«Воздух и его значение для жизни на Земле».

«Воздух и его значение для жизни на Земле».




Цель урока:

Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

- стакан и сосуд с водой

Оборудование для учеников:

- карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)

- карточки с экологическими задачами

- карточки «тонких» и «толстых» вопросов

- баночки с водой;

- соломинки;


Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся сидят в группах по 4 человека).

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

(Воздух)

Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?

Учащиеся: Мы будем изучать воздух.

Слайд 1

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:

Слайд 2

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 (проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель, и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать»)

Слайд 3

Таблица:
Хочу узнать
Узнал
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать


2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

2.

– Посмотрите на доску. Какого она цвета?

– Зеленая

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Чистый воздух не пахнет.

Заполняется таблица

Слайд 3
Хочу узнать
Узнал
Как обнаружить воздух?
Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?


Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха


3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.

Поиск ответа на вопрос № 3 по учебнику, с. 26

Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:

- что такое атмосфера

- какое значение для жизни имеет атмосфера

Просмотр слайда 4 с комментариями учителя

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

(Слайд 4 сопровождает ответы детей)

Учащиеся: Атмосфера, словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло.

Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?

(ответы в графу «Узнал»)

Учащиеся: Атмосфера:

Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?

(запись в графу «Узнал»)

Таблица

Слайд 5
Хочу узнать
Узнал

1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?


Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.


Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот

Руки вниз, на пояс, вверх,

Ждут открытия нас всех

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: узнать о составе воздуха, выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма, работа в группах.

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например, у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.

Чтение статьи в учебнике. Поиск ответа на вопрос № 4.

-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха.

Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:

Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?

Слайд 7
Хочу узнать
Узнал

1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?


Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

4. Из чего состоит воздух?
Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ


Учащиеся: Воздух - это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.


Учитель:

- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ..

2. .. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит . слой атмосферы, а меньше всего воздуха в слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон . лучи солнца

2. Водяные пары облака .. формы

3. Облака

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

Ответы представителей групп:

1.Атмосфера состоит из слоев

2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над Землей

3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний

4.Озон задерживает губительные ультрафиолетовые лучи

5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы

6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.

5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.

Учитель:

- К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города

Работа с фотоиллюстрациями учебника.

Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.

(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)

Слайд 8

Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.

Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

- Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Слайд 9
Хочу узнать
Узнал

1.Как обнаружить воздух?
Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?


Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?
Атмосфера защищает:

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.

4. Из чего состоит воздух?
Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ

5. Отношение человека к воздуху


Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.


4.Обобщение по изученной на уроке теме.

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.

Слайд 10

Карточка - помощница
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы


Объясните, почему..?

Почему вы считаете, .?

Предположим, что будет, если..?

Что.?

Как ?

Может..?

Верно ли?


(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

- Назовите тему урока одним словом (воздух)

- Чьи ответы вам понравились больше всего?

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6.Домашнее задание.

Слайд 11

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха