Панорамный урок по познанию мира на тему Воздух
Общеобразовательная школа №5
Панорамный урок по познанию мира
Раздел « Воздух»
Подготовила: Биянко И.В.
Цель: сформировать представления о воздухе, его свойствах и значении для жизни на планете Земля.
2 класс 3 класс 4 класс
Тема: Воздух. Свойства воздуха. Значение воздуха в природе и жизни человека. Тема: Воздух Тема: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.
Цель: дать понятие о воздухе его свойствах.
Задачи: формировать представления о воздухе как прозрачном, бесцветном веществе, не имеющем запаха и формы; формирование функциональной грамотности; развивать умения проводить эксперименты и делать выводы; воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Цель: формировать понимание о движении воздуха над земной поверхностью.
Задачи: закрепить знания учащихся о воздухе; формировать представления об образовании ветра как движения воздуха над поверхностью земной поверхности; развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
воспитание бережного отношения к природе. Цель: дать понятие о воздушной оболочке Земли - атмосфере. Её значение для всего живого на планете.
Задачи: формирование понятия о климате и погоде; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над изучением окружающего мира; формирование функциональной грамотности учащихся.
Развивать мышление, наблюдательность, умение анализировать материал и делать выводы; воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: знать о свойствах воздуха и его значении для всего живого на планете; уметь проводить опыты по определению свойств воздуха. Ожидаемые результаты: знать о движении воздуха над поверхностью земной поверхности; использовать методы изучения природы. Ожидаемые результаты: иметь представления о атмосфере- как воздушной оболочке земной поверхности; уметь самостоятельно проводить наблюдения и делать выводы.
Методы обучения и формы работы:
- групповой
- игровой
- частично-поисковый Методы обучения и формы работы:
-частично-поисковый (эвристический)
- групповой
- игровой
Методы обучения и формы работы:
-частично-поисковый (эвристический)
-метод разрешения проблем
- групповой
- игровой
1.Оргмомент
Окружающий нас мирИнтересно познавать!Его тайны и загадкиМы готовы разгадать!
-В течении урока мы должны разгадать некоторые тайны нашего мира. Будьте внимательны! 1.Оргмомент
Мир- это мы все- взрослые и дети,
Мы- отражение природы,
Мир – это доброта,
Мы – часть её, мы красота.
- Как вы понимаете эти слова?
1.Оргмомент
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником всему живому.
2.Актуализация знаний.
Игра «Крестики- нолики» (класс делится на 2 группы)
На доске лист с табличкой 3х3, всего 9 клеточек. Каждая клеточка таит в себе загадку. Группа выбирает номер клеточки и если правильно отвечает на вопрос, то на эту клетку ставится знак команды. Вопросы выбираются по принципу игры, надо выстроить свои фишки в один ряд, либо по диагонали.
1 2 3
4 5 6
7 8 9
1.Он необходим человеку для дыхания (воздух)
2. Какой цвет имеет воздух? (бесцветный)
3. Какой вкус у воздуха? ( (безвкусный)
4. Есть ли воздух в воде? Докажите. (да, опыт №3 стр.24)
5. Почему свеча накрытая стаканом не горит, а свеча вне стакана горит хорошо? (потому, что для горения необходим воздух)
6. Когда можно почувствовать запах воздуха? ( если открыть флакон духов, то воздух примет запах этих духов)
7. Где можно найти воздух? (везде)
8. Долго ли может человек обходиться без воздуха? ( несколько минут)
9. Что мы чувствуем при вдохе и выдохе? (движение воздуха)
хо о
ххо
о о х2. Актуализация знаний
Вспомните, какими свойствами обладает воздух, и какое значение он имеет для нашей планеты.
( дети записывают ответы в тетрадь, затем осуществляют взаимопроверку)
Модельный ответ:
1-прозрачный-1б.
2- бесцветный -1б.
3- не имеет форму-1б.
4- заполняет всё пространство вокруг нас-1б.
5- не имеет запаха-1б
6-необходим для всего живого на планете-1б.
Оценивание: «5»-6б., «4»-5-4б., «3»- 3б. 2.Актуализация знаний
-Какие живые существа населяют нашу планету? ( птицы, рыбы, люди, животные, растения)
-Что необходимо для жизни всего живого на планете?
(воздух, вода, пища, свет)
-Сколько человек может прожить без еды, воды, воздуха?
Воздух является важным условием жизни.
Вспомним, какими свойствами обладает воздух.
(записать на заготовленных листах свойства воздуха, разместить их вокруг модели земного шара. На обратной стороне каждого листа по частям записано слово атмосфера)
Атмосфера- защитная оболочка Земли.
3. Работа над новым материалом
А)Прочитаем текст учебника ( чтение с пометками з-знаю, н –новое)
Заполнение таблицы:
Знаю Узнал Хочу узнать
Б) Исправь ситуацию.
-По улице шла девочка. Она распечатала конфету и бросилафантик прямо на улице.
-Отец Армана собрал листья во дворе и поджёг их.
-Дети вышли со школы и вырвали с корнем недавно посаженые деревца.
3. Работа над новым материалом
1)Деление класса на группы.
Эксперимент №1 стр47( проводится учителем)
Наблюдаем за движением пламени свечи на пороге, затем поднятую над порогом.
Выводы делают группой: холодный воздух движется снизу, тёплый сверху.
2)Постановка проблемы.
Как связан этот опыт с появлением ветра?
(после чтения текста учебника с48-50 дети делают вывод, что движение воздуха на поверхности земли называется ветром)
3) Направление ветра.
- Как может двигаться ветер над поверхностью земли?
- Каким бывает ветер?
4) Игра «Шифровка»
Разгадайте шифр и узнаете, как называется прибор для определения силы и направления ветра.
22 13 32 4 6 18
фл юг е р3. Работа над новым материалом
(компетенция разрешения проблем)
Прочитайте текст учебника стр 43-44. Изучите таблицу. Ответьте на вопросы и сделайте выводы.
А)Атмосфера состоит из четырёх слоёв.
атмосфера
термосфера Поглощает ультрафиолетовые лучи
мезосфера Сгорают камни и другие тела из космоса
стратосфера С озоновым слоем, защищает от вредного воздействия солнечных лучей
тропосфера Воздух, которым мы дышим, формируются погодные условия.
Б) Игра «Метеоритные дожди»
Если ответ «да» то размещаем на планете, если ответ «нет» то пролетает мимо.
Воздух состоит из кислорода, углекислого газа и азота.(да)
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород (да)
Воздух защищает землю от воздействия вредных солнечных лучей (ДА)
В процессе своего труда человек не оказывает вредного воздействия на воздушную оболочку земли (нет)
Загрязненный воздух не оказывает влияния на здоровье людей (НЕТ)
Выводы: воздушная оболочка защищает землю от негативного воздействия солнечных лучей, от метеоритных дождей, человеку для жизни воздух необходим, но люди в результате своей деятельности загрязняют его. Необходимо бережно относиться к воздуху очищать его.
4. Закрепление знаний и способов действий.
Стратегия « Кластер»
Составим кластер «Чистый воздух» Как человек может позаботиться о чистоте воздуха?
Чистый воздух
4.Закрепление знаний и способов действий.
Игра « Незаконченная мысль»
Дети записывают в тетрадях только слово которое пропущено в предложении.
Движение воздуха над поверхностью земли называется… . Очень сильный ветер называется … .
Ночью над водой воздух тёплый, он поднимается … . Ветер который дует с востока называется … . Прибор для определения силы и направления ветра называется … .
Модельный ответ: ВЕТЕР, УРАГАН, ВВЕРХ, ВОСТОЧНЫЙ, ФЛЮГЕР. 4. Закрепление знаний и способов действий.
Эссе
« Что даёт человеку чистый воздух»
« Казахстан за чистый воздух»
5.Рефлексия.
Вспомните, с какого стихотворения начали мы наш урок. Какие тайны мира мы сегодня разгадали? 5.Рефлексия.
Мы начали урок со строчек, что мы часть мира, разместите стикер со своим именем в таблице. Аргументируйте свои ответы.
Человек важнее природы Природа важнее человека Человек часть природы
5.Рефлексия.
«Круг от сердца к сердцу»
Дети встают в круг.
-С какими строчками, которыми мы начали урок вы согласны? Начинаем строчкой и желаем соседу что то хорошее от себя.
-Я хочу жить в мире с природой.
-Я буду другом и защитником всему живому.
- Свой вариант.
6. Итог урока 6. Итог урока 6. Итог урока
Выводы: В результате комплексного изучения раздела «Воздух» в начальных классах у учеников формируется представление о воздухе и его значении в жизни всего живого на планете. Во втором классе у детей формируются знания о свойствах воздуха, дети учатся выполнять простейшие опыты по изучению особенностей воздуха его значении в жизни человека. В третьем классе дети знакомятся с особенностью воздуха при нагревании и охлаждении двигаться, тем самым формируются знания о образовании ветра. В четвёртом классе дети узнают, что воздух не только необходим для дыхания живых организмов, но и является защитным щитом нашей планеты от воздействия из космоса. В каждом классе дети делают вывод о необходимости охраны воздуха. Использование инновационных методов обучения способствует формированию познавательно интереса, умения осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность.