ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ И ПИСЬМОМ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Профилактика трудностей овладения чтением и письмом в раннем возрасте
Большинство детей испытывают те или иные трудности в овладении письмом и чтением. Это и медленное письмо, и неусвоение правил орфографии, ошибки в правописании при знании орфографических и грамматических правил, фонетический тип письма, отсутствие «чутья» на орфограммы. Часто школьник не может определить, «где именно нужно применить правило, которое ему хорошо известно, например, правило о том, как писать слова с безударными гласными». Многим детям свойственны неплавность, нечеткость, замедленность движений руки, неравномерность темпа письма, несоразмерность интервалов, закрепление неправильных стереотипов письма, неряшливый, нестабильный почерк. Значительно снизился уровень грамотности и навыков чистописания учащихся массовых школ.Такие дети требуют особого внимания, ведь ошибки необходимо исправить уже в начальной школе, а это требует порой продолжительного времени. Учитель должен ввести этих детей в работу всего класса, и здесь требования к объему предлагаемого материала и темпу урока вступают в противоречия с потенциалом ребенка.Главная проблема заключается в том, что учитель не может справиться с этими обострившимися трудностями самостоятельно и отправляет ребенка к школьному логопеду с «приговором»: дисграфия. Заметим, что этот «диагноз» стал достаточно популярен — в среднем половина учащихся первого класса массовой школы направляется к логопеду. Однако, как показывает опыт наших наблюдений, данные трудности в письме и чтении далеко не всегда дисграфия — специфическое нарушение процесса письма, которое не связано с применением орфографических правил и нарушениями интеллектуального или сенсорного характера.Нарушение функции — сложный механизм и может быть выявлен только при комплексном медико-психолого-педагогическом обследовании. При отсутствии такового или при обследовании «на глаз» квалификация трудностей письменной речи как дисграфия представляется не вполне обоснованной.Любая психическая деятельность — сложная функциональная система, включающая различные психологические факторы: слухоречевой, речедвигательный, оптико-пространственный и фактор избирательной регуляции психической активности. Анализ состояния высших психических функций каждого ребенка показывает его индивидуальные особенности, индивидуальное сочетание «слабых» и «сильных» звеньев. Вынося каждому неуспевающему школьнику суровый вердикт дисграфия, мы можем целостной концепции речевой деятельности противопоставить симптоматический рефлекторный подход.Многие дошкольники, особенно находящиеся в группе риска (минимальные мозговые дисфункции, неврологические нарушения, временные задержки темпов психоречевого развития, речевые нарушения), нуждаются в профессиональной помощи логопеда.Многие психологи не согласны с термином «профилактика», считая его некорректным. В отечественной психолого-педагогической литературе тема профилактики чаще рассматривается в контексте вопросов дезадаптации и поведения, аномалий психофизического развития. Тем не менее, имеются показатели, по которым логопед может сделать прогноз: ребенок находится в группе риска по возникновению дисграфии.
Зрелость психических процессов — предпосылок для успешного усвоения грамоты и правописания — может быть проверена до поступления ребенка в школу. Логопедическая практика подтверждает — профилактику трудностей овладения чтением и письмом необходимо осуществлять в дошкольном возрасте.На наш взгляд, профилактика — это не разрозненные методы и приемы, направленные на формирование какой-либо изолированной операции, и тем более, не «тренировка» по известным в нейропсихологии тестам. Начиная с раннего возраста необходимо проводить специальную поэтапную программу с опорой на комплексную работу анализаторных систем. Профилактику трудностей овладения чтением и письмом можно подразделить на первичную и вторичную.Первичная профилактика направлена на предупреждение возможного неблагополучия в формировании навыков чтения и письма. Вторичная предполагает логопедическую работу по коррекции уже возникших трудностей, предотвращению развития их в сторону закрепления и обострения.
Методы и приемы профилактической работы можно разделить на два блока.
Первый блок
1. Развитие зрительного внимания и зрительной памяти: расширение поля зрения; выработка устойчивости, переключаемости, увеличения объема зрительного внимания и памяти; развитие стереогноза.
2. Развитие зрительно-моторной координации: развитие глазодвигательных движений; улучшение ощущений артикуляционных поз и движений; формирование восприятия различной модальности; развитие тактильных ощущений; развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики; развитие формообразующих движений при изображении заданных фигур.
3. Формирование стереогнозиса и представлений о схемах лица и тела:выработка представлений о схемах лица и тела; развитие соответствующих навыков ориентировки в пространстве; активизация ощущений тела как системы координат; формирование пространственного моделирования и конструктивного праксиса.
4. Развитие пространственно-временных представлений: ориентировка в длительности и последовательности явлений, составляющих целое; развитие зрительно-предметного восприятия; вычленение признаков предмета; восприятие пространственных признаков плоских и объемных предметов; дифференциация сходных цветовых фонов и геометрических форм.
Второй блок
1. Развитие слухового внимания: расширение рамок слухового восприятия; развитие слуховых функций, направленности слухового внимания, памяти; формирование основ слуховой дифференциации; совершенствование фонематического восприятия; осознание звуковой стороны речи.
2. Развитие чувства ритма: формирование ритмико-интонационной стороны речи; формирование ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью; развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма; формирование интонационной выразительности и ритмико-интонационных параметров слова.
3. Формирование фонологического структурирования: формирование слоговой структуры слова, умения визуально контролировать движения нижней челюсти при произнесении слогообразующих гласных; анализ слогов и слов; развитие речеслухового, речедвигательного и зрительного образа звуков; формирование фонематического анализа; развитие навыков анализа и синтеза на основе упражнений в словообразовании.
Эффективность коррекционной работы зависит от определенных условий, которые, на наш взгляд, являются слагаемыми успеха:• интегративный характер занятий, когда решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов;• включение в каждое занятие широкого диапазона упражнений и игр, направленных на профилактику возможных трудностей овладения чтением и письмом;• своевременное переключение на другую деятельность, т.е. необходимость закончить упражнение прежде, чем оно надоест ребенку;• разъяснение родителям важности профилактической работы, включение их в нее на правах участников коррекционного процесса, получение ими информации о результатах обследования, ближайших и перспективных целях профилактической работы;• создание проблемно-игровых и проблемно-практических ситуаций, способствующих не только развитию мыслительных процессов, но и обогащающих практический опыт и формирующих положительные качества личности;• систематическое оперативное наблюдение по отслеживанию результатов, что позволяет гибко управлять ходом профилактической работы.