Доклад на областном Семинаре «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях ФГОС»



Доклад на Областном семинаре
«Исследовательская и проектная
деятельность учащихся в рамках
ФГОС»
Проект учителя технологии
МБОУ лицей № 6
Егорушкиной Ирины
Анатольевны от 11.01.2017года
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Важнейшей задачей технологического образования в условиях ФГОС, является формирование положительной мотивации обучения.

Для формирования мотивации обучения – необходимо сформировать ключевые компетенции.
КОМПЕТЕНЦИЯ (COMPETO)
Добиваюсь, соответствую, подхожу
Знания, опыт в той или иной области
Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом
Обобщая, делаем вывод, что Компетенция – это круг делигированных полномочий и знания, необходимые для их реализации.
А компетентность – это свойство личности, проявляющееся в её осведомленности, желании и готовности действовать в определенной области, в наличии необходимого опыта (обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо).
Таким образом, получаем структуру КОМПЕТЕНТНОСТИ:
компетенции + знания = компетентность
Какие ключевые компетенции формируются на уроках технологии?
1. Социокультурная
Её характеристика: применение на практике и в жизни ЗУНов: умение рассчитывать семейный бюджет, распределять обязанности в быту, навыки при приготовлении пищи, применять основы конструирования и изготовления швейного изделия, рукоделие, уход за домом. Профориентационная работа.

Учителем компетенция формируется на теоретических занятиях. Это умение рассчитывать семейный бюджет, правила и последовательность приготовления пищи. Обучение основам конструирования, моделирования и элементам пошива . Контроль и помощь во время практических занятий.
Для ученика это - участие в составлении семейного бюджета, ведение кассовой книги семьи . Во время кулинарных работ – отработка полученных навыков на практических занятиях.
2. Ценностно – смысловая
Её характеристика: умение осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
Учитель оказывает помощь при выборе темы проекта и при его создании.
У ученика компетенция формируется в исследовательской деятельности при создании проекта, индивидуально и в группах
3. Информационная
Её характеристика: самостоятельная подготовка сообщений, проектов с использованием различных источников информации. Владение навыками использования информационных устройств
Учитель формирует выработку навыков работы со справочной литературой.
Ученик формирует умение пользоваться компьютерными технологиями, умение работать со справочной литературой – поиск информации для подготовки сообщений и проектов.
4. Культурно- и природоведческая
Её характеристика: знакомство с культурой своего народа, края, с культурой других стран и народов.
Учитель использует краевой компонент в преподавании для формирования компетенции.
Ученик осуществляет поисковую деятельность, выполнение эскизов костюмов, приготовление различных национальных блюд и т. п
5. Учебно - познавательная
Её характеристика: межпредметная связь: география, химия, физика – в материаловедении, кулинарии; черчение, математика – при расчётах и построении чертежей; русский язык, литература, история – оформление сообщений и творческих проектов; ИЗО – при выполнении эскизов изделий.
Учителем компетенция формируется при проведении инструктажей по построению чертежей конструкций, ознакомлении с видами волокон, тканей, при использовании демонстрационного материла.
Учеником компетенция формируется при умении пользоваться технологической картой, оформлении сообщений и творческих проектов, выполнении эскизов изделия, исследовательской работе по выбору материалов для выбранного изделия.
6. Здоровье- сберегающие
Её характеристика: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной.
Учителем компетенция формируется при проведении инструктажей по технике безопасности санитарной гигиене, обучение методам оказания первой медицинской помощи.
Учеником компетенция формируется при соблюдении правил личной гигиены, правил техники безопасности при работе в швейном цехе и при проведении кулинарных работ, оказании первой медицинской помощи.
Таким образом формируются мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по технологии в условиях ФГОС.
Формирование положительной мотивации обучения, является конструирование мотивационного процесса, как основы усвоения содержания технологического образования.
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры, т.е. реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.