Консультация родителей первоклассников на тему: Как избежать ребенку школьных трудностей?











Консультация для родителей первоклассников «Как помочь ребенку избежать школьных трудностей?»










Учитель-логопед: Парникова Наталья Николаевна
      Для любого нормального родителя его ребенок самый лучший, талантливый, красивый. Пока ребенок маленький, родители часто не задумываются о том, что с его взрослением жизнь предъявляет к нему все большие требования. Случается, родители пребывают в иллюзиях относительно полного благополучия их чада. Эти иллюзии могут продолжаться достаточно долго. До школы.       Школа безжалостно расставляет детей по рангу, и малейшая несостоятельность ребенка может вытолкнуть его из благополучной группы, успевающих во всем учеников, на обочину, что в дальнейшем может пагубно отразиться на нервно-психическом состоянии этой еще маленькой, но личности и привести к другим проблемам социального, психологического характера.       Очень часто причиной школьных проблем детей является их речевая несостоятельность. Поскольку речь одновременно – необходимая основа мышления и его орудие, следовательно, от уровня речевого развития ребенка зависят его познавательные возможности, интеллектуальное развитие, способность к овладению различными знаниями.
      Чаще всего родители оценивают речь своего ребенка по состоянию звукопроизношения. Так как очень часто нарушения звукопроизношения нескольких групп звуков выступают не изолированно, а сопровождаются нарушениями восприятия и различения звуков на слух, нарушениями слоговой структуры слова, недостатками в понимании и употреблении слов, трудностями в построении предложений и т.д.
Данные нарушения, как правило, не проходят сами по себе и могут в начальной школе отрицательно повлиять на способность к обучению письменной речи (чтению и письму). При чтении ребенку будет очень трудно овладевать навыком слияния букв в слоги, слогов в слова, целостного воспроизведения слова с выделением ударной гласной, при этом смысловая сторона слова может быть совсем не понята. Ошибки будут проявляться и на письме: пропуски, перестановки, замены букв, слогов; слитное написание нескольких слов или раздельное написание частей одного слова; неверное выделение границ предложения и т.д. Но, еще опаснее тот факт, что речевые нарушения могут ухудшить, в целом, способность к обучению.
    Подытоживая вышесказанное, следует еще раз выделить проявления речевых нарушений у детей, на которые родители должны своевременно обратить внимание. 
      1. Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик»-мальчик, «девотька, деатька»-девочка, «тиифон, тиихон»-телефон, «пубики, пупики»-кубики).
      2. Нарушение слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например: «ку»-кубики, «ма»-маленький, «мако»-молоко, «дека»-девочка). 
   3. Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу, тууу»-уехали; «бибика»-машина; «ко-ко»-яйцо, «чик-чик»-клюв (показывает, что им клюют). 
      4. Неправильное грамматическое оформление высказывания (например: «мами, мамом, с мами»-с мамой; «капает апатом»-копает лопатой, «нога иглуськи»-много игрушек; «скадёт пиамидки»-складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка»-девочка и мальчик стоят на качелях (в смысле качаются), а бабушка сидит на скамейке).
5. Непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.д. 6. Нежелание слушать сказки, стихи.
7. Нарушение связного высказывания: неспособность составлять рассказы по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему.
8. Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
9. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.
10. Нарушение общения.
      Эти расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях, но, чтобы оценить характер и сложность речевых нарушений, лучше обратиться к специалисту – логопеду. Родители, конечно же, могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребенка лучше доверить специалистам.
     Логопед может помочь точно определить комплекс речевых проблем ребенка, выделить в нем самое слабое звено, дать оценку изменениям в его речевом развитии.
     И в заключении, хочу вспомнить хорошо знакомые всем слова: «Все мы родом из детства» и пожелать родителям терпения в совместной кропотливой работе со специалистом по преодолению тех или иных проблем у ребенка во благо его будущей жизни.
 
Приходите со своими проблемами, мы будем решать их вместе.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








13PAGE 15


13PAGE 14115




15