Выступление на муниципальном семинаре Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных компетенций
На сегодняшний день приоритетным направлением является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Для этого большое значение имеет вовлечение учащихся в учебную работу посредством проектной деятельности, которая развивает умения применять знания на практике, расширяет кругозор, обогащает творческий и практический опыт учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов. Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий.
В основе метода проектов лежит креативность (способность индивида, характеризующегося готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей), умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
Роль учителя в методе проектов
Проектная деятельность является приоритетным направлением в развитии универсальных учебных действий обучающихся. С первого класса ребята учатся работать над проектами. Создание индивидуальных проектов в первом классе, невозможно без помощи родителей. Знакомство учителя с ребенком начинается с семьи ребенка, поэтому началом творческой деятельности становится создание мини проектов.
Реализация проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес.
Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, вытекают цель и задачи.
Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.
На втором этапе организуется деятельность детей. Дети выдвигают гипотезы, собирают материал, иллюстрируют его.
На третьем этапе учитель становится наблюдателем. Ребята все делают сами. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность.
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков, метапредметных умений.
Первое — это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
Коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности, — это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
Навыки, тесно связанные с мыслительными, это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Можно выделить несколько групп компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
рефлексивные (отвечать на вопросы: “Чему я научился?”, “Чему мне необходимо научиться?”);менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Таким образом, участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:
– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей;– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);–владение коммуникативными навыками, толерантностью;– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Занимаясь проектной деятельностью, у обучающихся развиваются все уровни универсальных учебных действий:
ярко заметны регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и решают проблему выполнения проекта;
на уровне познавательных универсальных учебных действий дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники, фотографируются, устанавливаю причинно-следственные связи;
на этапах опроса и анкетирования формируются коммуникативные универсальные учебные действия (опрос, анкетирование, общение): умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
в презентации проектов отслеживаются личностные, коммуникативные универсальные учебные действия (защита презентаций): умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных-проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Считаю, проектную деятельность надо использовать при работе с младшими школьниками. Она позволяет учащимся приобретать компетенции, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни, формировать универсальные учебные действия.