Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный программист
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Новая Рачейка муниципального района Сызранский Самарской области
Рассмотрено на
педагогическом совете
протокол № 1
от 28.08.2015 г.
Согласовано:
Заместитель
директора по УВР
__________________
Ковальская В.Р.
Утверждаю:
И.о.директора _______
О.Н.Галкина
приказ № 235
от 29.08. 2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юный программист»
5 класс
Разработчик:
Кузнецова Т.А.
учитель английского языка
2015 г
Пояснительная записка
Программа «Юный программист» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5 класса, срок реализации программы 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа внеурочного занятия составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Примерной программа «Информатика и ИКТ» Н.В. Макаровой
XXI век ознаменовался небывалым развитием электронно-вычислительной техники, в частности компьютеров и прикладных программ, и теперь необходимость владеть ими актуальна не только для узкоспециализированных, высококвалифицированных специалистов, но и для учащихся школ. Компьютер стал не только инструментом расчета сложных математических задач, но и многофункциональной системой для общения, работы и развлечения людей всех возрастов.
Данная программа позволяет учащимся сформировать представления об основных понятиях информатики; развить творческие способности и познавательного интереса учащихся; освоить начальные технологии работы в системной среде Windows; освоить технологии работы в среде графического редактора Paint.
1.Общая характеристика
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыков работы на компьютере в разных средах и приложениях. Программа «Юный программист» основана на межпредметных связях информатики, географии, черчения, изобразительного искусства, истории, краеведения. Программа реализуется в 5 классах, основные формы проведения занятий – исследования, творческие лаборатории, проектная деятельность.
Особенности реализации программы:
Программа предусматривает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть связана с изучением основ информатики, знакомство с прикладными программами и их особенностями.
Изучение интересов обучающихся и определение тематики индивидуальных проектов. Формирование проектов и создание единой базы.
Использование проектов при изучении географии России и краеведения.
Размещение работ на школьном сайте
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
2. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
Цель программы: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой; формирование у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с обработкой текста, графики и мультимедиа, подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества.
Задачи курса:
- Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие.
- Научить школьников приемам организации информации.
- Дать первоначальное представление о компьютере и сферах его применения.
- Дать школьникам первоначальное представление работы с операционной системой, мультимедиа файлами, графическими объектами.
- Дать школьникам первоначальное представление о процессе программирования; научить созданию собственного программное обеспечение.
- Развивать память, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Выявлять причинно-следственные связи при обработке информации.
- Развивать абстрактное и логическое мышления.
- Способствовать развитию умения творчески и рационально подходить к решению задач.
- Воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества.
- Способствовать отработке умения работать в малой группе, культуры общения, ведения диалога.
- Бережного отношения к школьному имуществу.
- Навыков здорового образа жизни.
3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Предметные
Знать/понимать:
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
как работает операционная система;
виды и назначение прикладного программного обеспечения;
приемы оцифровки и обработки текстовой и графической информации;
принципы составления презентаций;
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
способы создания цифрового фото;
виды и назначение прикладного программного обеспечения для обработки аудио, видео и фото файлов;
приемы оцифровки и обработки мультимедиа информации;
принципы создания собственных видео роликов;
устройство современного компьютера и периферийных устройств, их назначение и области применений;
основы чистки и обслуживания компьютера;
виды и назначение прикладного программного обеспечения для защиты и поддержания работоспособности компьютера;
процесс смены и восстановления операционной системы;
характеристики модулей компьютера;
принципы работы современного цифрового фотоаппарата;
разницу в форматах графических файлов;
основы профессионального фотографирования;
принципы работы редактора Photoshop;
основы обработки цифрового фото и фотомонтажа;
принципы работы компьютерных алгоритмов и логику выполнения компьютером команд;
основы работы программы MultimediaBuilder;
принципы составления компьютерных программ;
Уметь:
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации информационные проекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для построения умозаключений;
выполнять творческие проекты;
уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
производить поиск по заданному условию;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
выбирать периферийные устройства на компьютер для обработки аудио и видео файлов;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
создавать цифровое фото в разных стилях;
сохранять графические файлы в различных форматах;
определять формат сохранения мультимедиа файлов;
сохранять аудио и видео файлы в различных форматах;
обрабатывать и редактировать аудио и видео файлы;
создавать свои информационные проекты (графические работы, аудиодорожки, видео клипы);
выполнять творческие проекты;
готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
производить самостоятельно чистку и обслуживание компьютера;
различать периферийные устройства по их техническим характеристикам;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
производить смену и восстановление операционной системы;
производить поиск, скачивание и установку необходимых драйверов;
считывать техническую информацию тестирования компьютера;
подключать периферийные устройства к компьютеру, обеспечивать их работоспособность;
устанавливать и настраивать антивирусное программное обеспечение;
разбираться в многообразии прикладного программного обеспечения, устанавливать и настраивать;
делать фотоснимки на различную тематику;
сохранять графические файлы в любом из форматов;
обрабатывать фотоснимки в фоторедакторе Photoshop;
делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;
раскрашивать старые черно-белые снимки;
владеть фоторедактором Photoshop;
составлять алгоритмы выполнения действий;
работать в программной среде MultimediaBuilder;
создавать компьютерные программы в среде MultimediaBuilder;
делать фотомонтаж и восстановление старых фотографий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
использования компьютера как инструмент обучения и развития;
умения осознанно выбирать себе компьютер и периферийные устройства;
оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;
создания домашней видео коллекции и слайд-шоу;
оцифровывания необходимой информации;
обслуживания и настройки собственного компьютера;
поддержания работоспособности операционной системы собственного компьютера;
установки дополнительного программного обеспечения;
умения правильно и качественно делать фотоснимки;
работы с графическими файлами различной кодировки;
работы в графических редакторах;
обработки фотографий и создания фотомонтажа необходимой тематики;
развития собственных творческих способностей в сфере программирования;
обслуживания и настройки собственного компьютера;
установки и создания собственного дополнительного программного обеспечения;
Метапредметные
Учебно-организационные:
определять учебную задачу;
выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;
вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;
самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
владеть различными способами самоконтроля;
Учебно-информационные:
работать с различными источниками информации;
анализировать и структурировать получаемую информацию;
корректировать проекты;
планировать деятельность на основе изученных источников информации;
моделировать конечный программный продукт;
Учебно-логические:
устанавливать причинно-следственные связи;
оперировать понятиями при обсуждении проблем;
соотносить качество выполнения учебной задачи;
уметь доказывать целесообразность применения действий при решении поставленной учебной задачи;
обобщать и подытоживать информацию;
проводить работу исследовательского характера;
Учебно-коммуникативные:
выслушивать мнения других;
оценивать различные точки зрения;
организовывать совместную деятельность;
владеть культурой речи;
владеть навыками дискуссии.
Личностные
формировать чувство коллективизма;
прививать стремление доводить начатое действие до логического конца;
приучать к аккуратности при выполнении поставленной задачи;
поощрять креативность при выполнении проектов.
Три уровня результатов
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, интернете;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
- воспитание настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, развитие навыков сотрудничества;
- способствовать отработке умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога;
- бережного отношения к школьному имуществу;
- навыков здорового образа жизни;
Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
-выполнять творческие проекты;
-готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме;
-оказывать помощь в овладении компьютером членам своей семьи;
-развития собственных творческих способностей в сфере программирования;
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
4.Содержание учебного предмета, курса
№
Наименование раздела
Количество часов
В т.ч. теория
В т.ч. практика
1
Компьютер и программное обеспечение
4
9
2
Обработка текстовой и графической информации
6
26
3
Основы работы с фото, видео, звуком
7
16
Итого
17
51
5. Тематический план внеурочной деятельности ( 5 класс)
№
п/п
Разделы программы
Основные темы
Кол-во часов
Планируемые результаты обучения
Дата
Теория
Практика
План
Факт
Вводный курс в мир компьютера. 5 класс.
1
Компьютер и программное обеспечение
Устройство компьютера. Выбор компьютера при покупке
Элементы современного компьютера
Чистка элементов системного блока
1
3
Знать: основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов; как производится чистка элементов системного блока.
Уметь: правильно подключить компьютер; отличать компоненты системного блока друг от друга; определять производительность элементов (видеокарты, процессора, ОЗУ и т.д.) по техническим характеристикам; правильно выбирать компьютер, исходя из потребностей; самостоятельно чистить собственный компьютер в домашних условиях.
03.09
04.09
10.09
11.09
03.09-04.09
10.09
11.09
Компьютер и периферийные устройства.
Назначения, правила выбора периферийных устройств.
1
1
Знать: современные периферийные устройства подключаемые к компьютеру; правила подключения к компьютеру; особенности эксплуатации.
Уметь: различать периферийные устройства между собой; выбрать для личного пользования устройство, исходя из потребностей; правильно подключать и обслуживать.
17.09
18.09
17.09
18.09
Операционная система. Работа с операционной системой.
Устройство операционной системы
Создание и удаление файлов и папок
1
3
Знать: устройство операционной системы; места хранения информации; как создавать и удалять файлы и папки; настраивать операционную систему.
Уметь: правильно включать и выключать компьютер; создавать, копировать, удалять файлы и папки; устанавливать и настраивать необходимое ПО.
24.09
25.09
02.10
08.10
24.09
25.09
02.10
08.10
Прикладное программное обеспечение.
Назначение прикладных программ.
Пиратское программное обеспечение
1
2
Знать: классификацию прикладного ПО; назначение прикладных программ; отличие пиратского ПО от лицензионного; правила установки и удаления ПО на компьютер.
Уметь: разбираться в многообразии современного ПО; осуществлять выбор устанавливаемого ПО, исходя из потребностей; устанавливать и удалять прикладное ПО на свой компьютер.
09.10
15.10
16.10
09.10
15.10
16.10
2
Обработка текстовой и графической информации
Основы работы с текстом.
Работа с текстом. Приложение MicrosoftOffice – WORD.
Работа с несколькими окнами.
Ввод и редактирование текста.
Форматирование документа.
Работа с таблицей.
Работа с графикой.
Особенности работы с большими документами.
Работа с колонтитулами.
Работа с гиперссылками.
1
10
Знать: особенности интерфейса программы; основы работы (создание, сохранение, работа с несколькими окнами и т.д.); ввод и редактирование текста; форматирование документа; работа с таблицами; работа с графикой; особенности работы с большими документами (ссылки, колонтитулы, титульный лист и т.д.); работа с гиперссылками.
Уметь: создавать и форматировать документ; обрабатывать графику; создавать и редактировать таблицы; подготавливать учебные задания (рефераты, сообщения и т.д.).
22.10
23.10
29.19
30.10
12.11
13.11
19.11
20.11
26.11
27.11
03.12
22.10
23.10
29.10
30.10
12.11
13.11
19.11
20.11
26.11
27.11
03.12
Сканирование текста. Основы работы в FineReader.
Особенности распознавания текста, таблицы, картинки
1
2
Знать: особенности интерфейса программы; особенности настройки; правила выбора режима сканирования; особенности распознавания текста, таблицы, картинки; перенос оцифрованных данных в Word; обработка отсканированного материала в MicrosoftWord.
Уметь:подключать сканер и настраивать FineReader; сканировать и распознавать материал; обрабатывать оцифрованный материал.
04.12
10.12
11.12
04.12
10.12
11.12
Работа с электронными таблицами.
Приложение MicrosoftOffice – EXEL.
Составление таблиц и графиков.
Печать документа в формате EXEL.
1
3
Знать: особенности интерфейса программы; основы работы (создание, сохранение, работа с несколькими окнами и т.д.); форматирование ячеек; составление таблиц и графиков; печать документа.
Уметь: свободно ориентироваться в интерфейсе программы; форматировать ячейки в зависимости от потребностей; заполнять таблицы; составлять графики и диаграммы; правильно печатать документ.
17.12
18.12
24.12
25.12
17.12
18.12
24.12
25.12
Знакомство с компьютерной графикой. Работа в MicrosoftPaint.
Форматы сохранения изображений.
1
2
Знать: интерфейс программы и принцип действия каждого инструмента; форматы сохранения изображений; элементарные способы рисования и обработки изображений.
Уметь: обрабатывать изображения разных форматов; менять форматы сохраненных изображений; рисовать элементарные фигуры.
14.01
15.01
21.01
14.01
15.01
21.01
Создание презентаций. Приложение MicrosoftOffice – POWERPOINT.
Создание и форматирование слайдов.
Способы обработки изображений.
Добавление музыки и видео.
Приемы добавления анимации.
Приемы распечатки презентаций.
1
6
Знать: интерфейс программы; создание и форматирование слайдов; правила работы с текстом; способы обработки изображений; добавление музыки и видео; приемы добавления анимации; приемы распечатки презентаций.
Уметь: создавать и сохранять собственные презентации; настраивать анимацию проекта; создавать сопровождение выступлений; добавлять мультимедийные файлы в презентацию.
22.01
28.01
29.01
04.02
05.02
11.02
12.02
22.01
28.01
29.01
04.02
05.02
11.02
12.02
Работа с интернетом.
Принцип работы сети интернет.
Программы для выхода в интернет.
Способы защиты компьютера при работе в сети.
1
3
Знать: принцип работы сети интернет; программы для выхода в интернет; способы защиты компьютера при работе в сети; способы поиска необходимой информации; приемы извлечения информации с сайтов.
Уметь: осуществлять поиск необходимой информации; использовать интернет в качестве источника дополнительной учебной информации; извлекать и сохранять найденную информацию.
25.02
26.02
03.03
04.03
25.02
26.02
03.03
04.03
3
Основы работы с фото, видео, звуком
Устройство компьютера. Периферийные устройства для работы с видео и графикой.
1
1
Знать: основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов; как производится чистка элементов системного блока; какие устройства для обработки аудио, видео и графики могут подключаться к компьютеру.
Уметь: отличать компоненты системного блока друг от друга; правильно выбирать компьютер, исходя из потребностей; самостоятельно чистить собственный компьютер в домашних условиях; уметь выбирать периферийные устройства для работы аудио, видео и графикой; уметь подключать и работать с периферийными устройствами целевого назначения.
10.03
11.03
10.03
11.03
Особенности работы фото и видео аппаратуры.
Принципы работы фото и видео устройств.
Выбор фото и видео аппаратуры при покупке.
Характеристики фото и видео техники.
2
2
Знать: какие устройства относятся к фото и видео аппаратуре; принципы работы фото и видео устройств; технические характеристики фото и видео техники; принципы выбора фото и видео устройств.
Уметь: правильно определять специализированные фото и видео устройства; разбираться в технических характеристиках фото и видео техники; правильно выбирать фото и видео технику в зависимости от потребностей и возможностей.
17.03
18.03
24.03
25.03
17.03
18.03
24.03
25.03
Основы цифровой фотографии.
Знакомство с цифровым фотоаппаратом.
1
1
Знать: виды графики – растровая и векторная; форматы сохранения изображений; особенности сохранения графических файлов; историю фото техники; правила подключения цифрового фотоаппарата к компьютеру; приемы извлечения отснятого материала с фотоаппарата; какими признаками различаются современные цифровые фотоаппараты.
Уметь: сохранять изображения в различных форматах; выбирать фотоаппарат исходя из технических данных устройства; извлекать материал сохраненный на цифровом носителе фотоаппарата.
07.04
08.04
07.04
08.04
Начальные навыки фотографирования. Правила расположения объектов на экране снимка.
Съемку под разными ракурсами.
Стили фотографий.
Особенности стилей фотографирования.
1
4
Знать: как настроить фотоаппарат в зависимости от условий съемки; элементарные правила расположения объектов на экране снимка; как вести съемку под разными ракурсами; особенности стилей фотографирования; как вести съемку в любом из стилей фотографии.
Уметь: настраивать фотоаппарат в зависимости от условий и требования съемки; вести съемки в любом из стилей современной фотографии.
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04
14.04
15.04
21.04
22.04
28.04
Создание слайд-шоу из фотографий.
Виды программ для создания слайд-шоу.
Основы создания слайд-шоу.
1
2
Знать: виды программ которые могут быть использованы для создания слайд-шоу, основы создания слайд-шоу.
Уметь: подбирать фотографии необходимого формата, добавлять фотографии в программу, подбирать и накладывать музыку, сохранять проект.
29.04
05.05
06.05
29.04
05.05
06.05
Основы видеосъемки. Основы съемки в различных условиях освещенности.
Форматы видео.
Определение формата видео файла.
Основы съемки людей.
Основы съемки объектов разных размеров.
Съемка различных видеороликов.
1
6
Знать: основы съемки в различных условиях освещенности, основы съемки объектов разных размеров, основы съемки людей, съемка различных видеороликов (репортажей, клипов, видео заметок, учебное кино, автобиография), форматы видео, их особенности.
Уметь: производить съемку в различных условиях освещенности, снимать статические и динамические объекты, снимать ролики необходимой тематик и стиля, определять формат видео файла.
12.05
13.05
19.05
20.05
26.05
27.05
12.05
13.05
19.05
20.05
26.05
27.05
6.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература
Информатика. 5-7 классы: Материалы к урокам. С.В. Сидорова.
Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А. Пышная.
Краинский И.WORD 2007. Популярный самоучитель. [текст]. С.-Петербург, «Питер» 2014
Матвеев М.Д., Юдин М.В., Куприянова А.В. Самоучитель MicrosoftWindows XP. Все об использовании и настройках (2-е издание). С.-Петербург, «Наука и техника» 2013
Пащенко И. EXEL 2007. Шаг за шагом.М., «Эксмо» 2010
Тихомиров А.Н., Прокди А.К. Microsoftoffice 2007. Все программы пакета. Самоучитель. С.-Петербург, «Наука и техника» 2013
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915
13PAGE \* MERGEFORMAT141715