чтения. Весь остальной текст прочитывается с разбором трудных слов, сочетаний. По мере развития техники чтения количество абзацев текста, читаемого бегло, увеличивается. В формировании беглого чтения не менее важную роль играет смысловая догадка. Ее появление увеличивает темп чтения. У детей с трудностями в обучении смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, как правило, оказывается несовершенной. Не поняв содержание читаемого , ученик, в лучшем случае возвращается к началу предложения и перечитывает его вновь (что замедляет темп речи), в худшем варианте -оставляет ошибку без внимания. Работа по развитию вербального прогнозирования начинается с 1 класса, когда дети восстанавливают недостающую букву в слове. В последующих классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложений, текста. Это такие задания, как заканчивание предложений, вставка пропущенного слова, словосочетания. Для развития операции прогнозирования полезны и такие задания: -прочитай заголовок, скажи, о чем (о ком) пойдет речь в это рассказе; -прочитай заглавие и рассмотри иллюстрации Какой рассказ можно составить на их основе? -разбираем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ? Задания подобного рода способствуют развитию у детей умения предугадывать, что может быть описано автором, помогает глубже вникнуть в текст произведения. Не менее значима для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Так, ученики 1-2 классов, прочитав второе слово предложения, могут забыть первое. Для совершенствования навыков беглого чтения и орфографической грамотности полезно использовать зрительные диктанты: - зрительные диктанты выполняются на уроках письма; -длительность проведения этого вида работы на уроке не превышает 5 минут; - речевым материалом диктантов является 1 предложение; - начальное буквенное наполнение предложения учитель определяет в зависимости от состава класса; - в случае если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия; - речевой материал для зрительных диктантов подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. При чтении на время , необходимо воздержаться от упреков детям, которые не могут уложиться в отведенный срок, поощрять их малейшее продвижение, предлагать более короткие предложения, записанные на индивидуальных карточках. Целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих в формировании навыка беглого чтения, приносит положительные результаты.