ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Савинова Ирина Вадимовна, методист ГПОУ «Донецкий политехнический техникум»
Использование компьютерной техники в преподавании учебных дисциплин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГПОУ «Донецкий политехнический техникум»
Тезисы
Применение компьютера на занятиях физики.
Применение компьютера на занятиях физики создаёт такую дидактически активную среду, которая способствует продуктивной познавательной и мыслительной деятельности студентов, а также готовит их к активной творческой деятельности в новом информационно-развивающемся обществе. На занятиях физики применяются следующие компьютерные технологии:
компьютерное моделирование и визуализация физических экспериментов и явлений, процессов;
проведение модельных лабораторных работ;
изучение устройства и принципа действия различных физических приборов;
использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий, презентаций с применением программы Power Point;
выполнение расчетных работ и решение задач в среде MS Excel;
дистанционный контроль знаний и тестирование.
Прикладные компьютерные программы. В учебном процессе преподаватель Хафизова С.Н. использует контролирующую программу Test 2000, которая позволяет проводить тестирование по всем разделам курса физики, «Открытая физика» - анимации по всем разделам курса, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» (три диска) -дополнительная занимательная информация ко всем разделам курса, «1С Физика» - динамические модели, эксперимент по всем разделам курса. Для создания презентаций преподаватель использует программу Microsoft Office PowerPoint. Для виртуального эксперимента используется программа «Физика в картинках» (разделы физики: электроичество, магнетизм, молекулярная физика, колебания и волны, атомная физика).
В методической разработке открытого занятия по дисциплине «Физика» (по теме «Законы постоянного тока») изложена методика проведения занятия систематизации и обобщения знаний и умений с использованием мультимедийных средств обучения, презентаций, экспериментов, решения физических задач разными способами, видеофрагментов, анимации.
ИКТ как инструмент обучения иностранному языку
Направления работы.
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют целый комплекс средств для обучения иностранным языкам:
-мультимедийные обучающие программы (“Профессор Хиггинс”);
-словари (Сократ персональный 4.1,Globus software);
-огромное разнообразие ресурсов Интернета – учебные и аутентичные материалы на иностранных языках и т.п.
Использование мультимедийных компьютерных программ позволяет разгрузить преподавателя, увеличить заинтересованность обучающихся в предмете, дает возможность осуществлять межпредметную связь, более наглядно подать материал за счет использования анимации, увеличить эмоциональную составляющую, повысить темп занятия, обеспечить обратную связь, осуществить быстрый поиск нужной информации.
Преподаватель иностранного языка Навричевская Т.Г. активно применяет на занятиях английского языка следующие материалы с использованием ИКТ: презентации в Powe Point
- Введение новой лексики и грамматики;
- Отработка и закрепление изученного лексического материала;
- Введение и отработка грамматического материала
- Отработка произношения;
- Обучение диалогической и монологической речи;
- Обучение письму (деловые письма, резюме);
- Работа с текстами;
Из всех существующих средств обучения компьютеры наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов облучённости в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников.
Результаты анкетирования студентов «Мотивация обучения»
Анкетирование показывает следующее:
80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки;
66% - нравится работать с тестами на компьютере;
51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал.
Пример использования компьютерной техники в преподавании литературы (из опыта работы преподавателя Ивановой Л.А.)
Составление видеоклипа по стихотворению А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье ...»
1 кадр. «Шепот, робкое дыханье ...»
Что на экране? (Пока ничего: отблески, тени). Звук? Мужской или женский шепот? Чье дыхание? Цвет, свет, музыка?
2 кадр. «Трели соловья». - Соловья не видим на экране. Что на экране? (Возможно, заросли кустов, неясные очертания).
3 кадр. «Серебро и колыханье сонного ручья».
Экран: крупным планом - рябь, блики, потом общим планом - ручей. Звук: плеск, журчание воды.
- В каких словах слышится «журчание»? (Серебро ручья).
кадр. «Свет ночной».
- Луна. Где? Какого цвета? Крупным планом - эхо в ручье, зыбкое, колышущееся. Потом общим планом - эхо, на небе и в ручье, двойное освещение - сверху и снизу, все залито «серебряным» светом). Звук: «Ночная» мелодия, загадочная, тихая.
5 кадр. «Ночные тени, тени без конца». На экране - аллея парка, которая идет вдоль ручья, от деревьев со стороны ручья на неё падают тени, вся аллея в светлых и темных полосах.
6 кадр. «Ряд волшебных изменений милого лица».
- Лицо девушки отчетливо видно? Ракурс? (Сверху немного и сбоку, глазами юноши). Что на лицо? Чередование света и тени от движения по аллее парка, движение чувств - сомнение, удивление, улыбка).
.7 кадр. «В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря» На экране - небо с облаками, чуть розоватыми сначала, потом красными, пурпурными, цвет становится разнообразнее: оранжевый, желтый, бледно- зеленый.Камера переходит на землю: ручей - розово-багряный, в парке - множество оттенков зеленого, сад - бело-розовый.
На открытом пространстве: на лугу, в поле - фигуры юноши и девушки в светлом платье (с высоты птичьего полёта). Звучит торжественная, радостная музыка, лучше органная.
кадр. «И лобзания, и слезы».
Камера «наезжает» сверху - объятия, крупный план - слезы на щеке, лиц не видно, только восторженный глазу ее и его.
9 кадр. «И заря, заря».
Камера снова взмывает ввысь, все выше, Охватывая небо и землю, зарю в буйстве красок и цветущую землю. Торжественность музыки нарастает.
Список литературы
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса образования. М., 1977..
2. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М.: Академия, 2006. -350 с. 3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для вузов: рек. УМО вузов РФ. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
3. Интернет – ресурсы
http://www.kamgu.ru, http://www.pedsovet.org, http://www.km.ru,http://journal.preemstvennost.ru, http://www.pandia.ru.