Образовательная программа кружкового объединения «Юный программист»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Образовательная программа
кружкового объединения
«Юный программист»
Срок реализации 3 года
Руководитель кружкового объединения
Илюхин Сергей Михайлович
2013 г.
«Утверждаю»
Дирек
тор МБУ ДОД «Центр
внешкольной работы» Аксубаевского
муниципального района РТ
/Н.И.Еграшкин/
«Согласовано»
Директор МБОУ «Савгачевская СОШ»
-
/Н.П.Егоров/
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа технической на
правленности. Знание персонального
компьютера и умение им пользоваться сегодня, как никогда, актуально. Техническая
направленность программы «Юный программист» позволяет детям идти в ногу со
временем. Компьютер пришѐл в науку, культуру, экономику и образов
ание... И
сегодня уже трудно представить себе хоть одну сферу деятельности человека, в
которой не было бы компьютерных технологий.
Цели:
-
формирование
навыков
самостоятельн
ой
работ
ы
на ПК
каждого ученика
.
-
формирование умения
самостоятельно разбираться в пр
икладных программах.
Задачи:
-
н
аучить детей пользоваться ПК,
-
научить применять полученные знания и опыт в
практической
д
еятельности.
-
научить разбираться в информационном мире;
-
формировать начальные
знания
информационной безопасности;
-
расширить эрудицию,
кругозор;
Отличительной особенностью данной программы является внесение элемента
творчества в процесс освоения сугубо технического предмета. Это и позволяет с
легкостью и интересом заниматься детям. Давая возможность самому познавать
новую прикладную прог
рамму, лишь направляя его действия, мы побуждаем
ребенка
заниматься самообразованием и в будущем.
В зависимости от возраста детей, программа курса рассчитана на 2 возрастные
группы:
1)
дети младшего школьного возраста
-
(3
-
4 классы)
2)
дети среднего школьного во
зраста
-
(5
-
7 классы)
Возраст детей занимающихся в кружке
-
9
-
13 лет.
Срок реализации программы «Юный программист»
-
3
год
а
.
1 год обучени
я
-
4 недельных часов, всего 128
часов.
За 3 года обучения
-
384 часа.
Работа по программе состоит из теоретических
и практических занятий. На
уроке практической работы проводится как изучение нового материала, так и
закрепление полученных знаний. Индивидуальный подход позволяет наиболее
качественно донести до каждого ребенка излагаемый материал, в зависимости от
имеющ
ихся начальных знаний у ребенка меняется и форма подачи преподаваемого
материала.
Занятия в группе с детьми младшего школьного возраста проводятся два раза
в
неделю по одному часу, а в группе с детьми среднего школьного возраста
-
два
раза в
неделю по 2 ча
са.
На занятиях объединения в процессе обучения следует принять все меры для
обеспечения безопасности при работе с ПК.
По окончании действия программы каждый ребенок должен:
-
овладеть навыками самостоятельной работы на персональном компьютере;
-
уметь работат
ь в операционной системе "
Windows
XP
";
-
уметь пользоваться прикладными программами "
Paint
",
"
Windows
Media
", "
Nero
",
"
Microsoft
Office
" и др.;
-
знать служебные программы архивирования и антивирусы;
-
уметь самостоятельно ознакомиться с новой прикладной
програ
ммой.
(Приложение 1)
Для проверки реализации дополнительно
-
образовательной программы
планируется участие коллектива в конкурсах как города и районных, так и областных
и всероссийских.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
для детей младшег
о и среднего школьного возраста.
1.
Вводное занятие. /2ч./
Знакомство
с
группой, доведение правил поведения в кабинете информатики,
пожарной безопасности, правил безопасности при работе с персональным
компьютером, организационные мероприятия, изучение спец
иальных упражнений
для ФМ на занятии в объединении, знакомство с историей создания ПК.
2.
Устройство ПК. /24ч./
Включение
-
выключение, основные и дополнительные устройства, устройства
ввода и вывода информации, виды памяти.
3.
Изучение программ. /
324
ч./
В
иды программ, краткое освещение системных и инструментальных программ,
более подробно об ОС "
Windows
XP
" и прикладных программах, рассмотрение
прикладных программ по видам.
4.
Интернет. /14ч./
Дается определение
,
что же такое Интернет, объясняется структур
а глобальной сети
Интернет, настройка соединения и подключение к Интернету, поиск информации в
Интернете, загрузка файла с помощью браузера.
5.
Просвет
ительская и досуговая работа. /1
0ч./
Обозрение литературы, коллективное обсуждение самостоятельных работ,
участие в
фестивалях, конкурсах, соревнованиях, учебно
-
исследовательских конференция.
6.
Резерв учебного времени /10ч./
Учебно
-
тематический план дополнительной образовательной
программы
для детей среднего школьного возраста.
№
Наименование
темы
Количест
во часов
Теория
Практика
Итого
1
Вводное занятие.
2
-
2
2
Устройство ПК
11
12
24
3
Изучение
программ
100
224
324
4
Интернет
6
8
14
5
Просветительская
и
досуговая работа
5
5
1
0
Резерв
10
Итого
122
252
384
КАЛЕНДАРНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
первы
й год обучения
№
Дата
Название темы
Количество часов
Итого
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Орг.
мероприятия, знакомство
с
группой. Ознакомление с правилами
поведения в
кабинете информатики, пожарной безопасности.
Изучение специальных упражнений
для ФМ на
занятии в
объединении. История создания ПК.
2
Включение
-
выключение
компьютера.
1
1
2
3
Основные компоненты
компьютера.
1
1
2
4
Устройства вывода.
Монитор
1
1
2
5
Устройства ввода.
Клавиатура
1
1
2
6
Знакомство с алфавитно
-
цифровыми к
лавишами.
1
1
2
7
Знакомство с
функциональными
клавишами
1
1
2
8
Работа с клавиатурным
тренажером
0.5
1.5
2
9
Устройства ввода. Мышь
1
1
2
10
Основные приемы работы с
мышью.
0.5
1.5
2
11
Дополнительные
устройства.
1
1
2
12
Виды памяти. Электрон
ные
носители информации.
1
1
2
13
Работа с дискетами,
дисками, флешкой.
1
1
2
14
Основные виды программ.
1
1
2
15
ОС «
Windows
XP
» (настройка экрана,
(настройка
рабочего стола)
1
1
2
16
Работа с объектами
рабочего стола
0.5
1.5
2
17
ОС «
Windows
XP
»
(настройка пользователей)
1
1
2
18
ОС "
Windows
XP
"
(настройка окон, панели
задач)
1
1
2
19
ОС "
Windows
XP
"
(работа со справкой)
1
1
2
20
Антивирусы.
Антивирус Касперского.
1
1
2
21
Сжатие файлов и папок
(Архивация)
1
1
2
22
Виды прикладны
х
программ
1
1
2
23
Текстовые файлы.
Текстовые редакторы
1
1
2
24
Знакомство с текстовым
редактором «
WordPad
»
1
1
2
25
«WordPad»
(работа в
программе)
1
1
2
26
Работа с клавиатурным
тренажером
1
1
2
27
Текстовый процессор
«Word»
1
1
2
28
Среда р
едактора «
Word
»
(рабочее поле,строка
меню)
1
1
2
29
ТР "
Word
". Создание и
сохранение текстовых
файлов.
1
1
2
30
ТР "
Word
". Открытие и
редактирование
текстовых
файлов.
1
1
2
31
ТР
"Word".
Форматирование текста.
1
1
2
32
"
Word
" (таблица. Вставка и
ри
сование таблицы.
Заполнение таблицы.)
1
1
2
33
ТР
"Word".
Редактирование таблицы.
1
1
2
34
ТР "
Word
". Вставка в текст рисунка, автофигур,
объектов
WordArt
)
1
1
2
35
ТР "
Word
". Вставка в текст автофигур.
0.5
1.5
2
36
ТР "
Word
". Вставка
объектов
Word
Art
1
1
2
37
"
Word
" (Колонтитулы.
Номер страницы. Дата
и
время, сноски.)
1
1
2
38
"
Word
" (Абзац, Список,
Границы и заливка)
1
1
2
39
"Word"
(работа в
программе)
1
1
2
40
"Word"
(работа в программе)
1
1
2
41
"Word"
(закрепление темы)
1
1
2
42
-
44
Итоговая работа .Создание
учебной
публикации.
2
2
4
45
Графические редакторы. Граф. редактор
«
Paint
»
1
1
2
46
Знакомство с графическим
редактором «
Paint
».
Строка меню.
1
1
2
47
Графический редактор
«
Paint
» (изучение
панели
инструментов).
1
1
2
48
Работа в графическом
редакторе «
Paint
»
0.5
1.5
2
49
Работа в графическом
редакторе «
Paint
»
1
1
2
50
Работа в графическом
редакторе «
Paint
»
1
1
2
51
Работа в графическом
редакторе «
Paint
»
1
1
2
52
«Paint»
(закрепление темы)
1
1
2
53
Итоговая работ
а. Создание
графического файла
1
1
2
54
Среда программирования ПервоЛого
. Логомиры
2.0
1
1
2
55
Понятие алгоритма. Исполнитель.
0.5
1.5
2
56
Работа с учебными исполнителями и тренажерами
1
1
2
57
Работа с учебными исполнителями и тренажерами
1
1
2
58
Логическая игра
1
1
2
59
Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка
1
1
2
60
Преобразование существующих и со
з
дание своих
форм
1
1
2
61
Первые шаги чер
е
пашки. Программная строка
1
1
2
62
Создание инструкций персонально для ка
ж
дой
черепашки
1
1
2
63
Создание живой картинки
1
1
2
64
Итоговое занятие за первый год обучения.
1
1
2
Итого
в
первый год обучения
128
часов
Второй год обучения
65
Вводное занятие. Орг.
мероприятия, знакомство
с
группой. Ознакомление с правилами
поведения в
каб
инете информатики, пожарной безопасности.
Изучение специальных упражнений для ФМ на
занятии в
объединении.
1
1
2
66
Программа для создания презентаций
«
Power
Point
»
1
1
2
67
-
68
«
Power
Point
»
(изучение кнопок на панели
инструментов)
1
.5
2
.5
4
69
-
70
«
Power Point»
(создание
сладов)
2
2
4
71
-
72
«Power Point»
(оформление
слайдов)
2
2
4
73
-
74
«
Power
Point
» (смена
слайдов, настройка
анимации)
2
2
4
75
«Power Point»
(вставка
гиперссылок)
1
1
2
76
-
77
«
Power
Point
» (работа в
этой программе)
2
2
4
78
-
7
9
«
Power
Point
» (закрепление
темы, создание
собственной презентации)
2
2
4
80
«
Power
Point
»
.
Защита своих проектов.
1
1
2
81
Графические редакторы.
«
Paint
». Повторение
0.5
1.5
2
82
Графический редактор
«
GIMP
»
, ―
Photoshop
‖
1
1
2
83
Знакомство с г
рафическим
редактором
―
GIMP
‖
1
1
2
84
-
85
«
GIMP
» (изучение
кнопок на панели
инструментов)
2
2
4
86
-
87
«
GIMP
»
(обработка
фотографий)
2
2
4
88
-
89
«
GIMP
»(
pa
б
o
т
a
в этой
программе)
2
2
4
90
«
GIMP
»(закрепление темы)
1
1
2
91
Что такое интернет?
Понятие Web
-
пространства.
1
1
2
92
Опасности в Интернете.
Безопасная работа в Интернете.
1
1
2
93
Программы
браузеры
.
Internet Explorer, Mozilla
Firefox.
Opera,Crome
1
1
2
94
-
95
Поиск информации в Интернете.
2
2
4
96
Загрузка и сохранение файлов с И
нтернета.
1
1
2
97
-
98
Выход на дет.
сайт
ы
(Солнышко, Бибигон и др)
2
2
4
99
Досуговая работа.
Браузерные флеш
-
игры.
1
1
2
100
Закрепление темы «Интернет»
0.5
1.5
2
101
Среда программирования ПервоЛого
. Логомиры
2.0
1
1
2
102
Составление и выпол
нение алгоритмов.
1
1
2
103
Последовательность действий и результат
выполнения алгоритма.
1
1
2
104
Составление и выполнение алгоритмов.
0.5
1.5
2
105
Исполнитель алгоритмов.
1
1
2
106
Работа с учебными исполнителями и тренажерами
1
1
2
107
Раб
ота с учебными исполнителями и тренажерами
1
1
2
108
Логическая игра
1
1
2
109
Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка
1
1
2
110
Преобразование существующих и со
з
дание своих
форм
1
1
2
111
Ш
аги чер
е
пашки. Программная строка
.
1
1
2
112
-
113
Со
здание проекта в программе «Логомиры 2.0»
1
1
2
114
Итоговое занятие по программе «Логомиры
2.0»
1
1
2
115
Структура глобальной сети
Интернет.
Повторение
1
1
2
116
Поиск информации в Интернете.
1
1
2
117
Загрузка файла с помощью браузера.
1
1
2
118
Создание электронного
почтового ящика
1
1
2
119
Электронная
почта(написать письмо,
прочитать письмо)
1
1
2
120
Поиск информации в Интернете.
1
1
2
121
Интернет.
(закрепление темы)
1
1
2
Итого
во второй
год обучения
128
часов
2
Третий
год обучен
ия
1
1
2
122
Вводное занятие. Орг.
мероприятия, знакомство
с
группой. Ознакомление с правилами
поведения в
кабинете информатики, пожарной безопасности.
Изучение специальных упражнений для ФМ на
занятии в
объединении.
1
1
2
123
Знакомство с табличным
процессором
"
Excel
"
1
1
2
124
Среда «
Excel
». Строка
меню. Рабочее поле.
1
1
2
125
-
126
"
Excel
"
(создание таблиц)
1
1
2
127
-
128
"
Excel
" (автосуммирование.
Абсолютные и
относительные адреса.)
1
1
2
1
29
-
130
"Ехсе
l
'(вставка функций)
1
1
2
131
-
132
"Ехс
е
l‖
(мастер диаграмм)
1
1
2
133
-
134
"Ехсе
l
‖(сортировка и
фильтрация данных)
1
1
2
135
-
136
"Ехсе1"(работа в этой
программе)
1
1
2
137
"Ехсе1"(3акрепление темы)
1
1
2
138
Делаем домашнее видео.
Windows
Movie
Maker
1
1
2
139
Windows
Movie
Маке
r
(импор
тирование
данных)
1
1
2
140
Windows
Movie
Маке
r
(монтаж фильма)
1
1
2
141
Windows
Movie
Маке
r
(завершение создания
фильма)
1
1
2
142
Windows
Movie
Маке
r
(3акрепление темы)
1
1
2
143
Слушаем музыку и смотрим фильмы.
"Windows
Media Player"
1
1
2
144
Музыка в компьютере. Программы для
редактирования звука
.
1
1
2
145
Редактор звука ―
Audocity
‖. Панель инструментов.
1
1
2
146
Редактор звука ―
Audocity
‖.
1
1
2
147
Редактор звука ―
Audocity
‖.
1
1
2
148
Редактор звука ―
Audocity
‖.
1
1
2
149
Редак
тор звука ―
Audocity
‖.
1
1
2
150
Редактор звука ―
Audocity
‖.
Итоговое занятие.
1
1
2
151
Среда программирования ПервоЛого
. Логомиры
2.0
1
1
2
152
Составление и выполнение алгоритмов.
1
1
2
153
Исполнитель алгоритмов.
1
1
2
154
Работа с учебным
и исполнителями и тренажерами
1
1
2
155
Работа с учебными исполнителями и тренажерами
1
1
2
156
Среда программирования ПервоЛого. Рисовалка
1
1
2
157
-
158
Создание проекта в программе «Логомиры 2.0»
2
2
4
159
Итоговое занятие по программе «Логомиры
2.0»
1
1
2
160
Структура глобальной сети Интернет.
Повторение
1
1
2
161
-
162
Поиск информации в Интернете.
2
2
4
163
Загрузка
и сохранение информации
.
1
1
2
164
-
165
Работа с электронным
почтовым
ящик
ом
2
2
4
166
-
167
Электронные услуги Татарст
ана
Работа на портале.
2
2
4
168
-
169
Поиск информации в Интернете.
2
2
4
170
Итоговое занятие по теме «Интернет»
1
1
2
17
1
-
180
Просветительская и досуговая работа
3
7
10
1
81
-
1
9
0
Резерв учебного времени
5
5
10
1
9
1
Итоговое повторение
1
1
2
Ит
ого
в третий
год обучения
128 часов
Всего 384 часа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Ф
ормы занятий, планируемых
при изучении различных тем или
разделов:
практическое занятие: обучение практическому материалу;
устное изложение: информация, рассказ, беседа
ком
плексное занятие: обеспечение индивидуального подбора
учебных
заданий;
интегрированные с элементами импровизации
досуговые мероприятия: конкурсы, праздники, викторины, экскурсии;
итоговое занятие.
2.
Структура занятия
Каждое занятие представляет собой един
ство содержательного, методического и
организационного элементов.
Подготовительная (вводная) часть 15 минут. Введение в работу,
организация внимания,
игровая деятельность по карточкам, на
интерактивной доске.
Основная часть
–
50 минут. Первичн
ая проверка
предыдущих заданий.
Закрепление знаний и умений предыдущего занятия.
Решение задач
основной части занятия.
Заключительная часть
–
15 минут. Постепенное снижение нагрузки
,
игровые упражнения.
Приведение в порядок рабочего места, удаление
ненужных файлов,
очистка рабочего стола, выключение компьютера.
3.
Необходимое оборудование для реализации программы
1)Типы компьютеров:
Учительское
место
-
1
Учительское
место
-
2
Ученическое
место
Название
Ноутбук
Samsung
R
528
ICL
-
RAY
FORMOZA
Тип
процессора
Intel
Cele
ron
Duo
T
3 1 00
Intel
Core
i
3
2.94 ГГц,
Intel
Pentium
Е5400
Объем памяти
1024
2048 МБ
1024
Емкость
жесткого
д
иска
160 Гб
250 Гб
500
Гб
Размер
монитора
15
19
19
2)Программное обеспечение
:
№
Название ПО
Кол
-
во
установок
Является ли
лицензионной?
Ест
ь ли
CD
с
лицензионны
м
ПО?
1
Windows XP SP3
14
Да
Да
2
Alt Linux
5.0
Школьный
13
Свободное ПО
Свободное ПО
3
Microsoft Office
2003
12
Да
Да
4
Microsoft Office
2007
2
Да
Да
5
Acrobat Reader
9.0
14
Свободное ПО
Свободное ПО
6
Графический
редакто
р
GIMP
13
Свободное ПО
Свободное ПО
7
Антивирусный пакет
DRWeb
14
Да
Да
8
Edubuntu 12.10
1
Свободное ПО
Свободное ПО
9
Microsoft Visual
Studio2005
13
Да
Да
10
Open Office 2.0
13
Свободное ПО
Свободное ПО
11
Логомиры 2.0
13
Свободное ПО
Свободное ПО
3)Допо
лнительное оборудование
:
Наименование
оборудования
Кол
-
во
штук
Фирма
изготовитель
модель
Принтер
1
M1120MFR
Сканер
1
M1120MFR
Проектор
1
Epson
ЕВ
-
X7
Мониторы
-
ЖК
13
LGW1943S
Модем
1
ZyXEL
P660
RT3EE
Коммутатор
1
ZyXEL
Инт
ерактивная
доска
1
Interwrite DualBoard
Аудиоколонки
1
Defenter
Наушники
14
Defenter
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1)
Богомолова Е
.
М. Занимательные задания по базовому курсу информатики. //
Информатика и образование.
–
2004.
–
№ 2.
–
С. 52
-
60.
2)
Божович Л.И. Личность
и ее формирование в детском возрасте
-
М.: Просвещение,
1968.
-
464 с.
3)
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. //
Информатика и образование.
–
2001.
–
2.
–
С. 86
-
93.
4)
Горячев А.В. О понятии ―Информационная грамотность. //
Информатика и
образование.
–
2001.
–
№8
–
С. 14
-
17.
5)
Грязнова Е
.
М. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и
образование.
–
2006.
–
№6.
–
С.77
-
87.
6)
Журова С
.
М. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование.
–
2006.
–
5.
–
С
. 8
-
13.
7)
Кузнецов А.А., Самовольнова Л.Е., Угринович Н.Д. Оценка качества подготовки
выпускников основной школы по информатике.
–
М.: Дрофа, 2001.
–
48 с.
8)
Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики.
–
Ростов н/Д: Феникс, 2002.
—
352
с.
9)
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное
пособие.
–
М.: АСТ
-
ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000.
–
400 с.
10)
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное
планирование с применением интерактивных ср
едств обучения.
–
2
-
е изд.
–
М.:
Школьная Пресса, 2001.
–
48 с.
11)
Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы ―Информация‖ в начальной
школе // Информатика и образование.
–
2006.
–
№9.
–
С. 29
-
43.
12)
Якиманская И.С. Личностно
-
ориентированное обучение в соврем
енной школе
–
М.:
Сентябрь, 1996.
–
96 с.
Приложение 1
Требования к уровню подготовки учащихся
после окончания курса «Юный программист»
Учащиеся должны знать/понимать, что:
-
такое информация;
-
как человек воспринимает информацию;
-
ко
мпьютер является универсальной машиной, предназначенной для
обработки информации;
-
названия и назначение основных устройств персонального компьютера
(процессор, монитор, клавиатура, мышь, память);
-
компьютер обрабатывает информацию по правилам, которые опр
еделили
люди, а компьютерная программа
–
набор таких правил;
-
алгоритм
–
это последовательность шагов, направленных на достижение
цели;
-
информация в памяти компьютера хранится в виде набора нулей и единиц;
-
правила поведения в компьютерном классе.
Уметь:
-
приводить примеры источников информации;
-
приводить примеры работы с информацией;
-
приводить примеры технических устройств, предназначенных для работы с
информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон);
-
приводить примеры полезной и бесполез
ной информации;
-
запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования);
-
выбирать нужные пункты меню с помощью мыши (при наличии
оборудования);