Статья Новые формы в организации воспитательной работы на примере ГПОУ «Донецкий центр профессионально-технического образования»


Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное учебное заведение
«Донецкий центр профессионально-технического образования»
Новые формы в организации воспитательной работы на примере ГПОУ «Донецкий центр профессионально-технического образования».
Подготовил: Протасова Т.В.
зам.директора ГПОУ «ДЦПТО»
Донецк 2016
Осуществление «Закона об Образовании» поставило перед нами три цели: эффективность, доступность и качество образования. Эти цели касаются и воспитательной работы. Более того, в настоящее время воспитание принимается во внимание как важнейшая стратегическая задача в системе образования Донецкой Народной Республики. Концепцией патриотического воспитаня молодежи подтверждается приоритетная роль воспитания, цель которого: воспитание гражданина-патриота, творческую личность, квалифицированного работника, востребованного современным обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса в условиях гуманизации образования и воспитания в социально-ориентированной профессиональной школе. Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. 
Главные идеи воспитания:
- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;
- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению, здоровому образу жизни и получению знаний.
Главная цель воспитания:
Создание условий для позитивного общения сиудентов в учебном заведении и за его пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, патриотизма, творчества, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности, формирование профессиональной устойчивости.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- предупреждать правонарушения;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- способствовать качественной деятельности студенческих объединений.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д. Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы управления и самоуправления студенческой жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов студенческого самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «посиделки» и т.п.).
Классификация воспитательных мероприятий
По времени подготовки и проведения:
экспромт;
относительно длительная предварительная подготовка.
По способу организации:
организуемые одним человеком;
организуемые группой участников;
организуемые коллективно.
По характеру включения в деятельность:
обязательное участие;
добровольное участие.
По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:
«открытые» (для других, совместно с другими);
«закрытые» (для своей группы).
По методам воспитания:
словесные (беседы);
практические (походы куда-либо);
наглядные (выставки).
По направлению воспитательной работы или видам деятельности:
организация познавательно-развивающей деятельности;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание.
Педагогический процесс не ограничивается обучением. Внеклассная воспитательная работа - составная часть учебно-воспитатательного процесса, направлена на разностороннее развитие студентов. Разностороннее развитие студентов возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации студентов способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д. Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Организация внеурочной деятельности студентов, в нашем Центре была и остается очень важной сферой деятельности педагогов. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения. Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. Все они с успехом применяются педагогами нашего Центра.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения студентов, педагогов, обсуждение проблем. Педагогами нашего Центра проводятся торжественные линейки, посвященные знаменательным датам. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых – время работы классного руководителя с группой, поставленное в расписание уроков . В это время классный руководитель может заниматься с группой мероприятиями, запланированными Планом воспитательной работы: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. Второе значение понятия “классный час” – собрание студентов группы для обсуждения групповых дел. Здесь дается слово студенческому самоуправлению, которое решает организационные и другие актуальные вопросы жизни группы. Каждый четверг мы проводим классные часы. Кроме этого утром перед уроками у нас проходит политинформация: студенты и педагоги подготавливают небольшие сообщения, которые освещают последние новости как у нас в Республике, так и за рубежом. Студенты обсуждают эти новости, делятся своим мнением. Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах: создание рефератов по запланированным темам, мультимедийных презентаций, буклетов, сопровождение классных часов и открытых мероприятий видеороликами.
Часто мы проводим групповые беседы с привлечением специалистов – работников ГАИ, МЧС, работников полиции. Такие мероприятия имеют большое значение для профилактики правонарушений среди студентов. Кроме этого в декабре месяце мы объявили о проведении акции «Поможем всем миром». В рамках акции мы провели общее собрание, на котором рассказали о жертвах этой гражданской войны, указали на то, что среди наших студентов есть такие, которые пострадали от действий украинской армии: лишились жилья, родственников, и т.д. Студенты очень прониклись этой проблемой, и на заседании органов ученического самоуправления постановили, что общими усилиями, окажут адресную помощь нашим студентам, пострадавшим от действий украинской армии. Такие акции воспитывают у молодых людей чувство сострадания, взаимопомощи, терпимости, патриотизма.
Неоднократно в нашем учебном заведении мы проводили «Уроки памяти» - студенты и сотрудники приносили фотографии, солдатские книжки, ордена и медали своих родственников, и рассказывали об их боевых и трудовых подвигах, совершенных во время Великой Отечественной войны и в период возрождения нашей Родины после победы над Гитлеровскими захватчиками. Зачастую на такие мероприятия мы приглашали ветеранов Великой Отечественной Войны. Дети с большим вниманием и благоговением слушали их рассказы и делились впечатлениями.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п. В наше непростое время дети, так же как и взрослые, наверное изголодались по положительным эмоциям, и поэтому с радостью участвуют во всех концертных программах, проходящих в нашем учреждении. Это и вечер знакомств, и День Учителя, и Новый год, и Шоу-программа на День Святого Валентина и 8 Марта. Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой студенты самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой студенты делятся на группы, создают и защищают свой проект. В феврале-марте этого года в нашем Центре проводился творческо-исследовательский проект «Масленицу провожаем, свет солнца ожидаем!», в течении которого студенты изучили историю возникновения этого праздника и особенности его проведения. В проекте были задействованы все студенческие группы. Студенты изучили виды традиционных масленичных гуляний, блюд и народных кукол. Подготовили мультимедийные презентации на эти темы, которые на масленичной неделе просмотрел и обсудил весь коллектив Центра. Итогом проекта было проведение мини-спектакля. Студенты изготовили чучело Масленицы, подготовили номера художественной самодеятельности, напекли блинов, накрыли и украсили столы и провели настоящий праздник, гостями которого были и представители местной власти, и Управления образования, и жители Пролетарского района Донецка. Все с удовольствием пели частушки, плясали, принимали участие вконкурсах и мастер-классе по выпечке ажурных блинов. В течение подготовки и проведения проекта дети стали сплоченнее и ближе, как единая семья. Такие мероприятия способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья. 
Традиционным в нашем учебном заведении стало мероприятие, посвященное Всемирному Дню инвалидов. В Центре наряду с обычными детьми уже более 15 лет обучаются дети с различной инвалидностью. Инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, а обычных детей учит терпимости, чувству взаимовыручки и поддержки, доброте. Наравне с другими студентами, дети с ограниченными возможностями участвуют во всех мероприятиях, конкурсах. И в этот день обычные дети своими теплыми словами, песнями, танцами, хотят поддержать своих сверстников с ограниченными возможностями, и показать, что в этом мире они не одни, и в любой момент они могут рассчитывать на дружеское плечо.
Большое внимание мы уделяем профориентационным мероприятиям. Здесь так же стараемся привнести что-то новое, необычное. Студенты по профессии «Портной» сшили коллекцию платьев «Радуга мадам Вайонель», флористы украсили платья флористическими элементами, и изготовили под каждое платье кокошник и букет, парикмахеры выполняют эксклюзивные прически. С этой коллекцией мы приходим в школы нашего города и рассказываем о профессиях, которым учат в нашем Центре. Также мы участвуем в районных мероприятиях, на которых проводим мастер-классы по флористике, плетению косичек, маникюру и т.д. Такие мероприятия дают свой результат. Несмотря на трудное время, в этом году мы выполнили план набора на 90.
Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в учебном заведении от ежедневного дежурства по классу до его ремонта, разбивки цветников и ухода за ними, ухода за памятниками, трудовые десанты по уборке прилегающей территории и т. д. это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник. В этом учебном году студенты центра участвовали еще в одном очень интересном и полезном проекте – «Твори Добро».
Сотрудниками и студентами Центра по профессии «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства» в феврале-начале марта был выполнен еще один проект «Эфиромасличные и лекарственные растения Донбасса в ландшафтном дизайне». Студенты изучили географические и природные особенности Донбасса, популяцию эфиромасличных и лекарственных растений Донбасса, агротехнику их выращивания, и возможность использования этих растений в городском озеленении. По итогам исследований студенты создали макет фито клумбы с использованием эфиромасличных и лекарственных растений произрастающих на Донбассе. Этот проект позволил повысить профессиональную устойчивость студентов, развить чувство любви к природе родного края, к Родине. Воспитать потребность в необходимости использования природосберегающих технологий.
Ежегодно наши студенты занимают призовые места в конкурсах декоративно-прикладного и фото-творчества.
Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Проблема здоровья – это главная проблема человеческой жизни, поэтому главное место в плане воспитательной работы занимает программа «Здоровье». Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ.Применению здоровьесберегающей технологии способствуют самые разнообразные формы воспитательной работы, приемы и методы. Ежегодно в нашем учебном заведении проводится День Здоровья, который мы традиционно проводим на открытом воздухе. Спортивные конкурсы, эстафеты, а затем каша в котелке объединяют студентов, и воспитывают у них чувство коллективизма и ответственности, сплачивают , укрепляют здоровье и развивают командный дух. Ежегодно мы проводим такие акции как «Сигарете – НЕТ!», «Белый цветок жизни» и т.д. Часто, проводя предметные недели, в центре проводятся и другие игры: КВН, Брейн-ринг и т.д.
Особое внимание педагоги нашего Центра уделяют таким мероприятиям, как экскурсия. Наши студенты ознакомились с экзотическими растениями в Донецком ботаническом саду, эксклюзивными экспонатами кузнечного дела в Парке Кованых фигур, собранием восковых фигур, сокровищницей Донецкой художественной галереи и т.д. Такие экскурсии развивают эстетический вкус, и повышают общий культурный уровень.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы со студентами. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений педагога. Кроме этого мы приглашали волонтеров из Москвы, которые не только привезли подарки студентам социально незащищенных групп, но и показали фильм, который они сняли в период чеченской войны. В процессе обсуждения фильма студенты провели параллели, сделали выводы, пели патриотические песни. Но самое главное, они поняли, что русский народ поддерживает нашу Республику, и протягивает ей руку помощи.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству студентов принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности студентов, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Каждый год в нашем  Центре  проходят выборы президента Совета студенческого самоуправления. Во время этого мероприятия была применена технология учебной деловой игры. Цель технологии: обучение принятию решений. В ходе этой учебной игры студенты овладевали опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы, участвуя в настоящих выборах президента страны. Эта имитационная игра позволила студентам самим решать проблемы, а не просто быть наблюдателями. Во время подготовки к выборам были соблюдены все условия предвыборной кампании: создана избирательная комиссия, зарегистрированы кандидаты, оформлены списки голосов в поддержку кандидатов, проведен пиар и дебаты. 
Ценностно-ориентационная воспитательная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Результат может быть достигнут, когда педагоги и воспитанники работают совместно, рука об руку, увлечены одной идеей, целью, делом, поэтому мы свою работу выстраиваем на принципах педагогики сотрудничества. Наш коллектив – это все мы и педагоги и учащиеся.
Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.
Заключение
Различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая достоинства и недостатки.
Можно сделать следующий вывод, что все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.