Статья Влияние инновационной деятельности на повышение педмастерства педагога


Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
(по итогам работы научно-исследовательской лаборатории «Инновационные технологии»)Субботина О.А., руководитель научно-исследовательской
лаборатории «Инновационные технологии»,
методист высшей кв. категории МБУ ДО ГЦВР «Досуг»
Проблема качества образования в настоящее время встаёт со всей остротой в условиях модернизации системы образования.
Педагог дополнительного образования - это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса.
Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к повышению уровня аттестации, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала.
Инновационная деятельность педагога позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и модернизации системы дополнительного образования.
Инновационная деятельность педагогов влияет на повышение их мобильности, активности, профессионализма. Инструментом активизации данной деятельности является комплексная Программа совершенствования педагогического мастерства и профессионализма «Слагаемые успеха». Программа представляет собой систему взаимосвязанных действий, для которых характерны целостность, многоуровневость, многофункциональность, использование научно–обоснованного передового педагогического опыта и достижений учреждений дополнительного образования области и России.
Формами повышения квалификации выступают: курсы ПК, конференции, семинары, педсоветы, научно-методические советы, тематические планерные совещания, мастер-классы, открытые занятия, консультации, самообразование.Активно внедряются инновационные формы методической работы. Примером служит работа научно-исследовательских лабораторий Центра.
Научно-исследовательская лаборатория «Инновационные технологии» выступает как эффективная форма повышения педагогического мастерства педагога, а именно:
- организация конференций, семинаров
- развитие инновационной практики
- внедрение современных педагогических технологий
- помощь в обобщении и представлении педагогического опыта
В основу работы лаборатории положена проблема «Совершенствование системы образования центра в части введения инновационных технологий в образовательный процесс».
Целью деятельности лаборатории является вооружение педагогов центра знанием современных инновационных технологий и, главное, умением использовать их в работе с обучающимися.
Поэтому в основу работы лаборатории положена проблема «Совершенствование системы образования центра в части введения инновационных технологий в образовательный процесс». И начали мы эту работу с повышения компетенций педагогов. Целью деятельности лаборатории является вооружение педагогов центра знанием современных инновационных технологий и, главное, умением использовать их в работе с обучающимися.
В своей работе мы исходим из следующего: методическое обеспечение деятельности педагога по овладению и применению перспективных педагогических технологий будет эффективным при условии:
Развития потребности у самих педагогов в повышении собственной профессиональной компетентности;
Активного поиска всеми педагогами технологий направленных на повышение качества образования обучающихся;
Работа лаборатории изначально ориентирована на индивидуальную работу педагогов как результат их творческого саморазвития.
В работе лаборатории, как и во всей методической работе центра, преобладают активные формы.
Исходя из того, что главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире, лаборатория и поставила своей задачей выяснить: каким технологиям педагоги центра отдают предпочтения. В результате появилась карта образовательно-воспитательных технологий, которые педагоги используют сегодня и которые определяют для себя как перспективные на будущее.
Нужно отметить, что изучение этого вопроса даёт нам возможность утверждать, что основная часть педагогов осваивает современные технологии развивающего и проблемного обучения, проектные, исследовательские, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Причём указанные технологии педагоги применяют в системе, как они утверждают в проведённом обследовании.
Методическая служба, лаборатория в течение прошлого учебного года и сегодня строили свою работу таким образом, чтобы педагоги с указанными технологиями, их использованием могли познакомиться на прошедших открытых занятиях и мастер-классах педагогов высшей квалификационной категории Дубченко Е.В., Овчаровой Г.Л., Дьяконова Д.С., Кабакова П.П., открытых занятиях Меньшиковой Н.Н, Черкасовой Т.Д., Неткачевой О.В. и других (22 - за год).
В результате планомерной работы педагоги последовательно, системно получают возможность повышать профессионализм в вопросах использования современных технологий. Особое внимание уделяется погружению в содержание инновационной проблемы учреждения и в связи с этим рассматривались проблемы использования технологии построения индивидуального образовательного маршрута в деятельности педагога-инноватора и использования различных технологий в работе с детьми с выдающимися способностями.
Особенностью работы лаборатории является практическая сторона использования и демонстрация технологий во время открытых занятий, мастер-классов. По результатам этой работы также подготовлена презентация «Парад открытых занятий».
Это дало возможность обобщить лучший опыт и создать настоящий сборник «Инновационные педагогические технологии в практике работы педагога дополнительного образования». Представили опыт использования инновационных технологий для публикации в данном сборнике (выпуск 1,2) – 17 человек.
Критериями результативности своей работы лаборатория определила следующие показатели:
Удовлетворённость педагогов содержанием работы.
Готовность педагогов к освоению новых технологий.
Общая культура педагогов: развитие эмпатии, толерантности.
Изучение состояния итогов работы лаборатории по заданным критериям показало, что 47% опрошенных педагогов проявляют высокий уровень интереса к своей работе, 71%- удовлетворены взаимоотношениями с коллегами, практически все удовлетворены условиями труда, в целом в коллективе просматривается средний уровень удовлетворённости трудом. Что касается такого важного критерия как «общая культура, развитие эмпатии, толерантности», то итоги изучения этого вопроса показало, что педколлектив учреждения полностью отдаёт предпочтения демократическому стилю общения. Таким образом, работа лаборатории выполняет поставленные задачи.

Итак, результатами работы лаборатории стали:
- Проведение исследований (основная часть педагогов осваивает современные технологии развивающего и проблемного обучения, проектные, исследовательские, игровые, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие);
- Практическая методическая помощь при использовании и демонстрации технологий во время открытых занятий, мастер-классов;
- Создание карты образовательно-воспитательных технологий;
- Подготовка сборника из опыта работы педагогов по использованию инновационных педагогических технологий.
Среди перспектив своей деятельности по овладению и применению педагогами инновационных педагогических технологий методическая служба видит выполнение следующих условий:
- Развитие потребностей у самих педагогов в повышении собственной профессиональной компетентности;
- Активный поиск всеми педагогами технологий, направленных на повышение качества образования обучающихся;
- Работа лаборатории изначально ориентирована на индивидуальную работу педагогов как результат их творческого саморазвития.
- В работе лаборатории, как и во всей методической работе центра, преобладают активные формы.