Текст выступления на методическом объединении учителей музыки 2017 год
Презентация педагогического опыта учителей музыки и ИЗО Центрального и Железнодорожного районов.
Выступление учителя музыки Мишиной Галины Николаевны
Раздел 1 Синтез искусств на уроке: музыка и литература
По мнению Выготского, методы обучения музыке детерминированы самим музыкальным искусством, которое требует "какого-то иного творческого акта, чем все остальные школьные предметы".
Имеется ввиду, я думаю, что художественное содержание музыки раскрывается в процессе непосредственного контакта с произведением, освоения звучащей интонации, ритма через собственную музыкальную деятельность.
Чтобы выявить содержание инструментальной музыки, использую среди прочих следующий приём:
Декламация в ритме музыки
Рассмотрим на примере : - 2 класс Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку»
Сегодня сказку нам будет рассказывать фортепиано. А ему поможет стихотворная сказка Пушкина.
"Сказочка" С. Прокофьева и "Сказка о мёртвой царевне" А.Пушкина
Последовательность заданий:
1. Прочитать фрагмент из Сказки Пушкина.
2. Прослушать начальные такты Сказочки Прокофьева.
3. Простучать ритм Сказочки (повторяющаяся ритмическая группа)
4. Прочесть стихотворный текст в ритме музыки.
Результат: в процессе выполнения последовательности заданий включается внутренне ощущение понимания смысла музыки Прокофьева через смысл стихотворного текста. Мерное таинственное покачивание ритма в нижнем голосе - покачивание гроба во тьме печальной. Одинокие звуки высокого регистра - хрустальный звон.
Возможно дать задание хорошо читающему ученику, подготовившись заранее, с изменениями громкости в нужных местах, совпадая с ритмическим движением, прочесть отрывок полностью под музыку Прокофьева:
Там за речкой тихоструйнойЕсть высокая гора,В ней глубокая нора;В той норе, во тьме печальной,Гроб качается хрустальныйНа цепях между столбов.Не видать ничьих следовВкруг того пустого места;В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.Королевич зарыдалИ пошел к пустому месту,На прекрасную невестуПосмотреть еще хоть раз.Вот идет; и подняласьПеред ним гора крутая;Вкруг нее страна пустая;Под горою темный вход.Он туда скорей идет.Перед ним, во мгле печальной,Гроб качается хрустальный,И в хрустальном гробе томСпит царевна вечным сном.И о гроб невесты милойОн ударился всей силой.Гроб разбился. Дева вдругОжила. Глядит вокругИзумленными глазами,И, качаясь над цепями,Привздохнув, произнесла:«Как же долго я спала!»И встает она из гроба...Ах!.. и зарыдали оба.В руки он ее беретИ на свет из тьмы несет..
В этом случае наглядно совпадает кульминация в развитии музыки пьесы и событие, описанное в тексте сказки, когда королевич разбивает хрустальный гроб и царевна оживает.
"Нянина сказка" П. Чайковского и отрывок из "Сказки о мёртвой царевне" А.Пушкина.
В работе с этим отрывком также вначале пробуем прочесть стихи Пушкина в ритме первой части пьесы Чайковского:
И царица хохотать,И плечами пожимать.И подмигивать глазами,И прищелкивать перстами,И вертеться подбочась.Гордо в зеркальце глядясь.
Когда с этим заданием справились, добавляем движения, следуя описанию Пушкина: пожимание плечами, подмигивание глазами, пощёлкивание пальцами, повороты подбочась. Выполнение движений проводим в ритме музыки Чайковского. Возможно, в итоге, что кто-то один читает, а движения выполняет другой или несколько человек по желанию.
После этого спрашиваю: ребята, а вы знаете, что произошло с царицей, когда царевна ожила и воротилась во дворец?
Об этом нам тоже поможет узнать музыка Чайковского:
(далее начинаем чтение под музыку от начала средней части)
Дома в ту пору без делаЗлая мачеха сиделаПеред зеркальцем своимИ беседовала с ним.Говоря: «Я ль всех милее,Всех румяней и белее?»И услышала в ответ:«Ты прекрасна, слова нет,Но царевна всё ж милее,Всё румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,Об пол зеркальце разбив,В двери прямо побежалаИ царевну повстречала.Тут ее тоска взяла,И царица умерла.
- Чем же закончилась сказка для царицы?
- Стремилась извести царевну, да сама и умерла от своей злобы.
Злобный, ритмически энергичный характер музыки Чайковского воспринимается через образ самолюбования царицы, описанный в сказке Пушкина.
- Как в музыке изображён её конец?
- После сильного всплеска музыка вдруг останавливается, внезапно прекращается.
Если по окончании выполнения последовательности заданий дать детям прослушать названные фортепианные пьесы, восприятие музыки должно измениться в сторону более осознанного, связанного с развитием определённого образа.
Возможно дать детям домашнее задание: попробовать подобрать стихотворные строчки к ритму знакомого музыкального произведения.
На уроке также уместно разучивание песни "Сказки гуляют по свету" с выявлением таинственной напевности мелодии песни в процессе вокальной работы.
Раздел 2 Изобразительность в музыке Тембр
В разделе "Что роднит музыку с изобразительным искусством" на уроках в 5 классе для изучения роли тембра как средства звуковой изобразительности предлагаю детям выполнение следующих заданий:
Определить изобразительную и выразительную роль тембров музыкальных инструментов в музыке П.Чайковского "Битва с мышами" из балета "Щелкунчик" - работа на установление связи тембра с изображениями инструментов и их ролью в звуковой палитре музыкальной картины (слайды 4,5,6,7)
Подобные задания предлагаются для выполнения при слушании музыки С.Прокофьева "Ледовое побоище" из кантаты "Александр Невский" (слайды 8,9,10,11). В данном случае ставится целью с помощью ряда заданий продолжить развитие способности учащихся осознавать и описывать слуховые впечатления.
Раздел 3 Исследовательские работы учащихся
Не всегда возможно на уроке достаточно глубоко проработать и осуществить некоторые возникающие в процессе совместного действия идеи. Для этого незаменимыми считаю исследовательские и проектные работы учащихся.
Метод создания композиции из двух произведений разных видов искусства удалось осуществить в работе
"Роль музыки в жизни человека на примере прозы Виктора Астафьева" где ученица 6 класса Смакотина Алиса, изучая текст рассказа В.Астафьева "Выстоять" из "Затесей" и проводя параллели к музыке Романса из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова приходит к идее соединить эти произведения в одну композицию.
Исследовательская работа "Интонации речи становятся музыкой" ученицы 3 класса Парусовой Алины построена на выявлении выразительности вокальных интонаций в вокальном цикле "Детская" Модеста Мусоргского.
В области духовной музыки под моим руководством трое учащихся 4-го класса создали исследовательский проект "Песни Рождества". Идея этого проекта - сравнение текстов колядки "Рождество Христово" и четырёх книг Евангелия для составления собственного полного варианта песни и исполнения её на празднике Рождества.
Исследовательская работа "Песнопения Богородице" ученицы 3 класса Староватовой Екатерины включает описание видов православных песнопений, посвящённых Богородице.
Раздел 4 Тема духовной музыки на уроке
На протяжении пяти последних лет меня особенно интересует область духовной музыки в школьной программе по Музыке. Это связано с моей работой по преподаванию курса Основ религиозной культуры.
Изучая подробно работы педагогов-теоретиков Медушевского В. А., Кошминой И.В., Программы по музыке для общеобразовательных школ, включающие духовную музыку, я размышляла, каким образом можно вызвать интерес к духовной музыке у учащихся школы. Поиск эффективных методических приёмов нашёл отражение в создании собственных разработок уроков, включающих произведения духовной музыки.
Разрабатывая и проводя эти уроки я ставила целью донести до учащихся внутренний строй произведений духовной музыки, что явилось для меня непростым делом.
В своей работе я определила основные принципы, которых стараюсь придерживаться:(слайд 29,30)
1. Глубокое содержание не всегда доступно ребёнку сразу и в целости. Нужно разъяснять: слова, язык, разбирать и переводить, объяснять значение текста.
2. Всегда обращать внимание на способы исполнения, разбирать со стороны сложившейся исторической традиции и тембровой окраски звучания.
3. Чтобы почувствовать красоту мелодии, нужно пропеть главные мотивы, интонации произведения.
4. Научить сопереживать музыке, вслушиваться в неё можно только собственным примером глубокого включения в слушание.
5. Слушать духовную музыку, не давая базовые понятия вероучения бесполезно.
6. Духовная музыка и светская музыка верующих композиторов, а также народная музыка на христианские темы и сюжеты должна звучать с первых уроков, и в последующее время обращение и возвращение к ней должно быть постоянным вплоть до окончания курса предмета.
7. Приносит пользу слушать духовную музыку с закрытыми глазами, со сложенными внутренней стороной друг к другу ладонями; необходимо настроить учащихся на сосредоточение, самоуглубление. Это возможно и необходимо делать также с первого класса.
Мною разработан ряд уроков музыки по программе авторов Критская, Сергеева Шмагина, такие как (слайд 31) "Пришло Рождество, начинается торжество" 1 класс, "Молитва" 2 класс, " Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся!" 3 класс, "Святые земли русской. Стихира всем святым" 4 класс, "Небесное и земное в звуках и красках" 5 класс, "Да исправится молитва моя" 6 класс.
Моя магистерская диссертация написана на тему "Духовная музыка в Программе по музыке для общеобразовательной школы Критской, Сергеевой, Шмагиной". Защита прошла в 2015 году, успешно. Но работа моя по обозначенной теме не окончена, а только началась.
Спасибо за внимание.