Научно-исследовательская работа на тему Кара-Суг-удивительный источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Суш Пий-Хемского кожууна
Тема:
«Кара-Суг» – удивительный источник
с. Суш»
Выполнила Кара-Сал Диана
Монгун-ооловна . ученица 10 класса
МБОУ СОШ с. Суш
Руководитель: Дадар-кыс Оюмаа
Мандар-ооловна
учитель истории и обществознания
2014год
Содержание
Введение____________________________________________ 3
Местечко « Кара-Суг» __________________________ 6
2. Обряды и обычаи, связанные с «Кара- Суг»_________ 9
Заключение___________________________________________ 11
Литература____________________________________________12
Введение
У каждого человека есть Родина. Родина- это место, где человек родился, вырос. Где живут его родители, близкие и друзья. Есть большая Родина. Есть малая Родина. Моя большая Родина - Российская Федерация. Малая Родина – Республика Тыва.
Тува находится в самом центре Азии. Тува- маленькая, но уникальна своей историей и природой. Это страна бесконечных просторов, лесов, гор, голубых озер и рек, также родина исторических событий.
Еще моя малая Родина – село Суш, которая находится в Пий-Хемском кожууне
Наше село небольшое. Состоит из четырех улиц. Кругом тайга. Высокие горы. Много замечательных мест есть в нашем селе. Но самое красивое и удивительное место – это местечко Кара- Суг. Оно расположено к востоку от села, на протяжении двух километров. Меня всегда интересовало и привлекало это место. Природа этого места невозможно описать. Чистый, свежий воздух. Там есть источник воды, которая вытекает прямо из земли. Построены специальные сооружения для источника. Кругом деревья. У нашего источника есть дерево, где к веткам привязаны «чалама», т.е разноцветные лоскутки материи. Это означает, что это дерево священное. Мне захотелось поглубже узнать об обычаях и обрядах, совершаемые на данной местности
Актульность: изучение и сохранение местных объектов – это верный путь к раскрытию новых страниц истории родного края, позволяющий не терять связи поколений, дающий дополнительную информацию о природе, истории родного края. Любовь к родине это и есть знания обычаев традиций своего народа, возможность не прерывать связь поколений
Новизна Данная работа является первой попыткой исследования местности
« Кара-Суг»
Цель моей работы; выявить особенности обрядов и обычаев, связанных с источником «Кара-Суг»
В соответствии с поставленной целью, выдвигаются следующие задачи:
1) сбор информаций о местечке « Кара-Суг»
2) Выявление особенностей обрядов и обычаев, связанные с местечком Кара-Суг, анализ факторов, влияющих на эту ситуацию.
3) излагать материал согласно поставленной проблеме в письменном виде
4) привитие к любви и бережному отношению природе .
Объектом исследования является местечко « Кара-Суг».
Предметом исследования можно считать традиционные обряды и обычаи, связанные с местечком « Кара – Суг».
Для решения этих задач применялись теоретические и практические
методы исследования
- опросы информаторов (коренных жителей с. Суш)
-обзор литературных источников (по темам: традиционная культуры тувинцев, экологическое воспитание)
-изучение архивов колхоза и других источников
Источниковая база исследования Основным источником исследования явились работы, принадлежавшие перу этнографов и историков как М. Б. Кенин - Лопсан. Л.П.Потапов, С.М.Биче - оол и др.. Опросы информаторов
( коренных жителей села). Изучение архивов с. Суш и других источников
Научно- практическая значимость: Можно использовать для практического использования школьникам, дальнейшего исследования природы родного края
Историография данной работы: Сведений об изучении природных объектов села «Суш» на территории Пий-Хемского кожууна в научной литературе практически нет. Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные автором от информаторов в ходе беседы по данной проблематике.
Выдвигаемая гипотеза Местечко «Кара-Суг» - одна из почитаемых и священных мест жителей с. Суш
Данная работа состоит из вступления, из двух частей и заключения. Во вступлении обозначены: актуальность данной работы, источники, на основе которых была написана работа. Цели, задачи, предмет исследования структура данной работы.
Часть 1
Пусть не город, не столица
Лишь поселок небольшой
В нем знакомые все лица
Все живем в семье одной
На территории Пий-Хемского кожууна есть один из живописных уголков Тувы – это с. Суш, с населением в 640 человек по последним данным переписи.
Наше село находится на живописном месте. Кругом тайга, горы, рядом течет речка Уюк. На западе расположена гора Кожагар – Даг. На севере расположены высокие, синие горы « Сырлык». На юге села расположена густая тайга « Маральник». Названия природных объектов интересные и загадочные
Но самое прекрасное интересное место нашего села Суш – это местечко «Кара – Суг». Сюда приходят отдыхать не только жители нашего села, но и приезжие.
Местечко Кара-Суг находится на восточной стороне села, на протяжении двух километров, находится в лесу, на берегу реки Уюк. Там есть родниковый источник. Мы, ученики, школы каждый год совершаем однодневный туристический слет, на это живописное место. Это у нас вошло в традицию. Мы там отдыхаем, играем, соревнуемся. Когда уходим домой, то обязательно берем воду из источника. Вкус воды этого источника, необыкновенно вкусная.
Раньше были построены специальные сооружения для источника. На этих сооружениях написано « память от греков, 1977 ».
Оказывается, по опросам жителей, раньше, когда у нас образовался колхоз, здесь начались строительства. Сюда были направлены строители по национальности греки. Они построили у нас здания фермы, общественную баню, другие здания. Также они построили двухэтажное здание СДК. К сожалению, с распадом СССР, с роспуском колхозов, совхозов все эти объекты строительства сейчас лежат в руинах. Только осталось здание СДК.
Когда у нас эти строители работали, они часто ездили отдыхать на источник Кара –Суг. Вот и грецкие строители соорудили вот такое сооружение. Говорят, раньше было очень красиво. Было поставлено так, что вода источника текла прямо из сооружений, как фонтан.
К сожалению, до нашего времени так не сохранилось. Сохранилась чаша.
Вот таким образом, стало ясно, кто здесь соорудил сооружения.
Чтобы узнать название источника « Кара- Суг». Мы провели опрос населения. Так как население нашего села Суш состоит из тувинцев, основным языком общения является тувинский язык. Основной вариант анкеты составляли вопросы, касающиеся о местечке Кара-Суг. Также были и вопросы национальной культуры (например: знание основных обрядов, обычаев). Учитывая, что население села Суш многочисленное (640 человек, включая студентов) опрос проводился не поголовно, а выборочно. Предпочтение отдавалось пожилым и старым людям (опрошено -- человек. Возраст, которых более 50 лет) во-вторых, учителям. Опрос охватывал молодежь (15 лети более). Такая разбивка информаторов и респондентов по возрастным группам позволяет сделать некоторые прогнозы на будущее.
Когда мы проводили опрос, жители с интересом и с удовольствием рассказывали нам об источнике. Практически в каждом доме, где мы побывали, были фотографии источника, где с семьей отдыхают. Одна наша жительница Аракчаа Г.О рассказывала « Мы очень любим это наше замечательное место «Кара-суг». Мы часто ходим туда отдыхать. Каждую весну приходим, чтобы очищать наш источник. К сожалению, есть люди, которые приезжают, чтобы отдохнуть, но после себя оставляют такой мусор, что не описать. Я прошу наших односельчан. людей, которые туда ходят, бережно относиться к нашей природе»
Давайте, еще послушаем рассказ одного из уважаемых жителей нашего села. Это Байкара Надежда Байкараевна. Коренная жительницы нашего села. Она вошла в список лучших людей 20 века.( рассказ Байкара Н.Б на видео)
Сведения об источнике « Кара-Суг» нет ни на государственных архивах, ни на местных. Нигде это название документально не оформлено.
Поэтому, опираясь на опрос жителей можно смело сказать, что название источника Кара-Суг - народная. Названа так, потому что она выходит прямо из –под земли.
Часть 2
Обряды и обычаи тувинцев, связанные с источником.
У каждого народа есть своя культура, свои обычаи и традиции. Культура, как духовная, так и материальная, каждого народа – свой вклад для всей мировой культуры. Всю культуру обычно рассматривают как совокупность созданных коллективным разумом и творчеством людей предметов и явлений. Как совокупность специфических для людей (вне биологических) способов деятельности Народная культура непосредственно связанна с деятельностью человека (и передается через ощущения человека), она также связана с экологической средой и, как правило, опосредствованным образом и удовлетворяете в первую очередь таким потребностям человека, как познавательно-информационные, эстетические. нравственные воспитательные и др.
В тувинской традиционной культуре одной из важнейшей чертой является связь человека с природой. Природа служила для человека неиссякаемым источником гарантом жизни. Культ природы охватывает такие культы, которые связаны с освящением огня, деревьев, источников.
Освящение родника имеет свое значение и назначение. Есть строгие правила его проведения. В – первых приглашали шамана, чтобы он совершил обряд по освящению родника, когда болеет ребенок. Во- вторых, есть родники, которые освящают ежегодно, чтобы леса по близости были целыми, разрастались деревья и не высыхали реки и родники. В – третьих, обряд по освящению воды устраивал тот, кто хотел стать богатым. В – четвертых, обряд по освящению устраивает тот, кто хочет, чтобы его род по крови не оборвался. В – пятых, освящали родник, чтобы попросить милости у его духа. Обязательным было также, чтобы у истока росло красивое дерево. К его веткам привязывали чалама – разноцветные лоскутки материи, и это делало дерево священным и неприкосновенным. Поблизости запрещалось бросать мусор, рубить деревья, совершать любые оскверняющие действия. Воду родника тувинцы считали самой святой, а место, где протекает родник священным (М.Б.Кенин-Лопсан, 2006)
Все признаки освящения, которые говорилось выше, совпадают с нашим родниковым источником. Есть дерево с лоскутками. Тогда нужно узнать, с каким назначением проводилось освящение родникового источника. Мы встретились с членом рода, который присутствовал на этом обряде. Это учитель русского языка Чоома Д.Б. Она рассказывает
. Раньше в нашем селе жили наши родственники по материнской линии, из рода Маады. Потом они переехали жить в Эрзинский кожуун. Жили там очень долго. Позже у них начинается трагические случаи. Дети не доживали до 2-3 лет. Это продолжалось долго. И вот они обратились к шаманам. По их словам, члены Маады забыли свою родину. Гневается хозяин земли и воды. Они должны совершить обряд освящения источника, находящую именно здесь в нашем селе - это местечко « Кара- Суг» , чтобы изгнать дух болезни.
И вот они приехали в 2011 году. Они собрали всех нас - родственников Маады, потомков. Были и молодые, пожилые. Все мы пошли на источник. Они также пригласили шамана. Он там провел обряд освящения. Обязательное правило освящения было, чтобы у истока росло дерево. К его веткам мы привязывали чалама и это дерево стало священным и неприкосновенным. Обряд освящения источника проводился три года подряд. И последнее освящение состоялось в прошлом году.
Вот такую интересную информацию мы узнали. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что источник « Кара-Суг» освящен. Это означает, что это место священное. Нельзя поблизости источника бросать мусор, рубить деревья, совершать любые оскверняющие действия.
Заключение
Исходя из-за все сказанного выше, можно сказать, что тувинцы до сих пор соблюдают традиции и обычаи, связанные с природой. Это объясняется сохранением традиционного мировоззрения в целом и религиозными предрассудками. Скорее всего, эти обряды еще сохраняться долгое время на практике.
Также подтверждается выдвинутая гипотеза, что местечко «Кара-Суг» - одна из почитаемых и священных мест жителей с. Суш. Так, по мнению большинства опрошенных жителей, самой уникальной, интересной, таинственной местностью считают источник « Кара-Суг»
Поэтому мы должны беречь нашу природу, должны сберечь исторический источник, красоту и загадочность нашей природы, где можно дышать свежим воздухом, пить целебную воду. Думаю, что необходимо воспитывать с детства чувство ответственности, патриотизма прививать уважение и гордость к тому, что мы имеем, передавать в сохранности будущим поколениям, рачительно относиться к целебным источникам. Также соблюдать традиции и обычаи нашего народа, которые передавались из поколений в поколение.
Я еще горда и очень рада, что у нас есть такая историческая достопримечательность – родниковый источник « Кара- Суг», которая еще не исследована, которая я хоть в малую долю внесла свой вклад в начало исследования этой местности .
Литература
1.М.Б. Кенин - Лопсан « Традиционная культура тувинцев» Кызыл-2006
2. М.В. Монгуш « Ламаимзм в Туве» Кызыл- 1992
3. З.Б. Самдан « Хранители духовной культуры» Кызыл – 2011
4.Научно- популярный, методический журнал « Башкы» №3 2014
Приложение
Литература
13PAGE 15
15