обобщение опыта мастера производственного обучения

Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Выксунский политехнический колледж»



Обобщение опыта работы
мастера производственного обучения Рогулиной
Марии Алексеевны

По теме:
««Самореализация личности
обучающихся через творческую
организацию производственного
обучения».


Содержание

Слово о мастере производственного обучения 3
Введение 6
Практические методы обучения 8
Метод упражнений 9
Лабораторно – практические работы 11
Решение производственно-технических задач 12
Применение методов производственного обучения на занятиях по сварке 12
Содержание инструктажей 13

Приложения № 1
План урока производственного обучения
Тема программы «СВАРКА НЕСЛОЖНЫХ УЗЛОВ»
Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОДСТАВКИ
Приложения №2
Краткий конспект мастера п\о
Приложение №3
Инструкционно – технологическая карта








Слово о мастере
производственного обучения
Рогулина Мария Алексеевна работает мастером производственного обучения
в системе профессионального образования двадцать девять лет. В 1984 году она окончила Горьковский индустриально – педагогический техникум, получив специальность мастера производственного обучения, техника технолога сварочного производства .
За время работы Мария Алексеевна зарекомендовал себя как опытный
преподаватель и воспитатель обучающихся, высококвалифицированный специалист: она имеет 5 разряд электросварщика, высшую категорию мастера производственного обучения.
Главное в ее работе – обучение по профессии «Сварщик» в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта , подготовка конкурентоспособных специалистов.
На уроках производственного обучения Мария Алексеевна применяет новые педагогические технологии - информационные и проектные, коллективные формы и методы обучения. Значительное место отводит самостоятельной работе обучающихся, обучению их навыкам самоконтроля, большое значение придает конкурсам профессионального мастерства, широко использует элементы педагогики сотрудничества.
За время работы в образовательном учреждении М.А.Рогулина обучила более 200 сварщиков. Во всех его группах 100-процентная успеваемость по предметам профессионального цикла, качество знаний обучающихся составляет в среднем 62%. Более половины ее выпускников работают по профессии на предприятиях города и области.
20% ее выпускников обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях. О ее учениках как о специалистах хорошо отзываются на производстве. Работая по принципу «мастер-мастерская», Мария Алексеевна много внимания уделяет воспитанию у обучающихся любви к профессии, уважения к труду сварщика, прививает им стремление совершенствовать квалификацию. Сама она постоянно занимается самообразованием, своевременно проходит курсовую подготовку.
За свой многолетний добросовестный труд в деле обучения и воспитания
подрастающего поколения Мария Алексеевна неоднократно награждалась грамотами администрации колледжа.
В 2004 году М.А.Рогулина была награждена нагрудным знаком Почетный работник начального профессионального образования РФ за заслуги в области образования
В 2007 году М.А.Рогулина принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Мастер – золотые руки».
В 2011 году стала победителем областного конкурса «Мастер года – 2011».
По характеру Марина Алексеевна сдержанная, доброжелательная.
Мастер производственного обучения Мария Алексеевна Рогулина пользуется заслуженным уважением и авторитетом в коллективе колледжа.










Введение
Формирование будущего рабочего высокой квалификации и широкого профиля, владеющего профессиональным мастерством, начинается на уроках производственного обучения в мастерских учебного заведения, эффективность которых прямо зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения реализует на уроках современные требования к ним, к организации производственного обучения в целом.
В своей педагогической деятельности Рогулина М.А. широко использует практические методы производственного обучения: метод упражнений, лабораторно – практические работы и решение производственно – технических задач. Все это положительно влияет на организацию уроков производственного обучения и приводит к постепенному формированию профессионального мастерства.
Огромную роль в учебном процессе играет умение мастера чётко, логично и доступно изложить материал, достичь сотрудничества на занятии, найти оптимальные пути общения с обучающимися и организации их деятельности. Поиск таких путей состоит в определении методов обучения.
Система методов производственного обучения и каждый метод в отдельности видоизменяются по мере развития науки, техники, технологии. Объективными предпосылками этого процесса в настоящее время является изменение содержания и характера труда рабочих многих профессий в связи с ускорением темпов комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
В разные периоды развития образования те или иные методы обучения приобретали ведущее значение. Вместе с тем, практика доказала: ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему в производственном обучении успехов можно достигнуть только при использовании многих методов – ни один из них не является универсальным.
Выбор конкретных методов и их сочетание должны быть соотнесены со следующими реалиями:
- цели данного занятия;
- особенности содержания изучаемой темы;
- возможности мастера и уровень развития группы;
- условия обучения.
Таким образом, возникает проблема выбора рациональных методов для каждого конкретного занятия. Вместе с тем, не менее важно знание и владение методикой применения конкретного метода с наибольшей эффективностью для учебного процесса.
По степени сложности методы производственного обучения можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные, практические.
словесные
наглядные
практические

Устное изложение (рассказ, объяснение, лекция)
Демонстрация наглядных пособий
Упражнения по выполнению приёмов, операций, комплексных работ

Беседа
Показ трудовых приёмов
Самостоятельные работы

Самостоятельная работа учащихся с литературой
Самостоятельные наблюдения учащихся
Отработка рабочих приёмов на тренажёрах

Письменное инструктирование
Производственные экскурсии
Лабораторно- практические занятия

Аудио- и видеозапись

Управление технологическими процессами




Практические методы обучения
Практические методы обучения направлены прежде всего на непосредственное познание действительности, и самостоятельность учащихся должна развиваться и всемерно поддерживаться с первых же занятий. На этом этапе рекомендуется внимательно наблюдать за учащимися на всем протяжении упражнений и немедленно исправлять каждое намечающееся отклонение и ошибку. Однако по мере углубления в работу следует приучать будущих рабочих самим анализировать ее ход, своевременно подмечать все отклонения и знать, как недочеты в состоянии и работе инструментов могут повлиять на результат.
Основными путями и средствами воспитания самостоятельности при выполнении заданий являются:
применение различных технических устройств (тренажеров);
использование инструкционных карт;
самостоятельный разбор обучающихся чертежей;
подбор режимов сварки (их расчет);
самостоятельный выбор и использование контрольно-измерительных инструментов или приборов;
личный контроль качества (проверка) готовой продукции.
Вместе с тем необходимо оговорить, что применение письменных инструкций оправданно только в начальные периоды обучения. В дальнейшем они тормозят развитие самостоятельности.
Отдельно следует сказать о методах, связанных с планированием определенной практической деятельности. В производственном обучении это чаше всего связано с проектированием технологического процесса изготовления заданного изделия. Здесь потребуются значительные затраты времени, так как предполагается максимум самостоятельности и активности самого обучаемого. Но зато приобретаемые знания носят более прочный и более оперативный характер. Главное отличие от работ, выполнявшихся ранее с помощью или подсказкой мастера, в данных случаях состоит в четком разграничении проблем, возникающих в ходе поиска решения, и обычных вопросов, ответы на которые не требуют высвобождения интеллектуальной активности и самостоятельности мышления.
Практические методы на занятиях производственного обучения охватывают достаточно широкую область действий учащихся, но общее в них то, что преобладает применение знаний к решению практических задач. А это действенный способ, побуждающий учащихся к постоянному приобретению и углублению имеющихся знаний.
Мастер (педагог профессионального обучения) в ходе занятий использует самые разнообразные методы. В своей рабочей документации эти методы можно выразить так:
«Беседа с повторением пройденного материала; самостоятельная работа учащихся под контролем мастера».
«Беседа с закреплением материала в ходе урока; выполнение лабораторно-практической работы по индивидуальным заданиям».
«Объяснение содержания и хода работы; упражнения учащихся под наблюдением мастера» и т.д.
Метод упражнений
Среди практических методов производственного обучения первостепенное значение имеют упражнения. Они различаются методикой применения в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от подготовки обучающихся. Так, на первоначальных этапах могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструменты, по координации действий и т.д. Например, на первых же занятиях производственного обучения, требую от обучающихся обязательной проверки выполненного сварного соединения, наличие спецодежды, подготовки рабочего места. При выполнении упражнений мастер должен предупреждать торопливость учеников, побуждать внимательно следить за своими действиями и оценивать их результат. Правда, следует и мастеру оценивать собственную деятельность, дабы, своевременно оказывая помощь ученикам, не превратить ее в излишнюю опеку.
Основа упражнений – целенаправленное и многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование в ходе овладения профессиональными навыками и умениями.
Упражнения я провожу по определенной системе, когда каждое предыдущее упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующее способствует усвоению нового и одновременно закрепляет предыдущие.
(пример отработки навыка «по сборки соединений и правил постановки прихваток»)
Для успешного выполнения упражнений, связанных с технологическим процессом сварки, я использую теоретические знания и определенные приемы, которые требуют прочного овладения выбранной профессии.

На первой стадии обучения, когда у обучающихся только начинает формироваться учение, большое внимание обращаю на точность работы. Если обучающийся отстает в выполнении работ, то провожу с ним дополнительные занятия. Скорость выполнения операций вначале небольшая, наращивают её постепенно. Например, при выполнении сварочного стыкового соединения, отрабатываю у обучающихся первоначальный навык по наплавки валиков на стальные пластины в нижнем положении, затем постепенно усложняю задание –это же соединение но в вертикальном положении шва, которое необходимого в дальнейшей производственной деятельности.
Лабораторно – практические работы
Метод производственного обучения, в результате которого обучающиеся приучаются самостоятельно наблюдать и анализировать явления, формировать выводы, глубже осознавать связь теоретических знаний с практикой. Лабораторные работы могут носить учебно–исследовательский характер. Когда учащиеся выполняют несложные эксперименты и получают результаты. А могут иметь вид опытной проверки ранее изученного материала. Проведение лабораторно – практических работ начинается с предварительного инструктажа о целях, о порядке выполнения и специальных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать. Наблюдая за ходом работы, если нужно оказываю обучающимся помощь. Если вижу, что многие обучающиеся допускают одинаковые ошибки, провожу дополнительный инструктаж или краткое объяснение



Решение производственно-технических задач
Решение производственно-технических задач - важное средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Квалифицированному рабочему, будь он слесарь, тракторист или сварщик необходимо уметь правильно планировать свою деятельность, правильно выбирать технологическую последовательность сварки, выявлять особенности производственной обстановки и находить нужные и своевременные решения.
В ходе обучения решению производственно - технических задач стараюсь учить обучающихся умению самостоятельно обнаруживать дефекты в сварных соединения и швах, выявлять их причины и способы устранения. При этом пробую направлять их внимание, на устранения данного дефекта. Часто приходится помогать обучающимся воспроизводить в памяти выводы из практики. А также те теоретические знания, на основе которых возможно успешное решение задачи.
Разнообразя, и постоянно усложняя учебно-производственные задачи, устанавливаю все более жесткие нормы на их выполнение, воспитываю чувство ответственности за результаты труда. Постепенно развиваю у обучающихся профессиональную самостоятельность, способствую проявлению инициативы и поиска, творческого подхода к делу.
Применение методов производственного обучения на занятиях по сварке.
При подготовке сварщиков находят применение различные методы производственного обучения. В том числе: устное изложение материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение), упражнения, лабораторно-практические занятия и решение производственно-технических задач. Каждое занятие по сварке провожу в определенной последовательности и включает обязательно вводный инструктаж, текущий и заключительный инструктажи.

Содержание инструктажей
Характер учебно-воспитательной работы мастера производственного обучения в условиях предприятия меняется в связи с необходимостью учета реальных условий и требований производства, форм организации труда на производстве. Содержание своей повседневной учебно-воспитательной работы он согласовывает с руководителями бригад, квалифицированными рабочими, к которым прикреплены обучающиеся и, по-прежнему, свое внимание сосредотачивает на инструктировании учащихся, которое в условиях производства имеет свои особенности в зависимости от форм обучения. Инструктирование учащихся производится по следующим вопросам:
- выполнение требований и условий безопасного ведения работ;
- соблюдение технологических процессов и рекомендованных режимами сварки и работы оборудования;
- выполнение установленных технических требований качество работ;
- освоение трудовых приемов и приобретение навыков работы на новом незнакомом обучающимся оборудовании;
- применение приемов работы передовиков и новаторов производства;
- организация рабочего места, рациональное использование рабочего времени и материальных средств;
- выполнение установленных работ норм выработки.
Форму инструктирования обучающихся мастер определяет с учетом конкретных производственных условий. Обычной формой является инструктирование бригад, звена или отдельных учащихся. Инструктирование обучающихся способствует развитию у них технического мышления и профессиональных способностей. Инструктирование группы в целом практикует, как правило, при обучении обучающихся на учебном участке. Коллективное инструктирование учащихся в составе группы проводит не реже одного раза в неделю в начале или в конце рабочего дня.
Вводный инструктаж. Занятие начинается с доклада обучаемого о прибытии на занятия. Затем называю тему занятия, которое предстоит отработать, сообщаю учебную цель, время, задание, технологическую последовательность. С обучающимся провожу контрольный осмотр сварочной кабины и оборудования, во время которого обучающиеся получают практические навыки по выполнению контрольного осмотра за сварочным оборудованием.
Учащийся проводит контрольный осмотр под моим руководством. При повторных занятиях обучающийся делает это самостоятельно.
Текущий инструктаж - т.е. инструктаж в течение урока. Упражнения отрабатываются постепенно, отдельными приемами, а иногда и с повторением предыдущего упражнения. Проверяется знания теоретического материала в объеме отрабатываемой операции, затем в замедленном темпе показываю приемы выполнения операций, путем опроса проверяю, понял ли ученик. Лишь убедившись, что обучающийся усвоил правила и приемы выполнения задачи, он допускается к выполнению задания..
Во время отработки упражнений поправляю ошибки, указываю на их причины, а при необходимости дополнительно показываю отдельные приемы.
Закончив отработку одной задачи, отдельного элемента упражнения, перехожу к выполнению другой, более сложной. В той же последовательности. После того как учащийся освоит выполнение всех элементов упражнения в отдельности, можно переходить к отработке упражнения целиком. Здесь уместно вводить неожиданные команды. Предлагать неординарные ситуации.
В процессе обучения исхожу из того, что недостаточно выучить, важно уметь правильно, своевременно и сознательно применять свои знания. Заключительный инструктаж - начинается с контрольного задания на все виды упражнения. По окончании занятия отмечаю положительные действия обучаемого, разбираю допущенные ошибки, их причины, указываю пути устранения ошибок, объявляю оценку.

Приложение №1
ПЛАН УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема программы: «СВАРКА НЕСЛОЖНЫХ УЗЛОВ»
Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОДСТАВКИ
Цели урока:
- обучающая – обучить трудовым действиям и приемам при сварке несложных узлов;
- развивающая – продолжить формирование умения применять теоретические знания на практике и навыков технологического мышления;
- воспитательная – воспитывать настойчивость при достижении цели.
Цель, предъявляемая учащимся, – закрепить и углубить ранее приобретенные знания и умения при сварке в различных положениях шва.
Перечень учебно-производственных работ:
1. Заготовка металла.
2. Подготовка металла к работе.
3. Организация рабочего места.
4. Выбор режима сварки.
5. Сварка изделия.
Материально - техническое оснащение урока: источники питания дуги ВДМ-1201, балластные реостаты, электроды МР-3, щетки металлические, проволока-калибровка 4-5 мм, зубило, молоток, тиски, напильники, опорный конспект, инструкционно- технологические карты.

Используемые методы:
- наблюдение;
- инструктирование;
- упражнения;
- формирование ориентировочной основы действий;
- практический метод.
Краткий план деятельности мастера и учащихся
Элементы дидактической структуры
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРА
Вводный инструктаж
Актуализация знаний:
1. Формирование ориентировочной основы действий.
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока «Изготовление декоративной подставки».
Цель урока – закрепить и углубить ранее приобретенные знания и умения при сварке в различных положениях шва.
Учебно - производственные работы:
заготовка металла
подготовка металла к работе
организация рабочего места
выбор режима сварки
Сварка
Опрос обучающихся по ранее изученным темам
1. Назовите операции по заготовке металла.
2. В чем заключается подготовка металла?
3. Расскажите об организации рабочего места сварщика.
4. Выбор режима сварки.
5. Колебательные движения электродом.
Объяснение и показ приемов подготовки
Осмысливают цели урока.
Отвечают на вопросы мастера, используя опорный конспект. Слушают объяснение, и наблюдают за работой мастера.
1-2 учащихся повторяют действия мастера. Осмысливают приемы работы.
Повторение техники безопасности.
Выдача инструкционно- технологических карт Замер достижения целей
Подведение итогов вводного инструктажа
Проведение инструктажа по технике безопасности.
1. Т/б при подготовке металла к сварке.
2. Т/б перед началом работы.
3. Т/б во время работы.
4. Т/б по окончании работы.
Изучение инструкционно – технологических карт.
Знакомство с картой учета профессиональных умений и навыков.
Дается оценка степени готовности учащихся к работе.
Изучают инструкционно – технологические карты.
Знакомятся с картой учета умений и навыков.
ПЕРЕРЫВ
Текущий инструктаж.
2. Выполнение упражнения.
1 обход
2 обход
3 обход
4 обход
5 обход
Еще раз рассматривают инструкционную карту и приступают к выполнению задания.
Проверяется организация рабочего места.
Проверяется подготовка металла к сварке.
Проверка качества сборки изделия.
Проверка качества сварки.
Проверка качества уборки рабочих мест.
Производят заготовку металла
Критерии оценки
Оценивается организация рабочего места.
Оценивается качество подготовки металла к сварке.
Оценивается качество сборки изделия.
Оценивается качество сварки визуально.
Оценивается качество уборки рабочих мест.
Техника безопасности отслеживается и оценивается на всем протяжении
урока производственного обучения
Заключительный инструктаж
Объявление о достижении цели урока.
2. Выполнение норм времени.
3. Организация рабочих мест.
4. Соблюдение техники безопасности.
5. Самостоятельный разбор ошибок.
6. Характерные ошибки на уроке.
7. Экономическое обоснование урока.
8. Показ лучших работ, объявление оценок.
9. Выдача домашнего задания: учебник Рыбакова, тема «Сварка во всех
пространственных положениях», опорный конспект.
Осмысливают сказанное мастером.
Анализируют допущенные ошибки. Получают домашнее задание.


Приложение №2.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОДСТАВКИ
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Вводный инструктаж:
- доведение темы и цели урока;
- опрос по пройденному материалу.
Вопрос мастера: «Что входит в организацию рабочего места сварщика?»
Эталон ответа: Организация рабочего места сварщика предполагает следующие действия:
– надеть спецодежду (куртка навыпуск, брюки навыпуск);
– привести в порядок рабочее место (убрать все лишнее из-под ног, сложить детали в устойчивое положение, правильно разложить инструмент);
- проверить заземление источника питания дуги и изоляцию сварочных проводов.
Вопрос мастера: «В чем заключается подготовка металла под сварку?»
Эталон ответа: Подготовка металла под сварку заключается в зачистке поверхности металла напильником или металлической щеткой от грязи, ржавчины, окалины. В нашей работе мы будем зачищать сторону, подлежащую сварке на ширину 15-20 мм.
Вопрос мастера: «В нашей работе мы используем сталь марки Ст.3. Какую марку электрода мы возьмем?»
Эталон ответа: Сталь 3 можно сваривать электродами марки МР-3 или УОНИИ. Мы выбираем марку МР-3, поскольку электроды этой марки не боятся загрязнений и изменения длины дуги, и что самое немаловажное они
самые безопасные для дыхательных путей сварщика.
Вопрос мастера: «Как подбирается диаметр электрода?»
( Вам предлагается выбрать диаметр электрода по схеме из опорного конспекта).
Эталон ответа (по схеме): Диаметр электрода выбирается по
толщине детали: при толщине детали до 4-х мм диаметр электрода
равняется толщине металла; при толщине металла более 4-х мм
диаметр электрода равен 5 мм, реже – 6 мм; при вертикальной и
потолочной сварке диаметр электрода берется до 4-х мм; в нашей
работе проволока толщиной 4 мм, поэтому мы выбираем диаметр
электрода равный 4 мм.
Задание мастера: «Расскажите о выборе силы тока».
( Предлагается выбрать силу тока по схеме из опорного конспекта.)
Эталон ответа (по схеме): Сила тока выбирается в зависимости от диаметра электрода.
Поскольку диаметр электрода у нас равен 4 мм,
согласно формуле: I = k d, где к – коэффициент равен
40 ампер, а d – равен 4 мм, мы получим 160 А; при
Вертикальной и горизонтальной сварке сила тока уменьшается на 5-10%, при потолочной сварке ток меньше на 10-15%.
Задание мастера: «Назовите ширину валика при сварке с колебательными движениями».
Эталон ответа: Нормальная ширина валика – от 2 до 4 диаметров электрода, в нашей работе нормальная ширина валика – 8-16 мм.
Мастер: «Назовите высоту шва».
Эталон ответа: Высота шва – 2-3 мм.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы будем изготавливать несложное изделие под названием «Декоративная подставка».
Изготавливаться оно будет из проволоки-калибровки диаметром 4 мм. Мы с вами выбрали марку электрода (МР-3), выбрали силу тока (160 А).
Предлагаю учащимся перечислить максимум известных им пунктов техники безопасности при выполнении дуговой сварки. Затем задаю вопрос:
«А что нужно делать?»
Учащиеся перечисляют:
- во время работы быть внимательным;
- для защиты глаз и лица обязательно пользоваться щитком со специальными темными стеклами;
- содержать в порядке рабочее место;
- при удалении шлака со сварочного шва применять очки с простыми стеклами;
- внимательно следить за работой оборудования и при всех неисправностях немедленно докладывать мастеру;
- по окончании работы убрать рабочее место.
Раздаю инструкционные карты всем учащимся, даю им время посмотреть
инструкционные карты. Объявляю учащимся, что на работу им дается 5 часов.
Объясняю критерии оценки выполнения практической работы.















Приложение №3
Инструкционно – технологическая карта.
На изготовление декоративной подставки.
№п\п
Наименование операции
Эскиз
Оборудование инструмент приспособление
Инструктивные указания

1
Подбор сварочных материалов

источники питания дуги ВДМ -1201, балластные реостаты, электроды МР -3 щетки металлические, зубило, молоток, тиски, напильники. инструкционно- технологические карты.

Подобрать диаметр электрода по диаметру проволоки, он равен 3 мм. Подобрать силу тока по диаметру электрода: I=k*d, I=40*4=160A.

2
Сборка изделий под сварку




Произвести заготовку колец в количестве 10 шт. на трубе на 32 мм в виде пружины. Разрезать пружину на кольца. Отрихтовать кольца в тисках. Зачистить кромки, подлежащие сварке, механическим способом. Выложить кольца для прихватки.
Согнуть опорное кольцо на трубе на 100мм.

3
Сварка изделия


Произвести сварку всего изделия на пониженном токе на 10-15%.
4.2. Сварку производим капельным способом.

4
Контроль качества изделия


Зачистить сварной шов Провести контроль качества шва внешним осмотром. Устранить дефект











13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415




Рисунок 2C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Педсовет подготовка 2013\Конкурс Золотые руки 2012\P1040996.JPG