«Воздух и его значение для жизни на Земле».
«Воздух и его значение для жизни на Земле».
Цель урока:
Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Задачи урока:
а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.
в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование для учителя:
- стакан и сосуд с водой
Оборудование для учеников:
- карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)
- карточки с экологическими задачами
- карточки «тонких» и «толстых» вопросов
- баночки с водой;
- соломинки;
Ход урока
1. Оргмомент (учащиеся сидят в группах по 4 человека).
Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.
2. Актуализация знаний, целеполагание.
Методы и приёмы: проблемная ситуация.
Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.
Он такой большой,
Что занимает весь мир,
Он такой маленький,
Что в любую щель пролезет.
(Воздух)
Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?
Учащиеся: Мы будем изучать воздух.
Слайд 1
Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»
Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:
Слайд 2
1. Как обнаружить воздух?
2. Какие свойства есть у воздуха?
3. Значение воздуха для жизни на Земле?
4. Из чего воздух состоит?
5. Отношение человека к воздуху.
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.
Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление.
1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств
Опыт №1 (делает учитель)
Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.
Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)
Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).
Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.
Опыт №2 (проводят ученики)
При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.
Учитель: Что наблюдаем?
Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.
Опыт № 3 (проводят ученики)
Учащиеся машут друг на друга тетрадями.
Учитель: Что наблюдаем?
Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.
(в таблицу записываем «можно осязать»)
Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель, и мы слышим свист.
Закончите вывод: Воздух можно (услышать)
( в таблицу записываем «можно услышать»)
Слайд 3
Таблица:
Хочу узнать
Узнал
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2 ступень – свойства воздуха
Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
1.
– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит?
Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.
2.
– Посмотрите на доску. Какого она цвета?
– Зеленая
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
3.
- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.
Заполняется таблица
Слайд 3
Хочу узнать
Узнал
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.
Поиск ответа на вопрос № 3 по учебнику, с. 26
Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:
- что такое атмосфера
- какое значение для жизни имеет атмосфера
Просмотр слайда 4 с комментариями учителя
Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.
Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.
Учитель: Что нового узнали об атмосфере?
(Слайд 4 сопровождает ответы детей)
Учащиеся: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло.
Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?
(ответы в графу «Узнал»)
Учащиеся: Атмосфера:
Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?
(запись в графу «Узнал»)
Таблица
Слайд 5
Хочу узнать
Узнал
1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот
Руки вниз, на пояс, вверх,
Ждут открытия нас всех
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
Продолжение работы по знакомству с новым материалом.
Цель: узнать о составе воздуха, выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.
Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма, работа в группах.
Учитель: Атмосфера есть и других планет, например, у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?
Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.
4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.
Чтение статьи в учебнике. Поиск ответа на вопрос № 4.
-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха.
Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:
Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.
Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?
Слайд 7
Хочу узнать
Узнал
1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
4. Из чего состоит воздух?
Азот
Кислород (нужен для дыхания)
Углекислый газ
Учащиеся: Воздух - это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.
Учитель:
- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:
Образец карточки
1. Атмосфера состоит из ..
2. .. отличаются (масса, название, высота)
3. Больше воздуха содержит . слой атмосферы, а меньше всего воздуха в слое атмосферы.
Слова для справок: меньше, больше
1. Озон . лучи солнца
2. Водяные пары облака .. формы
3. Облака
Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать
Ответы представителей групп:
1.Атмосфера состоит из слоев
2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над Землей
3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний
4.Озон задерживает губительные ультрафиолетовые лучи
5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы
6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.
5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.
Учитель:
- К нам пришла телеграмма.
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города
Работа с фотоиллюстрациями учебника.
Учитель:
Перечислите основные источники загрязнения воздуха.
(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)
Слайд 8
Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.
Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.
Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Работа в группах.
Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?
Учащиеся: установка очистных сооружений
Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
Учащиеся: озеленение окружающей среды
Учитель:
- Сделайте вывод.
Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Слайд 9
Хочу узнать
Узнал
1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть
Можно осязать
Можно услышать
2.Какие свойства есть у воздуха?
Прозрачен
Бесцветен
Не имеет запаха
3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:
- от метеоритов.
- от перегрева и от холода
- от губительных солнечных лучей.
4. Из чего состоит воздух?
Азот
Кислород (нужен для дыхания)
Углекислый газ
5. Отношение человека к воздуху
Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
4.Обобщение по изученной на уроке теме.
Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.
Слайд 10
Карточка - помощница
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему..?
Почему вы считаете, .?
Предположим, что будет, если..?
Что.?
Как ?
Может..?
Верно ли?
(группы по очереди зачитывают свои вопросы)
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
- Назовите тему урока одним словом (воздух)
- Чьи ответы вам понравились больше всего?
Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
6.Домашнее задание.
Слайд 11
Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:
1.Как человек использует воздух
2.Источники загрязнения воздуха
3.Охрана чистоты воздуха