Беседа для родителей Как помочь ребёнку в овладении счётом, чтением, письмом?


В настоящее время учёные в области педагогики и психологии, учителя-предметники говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребёнку с первого класса предоставляется возможность выражать своё «я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребёнка с учётом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является здоровьесберегающая среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психо-коррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу и борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряжённость и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Задача учителя организовать определённую систему мер по созданию психологического комфорта младшим школьникам.
По моему мнению, учитель в этом направлении должен действовать совместно с родителями учащихся, соучастниками педагогического процесса. Роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима. Поэтому мною разработан комплекс просветительских бесед для родителей первоклассников. Эти беседы помогут родителям пополнить и углубить знания в области педагогике и возрастной психологии и физиологии младших школьников.
Тематика бесед: 1. Возрастные особенности младших школьников.
2. Как помочь ребёнку успешно учиться.
3. Половое воспитание в семье.
4. Как помочь ребёнку в овладении счётом, чтением,
письмом.
5. Как приучить ребёнка читать.
Как помочь ребёнку в овладении счётом, чтением, письмом.
В подготовительных группах детских садов, в различных центрах детского развития проводятся занятия по счёту, чтению, письму. Нередко и сами родители, ещё не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, считать и писать. Однако методы и приёмы, которыми пользуются родители при таком обучении, довольно разношёрстны, часто интуитивны и далеко не всегда эффективны.
Прежде всего, следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее большинство родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребёнка писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться при подготовке детей дома.
Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатными буквами, но прежде всего, позаботятся подготовить руку ребёнка к графической деятельности. Для этого подходят такие упражнения: рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Всё это развивает руку, её мелкие мышцы и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма.
Родителям, дети которых предпочитают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях, лучше до начала обучения проконсультироваться у психоневролога и психолога с целью определения истинности леворукости. Соответственно будет решён вопрос о целесообразности обучения письму правой или левой рукой.
Современная методика обучения чтению начинается со звуко-буквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука. По этой методике работают воспитатели детских садов и учителя начальной школы.
Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. И это вполне объяснимо, так как многим пришлось бы учиться самим. Но всё же родители пытаются научить своих детей читать на материале азбуки или букваря. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что ребёнка учат названию букв, а не учат произносить звуков, которые они обозначают. Например, «ша», а не I ш I; «бэ», а не I б I и т. д. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо «Ма – ша» дети читают «Мэ-а – ма, шэ-а – ша», «Маша». В целом это удлиняет и усложняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остаётся совершенно непонятным ребёнку. Такие слова разгадываются им как ребусы. Например, слово «открытка» читается как « о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а». Не удивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остаётся непонятным.
На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков ( их последовательность можно взять из азбуки или букваря ), объяснить ребёнку разницу между гласными ( тянутся ) и согласными ( произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв – звуков ( буквы – пишутся, звуки – произносятся ) составляют 3 – 4 слога, например, ма-, ра-, ша-, на-. Требуйте от ребёнка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтёт второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.
Ребёнок должен самостоятельно найти определённые слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов ( рама, наша, Маша и т. п. ) и читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько новых букв – звуков ( гласных и согласных ), составляют их них новые слоги и слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога ( уж, ан ) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребёнок может допускать ошибки, типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.
Если самый первый этап обучения чтению прошёл успешно, то ребёнку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребёнок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные с правильным ударением, остаются непонятными для детей.
Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложения и текста в целом. У детей должна выработаться привычка, спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий.
Многие родители, едва научив ребёнка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребёнок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6 – 7 годам, их интересы и сведения об окружающем требует чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстаёт от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько слов, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Чтение книги родителями развивает мышление ребёнка, даёт ему новые образы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребёнок учится эмоциональному выразительному чтению.
Таким образом, в период обучения ребёнка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятными ребёнку и напечатанными крупными буквами, пригодными для самостоятельного чтения ( лучше вслух ), так и более сложная детская литература, необходимая ребёнку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые рассказы и сказки, детям 6 – 7 лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая с раннего детства сказка доставит ему радость.
Теперь об обучению счёту. К 6 – 7 годам ребёнок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд – у некоторых детей только до 10, у других – до 20, реже – до 100. Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами надо отдифференцировать порядковое числительное от количественного.
Практически важно, чтобы ребёнок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке, зная место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребёнку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребёнка на соседние числа, так как, вычитая из одного большого числа другое большое число ( 20 – 19 ), дошкольники часто ожидают получить также большое число.
Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений ( порядок и количество ), они способны сделать правильный вывод.
При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить принципы образования двузначных чисел и ввести ребёнка в основы позиционной десятичной системы счисления. Если у ребёнка возникают большие затруднения в овладении числовым рядом до 100, то следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.
Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6 – 7 лет либо спонтанно, в процессе игровой деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной приём, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании 1, реже – 2. Но устный счёт, которому придаётся большое значение в начальной школе, основан на групповом счёте, т. е. на знании состава числа.
Ознакомить ребёнка с понятием «состав числа» можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число – 3 или 4. Ребёнку предлагают разложить три палочки на две кучки. Очень скоро ребёнок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия «состав числа», т. е. чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1. То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как весёлую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.
Старшие дошкольники легче ( и с большим интересом ) решают простую задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа: «У тебя в руке 5 воздушных шаров, мама дала ещё 3 шарика. Сколько стало всего?» - и ответ сразу будет готов. В этом случае ребёнок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он, тем не менее, методом присчёта по 1. Хотя этот метод и помогает ребёнку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возможности метода присчёта ограничены. Поэтому если ребёнок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столкнётся с большими трудностями, поскольку школьная программа по математике довольно сложная.
Несмотря на хорошую подготовку к школе в детском саду и активное участие в ней родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуально-психологические особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счёт, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию.
Другие же ещё не осознали всей серьёзности школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе – как важное, так и несущественное. Но все дети должны научиться подчиняться единым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т. е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Всё, что возможно, учитель учтёт при индивидуальном подходе к каждому ребёнку, но основными задачами для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого класса.
Поэтому на первых этапах нового для ребёнка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учёбы. Желательно каждый день расспрашивать ребёнка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают, что ребёнок понял, а что нет, что его огорчило, что заинтересовало. В настоящее время первоклассникам не ставят отметок в течение первого года обучения. Этот период и должен использоваться педагогом и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей.