Конспект урока по познанию мира на тему Воздух. Свойства воздуха. (2 класс)
Познание мира 2 класс.
Тема: Воздух. Свойства воздуха.
Цель: - дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха;
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать, работать в группе;
- воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Оборудование: Незнайка, воздушные шары (30), шарики по 5 штук синие, красные, зелёные, жёлтые, клей карандаш 4 шт., определение воздух, стих «Воздух» по частям, сообщение уч-ся, рабочие листы 4 штуки, карточки Свойства воздуха, конверт с ответами, памятки инд 20 чел, колба, стакан с водой, резиновый мяч, 2 свечи, стакан, спички, картинка, 3 блюдца, картинки для игры, 4 листа А4 чистых, роза ветров, ватман.
Ход урока.
Орг.мом.
Здравствуйте, садитесь.
Глубоко вдохните- выдохните. Вдохните здоровье- выдохните болезни, вдохните уверенность- выдохните скованность, вдохните добро- выдохните зло. Нам легко и приятно.
- Ребята ,к нам сегодня на урок пришёл Незнайка. Почему его так зовут? (ничего не знает) Он хочет многое узнать, и в первую очередь Незнайка хочет спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?» (с друзьями.) Он с вами полностью согласен, поэтому пришел со своим другом. Ребята, угадайте, кого из своих друзей пригласил Незнайка с собой на урок? Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с повадка-
Улетит за облака.
- Знакомьтесь- это Воздушный Шарик.
2 Сооб.т\у
- О чём наши гости хотят узнать сегодня вместе с вами? Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем. (воздух)
- Сегодня Незнайке и Воздушному Шарику мы откроем секреты воздуха.
- А так как мы должны работать дружно и вместе я предлагаю вам сесть по группам. У вас под стульями изображены шарики разных цветов, возьмите их.
1 группа- синие шары.
2 группа- красные
3 группа- жёлтые
4 группа – зелёные. Молодцы.
Правила работы в группе.
1.Выслушивай товарища до конца.
2.Говори только по делу.
3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы.
4.Работай дружно.
5.Хорошее настроение – успех в работе.
3 Работа по новой теме.
- Ребята, а вы знаете, что такое воздух? (слово «воздух» происходит от слова «Вдыхать»)
- Воздух- это то, чем мы дышим. Людям воздух необходим постоянно. Давайте убедимся в этом сами. Одной рукой закроем нос пальчиками и плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать. Почему вы открыли? Какое у вас было ощущение? Человек не может прожить без воздуха несколько минут. Мы узнаем ещё много интересного о воздухе.
Работа в группах.
В этом нам поможет стихотворение «Воздух». Прочитаем его и попробуем узнать о чём идёт речь?
1 группа
Он прозрачный невидимка,Лёгкий и бесцветный газ.Невесомою косынкойОн окутывает нас.
2 группа
Он в лесу – густой, душистый,Как целительный настой,Пахнет свежестью смолистой,Пахнет дубом и сосной.
3 группа
Летом он бывает тёплым,Веет холодом зимой,Когда иней красит стёклаИ лежит на них каймой.
4 группа.
Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим,Просто мы его вдыхаем –Ведь он нам необходим.
– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах. Да, вы, верно догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам, зверям, даже грибам и многим микробам.
1 уч-ся: А знаете ли вы, что 600 литров кислорода необходимо для дыхания только на 1 день!А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород.Не зря растения называют зелёными лёгкими планеты. Вот он, какой воздух! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
4 Исследовательская работа в группах
– Давайте и мы определим основные свойства воздуха. Я приглашаю вас в «лабораторию». Я с вами буду проводить опыты. А вы на рабочих- листах будете записывать выводы после опыта. В конце проверим ваши исследования.
Свойства воздуха
№ опыта Выводы
Опыт №1 Опыт №2 Опыт №3 Опыт№4 Опыт№5 Опыт№6 Конверт «Свойства воздуха»
а) Вспомните строки из стихотворения, какой, он, воздух? (Прозрачный) – Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?– Нет.– Через стену мы видим соседний класс?– Нет.– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?– Да.– О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы).– Достанем из конверта с надписью «ключ» полоску № 1. Прочитаем вывод:
Воздух прозрачен
б) – Какого цвета воздух? Видим ли мы его?– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?– Зелёные.– Какого цвета школьная парта?– Коричневая.– А какого цвета воздух?– Он бесцветен.– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.Ваш вывод. Проверим с выводом ключа № 2:
Воздух бесцветный
в) – Каков запах воздуха?Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?– Возьмите листочки и сделайте ими движение. Чувствуете ли вы его запах?Сделайте вывод. Сравните с выводом «ключа № 3»:
Воздух не имеет запаха
г) А теперь проведём опыты вместе со мной. Узнаем о других свойствах.
Опыт 4: -Как и все предметы на земле, воздух занимает место. Это легко доказать. Опускаем пустую колбу вверх дном в банку с водой. Вода не заполняет колбу, потому, что в ней воздух. Наклоним колбу в сторону. Вы видите пузырьки, уходящие вверх, а колба наполняется водой. Воздух вышел и освободил место для воды– Что показывает этот опыт? Сделайте вывод.Достаю вывод из ключа № 4:
Воздух не имеет форму.
Опыт5: В резиновом мяче, в колёсах автомобиля, велосипеда находится сжатый воздух. Ударим мячом о пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.
– Какой вывод сделали? Сравните с выводом ключа № 5:
Воздух сжимаем и упруг
д) Опыт 6: ТБ при работе со спичками.
- зажжём две свечи. Одну накроем стеклянным стаканом. Свеча открытая горит долго, а под стаканом погасла. В неё не поступает воздух.
– Определите свойство и сделайте вывод. Сравните с ключом № 6:
Воздух поддерживает горение
5 Физминутка
Мы немножко отдохнем,Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперёд.На опушке зайка ждет.Зайка прыгал под кустом,Приглашая нас в свой дом.Руки вниз, на пояс, вверх,Убегаем мы от всех.Побежим скорее в класс.Там послушаем рассказ.
- Мы в нашей «лаборатории» раскрыли некоторые секреты воздуха. Давайте обобщим.
Ребята читают свои выводы, сопровождается показом правильных ответов на доске.
- Молодцы ребята, я сегодня вам дарю памятки, чтобы вы запомнили свойства воздуха.
Свойства воздуха
бесцветный
прозрачный
не имеет запаха
не имеет форму
сжимаем и упруг
поддерживает горение.
6 Закрепление.
Мы выполнили задание, узнали много интересного.
Игра «Где разместить завод?»
Обсудите в группе – где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере посёлка как можно меньше было загрязняющих веществ.
Составьте модель с помощью отдельных компонентов:
ТБ с клеем. (напечатать)
(Образец правильной модели воспроизводится на доске)
Мини- тест.
Свойства воздуха.
1.Цвет воздуха:
а) белый
б) бесцветный
2. Запах воздуха:
а) душистый
б) без запаха
3. Форма воздуха:
а) нет формы
б) круглый
4. Вкус воздуха:
а) нет вкуса
б) сладкий
Взаимопроверка. Выставление оценок.
7 Рефлексия.
- Над какой темой мы работали?
На «Розе ветров» отметьте свои впечатления об уроке, возьмите свои кружочки и приклейте на соответствующий вам вектор.
- Незнайка и его друг ВоздушныйШарик дарят вам подарки в знак благодарности за полученные знания. Памятки «Свойства воздуха».
Свойства воздуха
бесцветный
прозрачный
не имеет запаха
не имеет форму
сжимаем и упруг
поддерживает горение.
Д\з с. 53 читать ещё о других свойствах воздуха и ответить на вопросы после текста.