Выступление на семинаре Система контроля учащихся на уроках естественного цикла


Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.
Современные условия жизни требуют от учащегося самостоятельности в принятии решений, приобретении знаний и творческого подхода в их применении. Основы этого закладываются школьным образованием. Между тем традиционная система образования исключает ученика из процесса контроля за своими учебными достижениями — учитель, управляя деятельностью ученика, берет на себя все функции контроля. Современная методика позволяет включить учащегося в процесс контроля за своими учебными достижениями на каждом этапе обучения. А если ученик умеет анализировать свои результаты, то повышается качество знаний. Только осознав свой результат, проведя самоконтроль и рефлексию, ученик может планировать свои последующие шаги по реализации поставленных целей.
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта  (ГОС)  вносит  значительные  изменения  в  методику  проверки  и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ГОС «...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, …тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение  образования». В  нем  реализуются  как  бы  четыре  ступени,  постепенно  приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально  необходимому  уровню  учебной  подготовки школьников;  «измерители»  уровня  обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий  и  операций  (проверка,  контроль,  учет,  оценка  результатов  учебной  деятельности, а   также   выставление   отметок),   входящих   в   состав   диагностики   процесса и результатов обучения. 
1. Что такое контроль? Наиболее удачное определение контроля дано М. Д. Касьяненко:
(в узком понимании) изучение состояния процесса в данныймомент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;
(в широком значении) комплексный контроль включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь учителю и учащимся.
2. Основная цель контроля знаний и умений. Обнаружение достижений, успехов учащихся, указание путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность.
3. Функции контроля.

- характеристика функций контроля
4. Принципы контроля: а) наглядность; б) объективность ; в) всесторонность ; г) систематичность .
5. Виды контроля: Предварительный Итоговый Текущий Тематический
6. Методы и приемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделить на следующие:
1) устные;
2) письменные;
3) графические;
4) практические;
5) программированные;
6) тесты.
Устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом.
Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником".
(устный опрос у доски или с места, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, защита реферата, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, доклад на заданную тему, устный зачет по теме)
Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.
используется для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
(участие в "скоростном ответе" (блиц-ответ), викторина и др.)
Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью.
Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.
2. Письменная работа часто используется и до настоящего времени является самой объективной формой проверки знаний по биологии.
Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения.
(биологический диктант, самостоятельная работа, заполнение рабочей тетради, решение биологических задач, письменное заполнение дидактических карточек; написание «сочинения-фантазии», «сказки с биологическими ошибками» на заданную тему, написание реферата, составление модельной схемы ответа, контрольная работа)3. Тестирование (от англ., test - проба, испытание) считается объективным инструментом для выявления уровня знаний.
Педагогический тест характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.
4. Графический метод: вычерчивание графиков, диаграмм, схем, гистограмм;
составление и заполнение матриц, таблиц ;составление опорных конспектов.
метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у слушателей умений и навыков применения знаний, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы.
5. Практические занятия
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
2. Метод практических работ - углубление и закрепление теоретических знаний и проверка научных выводов. Апробация научных истин и положений, всегда связанная с их практической реализацией. В школьной практике они проводятся после изучения больших по содержанию тем и разделов.
Практические работы могут носить характер учебно-тренировочных или опытно-конструкторских
6. Наглядные и практические приемы контроля знаний
- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков, магнитных карточек и пр.);
- выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
- самостоятельное выполнение лабораторной работы;
- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой;
- узнавание объекта по рисункам, фотографиям.
ОЦЕНКА.
контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;
она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; - оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Система контроля и диагностики учащихся на уроках естественного цикла.
Работа учителя химии, биологии Анчуговой А.Н.
2014 г.
г.Волгодонск