Выступление на научно-практическом семинаре по теме: «Развитие коммуникативной функции речи у учащихся с ОВЗ на уроках и воспитательских занятиях
«Развитие коммуникативной функции речи у учащихся с ОВЗ на уроках и воспитательских занятиях»
Главная задача современной школы - это эффективное обучение и воспитание ученика. Важная роль в этом процессе принадлежит развитию коммуникативной функции речи, т.к. задача педагога не просто дать детям определенный набор знаний, умений и навыков, а развить коммуникативную личность, воспитать «человека говорящего», что особенно актуально в коррекционной школе.
Несовершенство коммуникативных умений учащихся с ОВЗ, их речевая инактивность осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Школьники с нарушенным интеллектом без специального обучения оказываются слабо подготовленными к общению с окружающими.
Для учащихся с ОВЗ характерны следующие особенности развития коммуникативной функции речи:
1. речевая пассивность
2. неумение внимательно выслушивать собеседника
3. трудности в составлении и формулировки вопросов и высказываний
4. плохая ориентировка в речевой ситуации и неумение менять тактику поведения в соответствии с ситуацией
5. отсутствие контроля за собственной речью.
Данные особенности присущи всем детям с ОВЗ в той или иной степени.
Таким образом, данная проблема является актуальной и значимой в современных условиях, и рассматриваться эта тема будет в течение двух семинаров.
Итак, что же в себя включают коммуникативные умения?
Как мы видим, первое обязательное условие для осуществления коммуникации – ЖЕЛАНИЕ ОБЩАТЬСЯ. Успешное обучение диалогической речи во многом зависит от того, являются ли предлагаемые школьникам речевые ситуации стимулами к говорению. Ученика надо поставить в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а потому, что ему самому интересно рассказать о чем-то. В качестве стимулов могут выступать наводящие вопросы, ситуативные игры, рисунки, инсценировка и драматизация.
Необходимо использовать приемы, которые позволили бы пробудить интерес учеников к изучаемому материалу, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекать их в активную работу. Естественно, что в пределах урока можно говорить о работе только над учебными диалогами. Однако уже они формируют ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам прежде всего относятся:
проявление интереса к беседе;
обеспечение внимания к собеседнику;
умения:
вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
строить речь грамматически правильно;
точно отбирать слова для выражения мыслей;
придавать речи соответствующую интонационную окраску.
На уроках и самоподготовках педагог имеет возможность использовать такие задания, которые побуждают учащихся приступить к общению, например: (слайд 4)
постановка проблемных вопросов, ответ на которые потребовал бы от учащихся развернутого высказывания и подбора доказательств, подтверждающих правильность суждения;
включение заданий, которые предполагают получение отклика на высказанное учителем мнение, выражение согласия или несогласия с ним;
использование специальных речевых опорных схем в качестве необходимой помощи при грамматическом оформлении развернутого объяснения;
совместное с учителем обдумывание вопросов к тексту;
подготовка учащимися собственных вопросов к тексту с последующей организацией диалогов типа: ученик – ученик, ученик – учитель;
самостоятельное выделение в тексте незнакомых слов и выражений с обязательным выяснением их значения у одноклассников, воспитателя, библиотекаря, учителя;
организация дискуссий, где учитель и ученик выступают как равные (по внешней видимости) участники.
Побуждение к речи может быть усилено не только характером задания, но и эмоциональными моментами. Речь ученика во время уроков обусловлена главным образом требованиями учителя. Но побудительными могут быть эмоции, связанные с учебными интересами, со стремлением ребенка хорошо ответить и заслужить одобрение учителя.
Порядка 80% информации передается с помощью невербальных средств общения. Умелое применение разнообразной наглядности на уроке, соблюдение требований, предъявляемых к качеству пособий, дозированность количества наглядности делает урок более интересным и продуктивным как для учителя, так и для учащихся. Задания, предполагающие в процессе выполнения использование невербальных средств общения развивают у детей эмоциональность, умение выражать свои чувства, владеть своим телом, готовят школьников к инсценировке и драматизации.
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОЙ ДОГАДКИ школьников является весьма эффективным методическим приемом, способствующим коррекции аналитико-синтетической деятельности, воображения, связной устной речи учащихся. Например, на уроке чтения возможны варианты развития смысловой догадки перед началом чтения произведения:
Как вы думаете, произведение с таким названием будет веселым или грустным? Почему вы так решили?
Можно ли после названия этого произведения поставить вопросительный знак? Почему вы думаете, что можно? Прочитайте, как будет звучать название в этом случае. Давайте, сравним два варианта. Давайте порассуждаем. А теперь прочитаем произведение и узнаем, почему не поставлен вопросительный знак в названии сказки, что же там произошло на самом деле, и кто из вас был ближе всего к правильному ответу.
Прочитайте название произведения. Можно ли по названию произведения определить его жанр? Можно ли из названия узнать, кто будет главными героями этого произведения? Можно ли сказать, положительные это герои или отрицательные? Почему?
Одна из первых трудностей, с которой сталкивается учитель при обучении школьников диалогической речи - это неумение ребенка формулировать вопросы. Работая над развитием коммуникативной функции речи учащихся, следует отдельно остановиться на обучении школьников УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ И ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ к тексту. Например:
Игра «Почемучка». Задай вопрос, который бы начинался со слова «почему».
Задай как можно больше вопросов к предложению (абзацу).
Работа с подстановочными таблицами.
Взаимодействие учителя и учащихся по типу «ученик - ученик» может проходить и в виде игр «Шапка вопросов» или «Ящик вопросов». Учащиеся заранее пишут на листочках вопросы к изучаемому произведению, кладут их в шапку или опускают в специальный ящик. На уроке каждый ученик вытягивает вопрос и задает его классу, вопросы и ответы коллективно анализируются, обсуждаются и оцениваются.
Для развития у школьников умения задавать вопросы к тексту проводится работа с подстановочными таблицами. В первой части таблицы записываются начальные слова вопроса, а во второй ее части формулируются отдельные элементы ситуаций или дается иллюстрация. Учащиеся формулируют вопросы, используя начальное слово вопроса или иллюстрацию. Составленные вопросы школьники задают друг другу. Таким образом на уроке создается учебный диалог по типу «ученик-ученик».
Работа с диалогом позволяет учителю не только формировать связную устную речь школьников, но и работать над развитием навыка самоконтроля в процессе обучения. Эта операция играет существенную роль в развитии учащихся. Дети часто «не слышат» не только другого, но и себя. В диалоге они учатся контролировать свою речь, высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека.
Интересным приемом, который можно использовать с учащимися старших классов на уроках гуманитарного цикла, чтобы научить школьников доказывать свою точку зрения, спорить и дискутировать по заданной теме, умение СОСТАВЛЯТЬ РАССУЖДЕНИЕ, опираясь на иллюстрации и схему рассуждения. Учащиеся объясняют, почему произошли те или иные события с героями, изображенными на иллюстрациях. Рассуждение составляется к произведению или к определенной теме.
При завершении работы над изучением нового материала обязательно подводятся итоги и делаются выводы. На этом этапе очень важно предложить учащимся высказать свои суждения об изучаемых событиях, опираясь на собственный жизненный опыт. Например:
Бывали ли у вас в жизни такие случаи, когда один и тот же человек вел себя по-разному при разных обстоятельствах. Не были ли вы разочарованы в этом человеке. Почему?
Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этого произведения? Объясните, почему вы так считаете.
Подводя итог урока, многие учителя допускают одну и ту же ошибку, задавая стандартные и неинтересные вопросы классу: Чем мы сегодня занимались на уроке? Что мы сегодня делали на уроке? Естественно ответ так же типичен: мы читали, писали и т.п. Можно сформулировать вопросы по другому, или попросить ребят задать вопросы друг другу:
Петя, узнай у Саши, какое задание на уроке ему показалось самым легким и почему.
Оля, спроси у Кати, какой персонаж произведения ей больше всего понравился и почему.
Сережа, расскажи ребятам, какой вывод ты сделал для себя, прочитав этот рассказ и почему.
На уроке учителю для развития коммуникативных умений у школьников следует давать им как можно большую самостоятельность. С этой целью необходимо создавать такие ситуации, которые вызывали бы интерес к обозначенной теме, задействовали их жизненный опыт, по поводу которых возможно формирование собственного мнения, желания высказаться. Содержание учебного материала должно быть максимально приближено к процессу естественного общения.
Таким образом, владение методикой формирования коммуникативных умений, правильное и разнообразное использование коммуникативных упражнений, начиная с младших классов, во многом будет способствовать повышению уровня возможностей учащихся вступать в диалог и заинтересовывать собеседника в разговоре. Правильно и правомерно поставленные вопросы улучшают понимание собеседников друг другом. В результате беседа получается эмоциональной и содержательной.