Специфика коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с РАС при реализации АООП НОО.


Специфика коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с РАС при реализации АООП НОО.
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В структуру АООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на поддержку в освоении АООП.
Программа коррекционной работы должна содержать: цель, задачи, программы коррекционных курсов, систему комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское), описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с РАС, планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей области, механизмы реализации программы.
ФГОС принимает во внимание, что группа детей с РАС неоднородна, поэтому требования к структуре адаптивной программы и условия, необходимые для ее реализации прописываются дифференцированно, предлагается 4 варианта адаптивной образовательной программы.
Задачи логопеда:
-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
-обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
-развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; -коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма);
-развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися: умение вступать в диалогическое взаимодействие с окружающими, используя различные средства коммуникации (вербальные и невербальные), умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника, умение обратиться к взрослому с просьбой, умение использовать в коммуникативных целях не только устную, но и письменную речь.
Коррекционная работа реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, где осуществляется коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, нарушений сенсорно-перцептивной сферы, формирование коммуникативных навыков, коррекция познавательных процессов; формирование в сознании обучающихся пространственно-временной организации; коррекция нарушений устной и письменной речи.
Нами разработана комплексная диагностика для детей с РАС с разным уровнем речевого развития.с учетом классификации по Никольской.
Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающихся с РАС. Поэтому после обследования с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, в том числе с РАС, нами разрабатывается специальная индивидуальная программа, учитывающая индивидуальные-образовательные потребности каждого обучающегося.
Она включает в себя: основные направления работы, конкретные задачи на период от месяца до года, режим ( дни недели) и формы работы (индивидуальное или групповое занятие), показатели достижений, дополнительное присутствие специалистов ( тьютеры, психологи, учителя, воспитатели,родители),формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста).
По классификации О.С.Никольской все разнообразие детей с ранним детским аутизмом может быть условно отнесено к 4-м группам.
Особенности развития и поведения детей 1_ой группы (по О.С. Никольской).
Характерны проявления полевого поведения, ребенок отрешен, автономен, не вступает в контакт не только с чужим человеком, но и с близкими, не откликается на обращение и зов, но, в тоже время, может реагировать на неречевые звуки. Произвольно «вызвать» повторение практически не удается.
Особенности развития и поведения детей 2_й группы.
Эти дети напряжены, скованы в движениях, при входе в кабинет испытывают страх, пронзительно кричат.
Речь — эхолаличная и стереотипная, со специфичной скандированностью или монотонностью, нередко «телеграфная», часто не связанная по смыслу с происходящим. Речевые стереотипии могут выглядеть, и как повторение одного и того же фрагмента, или выступать как аутостимуляция звуками («тики-тики», «диги-диги» и т.п.). «…Чрезмерная чувствительность таких детей к сенсорной стимуляции является причиной того, что страхи легко провоцируются раздражителями повышенной интенсивности: громким звуком, насыщенным цветом…» [О.С. Никольская, 2000].
Особенности развития и поведения детей 3_й группы.
В речевом отношении ребенок может опережать сверстников.
Первые слова нередко появляются до года, быстро растет словарь,
фраза становится правильной и сложной.
Однако уже в этот период родители отмечают, что, несмотря на «развитую» речь, поговорить невозможно. Речь эхолалична и стереотипна. В возрасте до трех лет характерны длинные монологи на аффективно значимые темы, использование штампов и цитат. Характерно повышенное внимание к собственно звуковой стороне слова.
Речевая деятельность привлекает внимание своей спецификой: оторванностью от конкретной ситуацией, маломодулированностью, иногда скандированностью на высоких тонах.
4_й группа
Обучаемость бывает несколько замедлена за счет специфики речевого развития и непонимания условностей, метафоризации в подаче материала, свойственной нашей культуре.
Проблемы речевого развития.
Речь бедна, аграмматична, часто имеются нарушения звукопроизносительной стороны. Наблюдаются трудности понимания сложных речевых конструкций, метафор, образных выражений, скрытого смысла и подтекстов тех или иных рассказов, пословиц, поговорок, сложности работы с вербально организованным материалом, а также трудности интерполяции (переноса) и предвосхищения.
Основными направлениями работы для всех групп детей с РАС является:
-развитие регулятивной функции: формировать умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию логопеда, умение адекватно понимать оценку;
-развитие коммуникативной функции.
Основные задачи реализации содержания коррекционной работы:
-развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
-развитие способности использовать доступные вербальные и невербальные средства коммуникации;
-развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
-использование альтернативных средств коммуникации;
-формирование навыка использования речи в зависимости от социального контекста, умения участвовать в диалоге;
-коррекция письменной речи: чтения (глобальное и аналитическое) и письма в доступных для ребенка пределах.

Результаты логопедической работы должны отражать:
1) умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач;
2) умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации;
3) понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
4) умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
5) умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
6) сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей обучающегося),
Содержанием индивидуальной коррекционной работы является
С детьми 1-2 гр.:
-Создание мотивации к общению, растормаживание речи, вызывание звукоподражаний.
-Активизация подражательной речевой деятельности. (Подражание речевым и неречевым звукам, слогам, словам).
-Развитие слухового и фонематического восприятия (работа над дифференциацией неречевых и речевых звуков, определением места звука в нача-ле и в конце слова).
-Формирование артикуляционного праксиса.
-Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию.
-Вызывание, уточнение произношения гласных звуков первого ряда и отдельных согласных звуков, закрепление их в слогах, словах и звукоподражаниях.
-Развитие самостоятельной фразовой речи.
С детьми 2-3гр
-Установление положительного контакта на занятиях.
-Различение звуков речи и окружающего мира.
-Умение выполнять артикуляционные упражнения по подражанию.
-Употребление вызванных звуков и простых слов в ситуации общения.
-Активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка.
-Работа над дифференциацией речевых звуков, определение места звука в начале, конце слова, формирование артикуляционного праксиса.
-Уточнение произношения гласных, согласных звуков, закрепление их в слогах и словах.
-Работа над слоговой структурой
-Нормативное произношение звуков, слов в ситуации общения.
-Развитие самостоятельной фразовой речи
С детьми 4 гр-Умение дифференцировать звуки близкие по звучанию, определять места звука в начале и в конце слова.
-Практическое владение первоначальными навыками словообразования, употребления в речи грамматических категорий, расширение словаря, понимание обобщающего значения слов.
-Работа над выразительностью речи, интонацией.
-Совершенствование произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слов.
-Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.
-Практическое овладение навыками словообразования,
употребление в речи грамматических категорий, расширение словаря, понимание обобщающего значения слов, подбор антонимов, синонимов.
-Дифференциация звуков.близких по звучанию
-Работа над правильным интонированием фразы.
-Нормативное произношение фразы.
-Составление простых предложений по предложенной модели.
-Конструирование предложений, текстов по картинкам, опорным словам, с опорой на план.
-Правильное интонирование фразы.
Для качественной эффективной логопедической работы необходимо использование как традиционных так и нетрадиционных методик.
Традиционные методы и приемы:
словесные («коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного момента –ароматерапии, музыки, стихотворения., того что способно привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая оценка),
практические (конструирование, моделирование, артпедагогические и кинезиологические упражнения (развитие через движение), задания творческого характера, игры), - логопедический массаж. Используется с целью стимуляции кинестетических ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей речевого аппарата.
Наглядные.
Нетрадиционные методы и приемы:
1. Вербально-поведенческий подход (подкрепление, выбор, моделирование повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание сложного действия на шаги).
2. Альтернативная коммуникация ( жесты, карточки PECS (когда карточка заменяет слово), визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы, живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства, эмоциональное комментирование).
3. ИКТ,
4. Методы НЛП (наглядное моделирование, визуализация, присоединение и ведение и др.).
5. Артпедагогические (использование изобразительных средств для развития речи (лепка букв, рисование, воздушные фломастеры).6. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития речи).
7. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь; знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами песка и воды.
Приемы:
«поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).
Традиционные логопедические игры можно переносить в песочницу.
8. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.
Виды работ:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).
2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы), цвета, величина, количество.3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.
4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)В нашей работе важным является опыт не только отечественных ученых, но и зарубежных коллег.
Темпле Грандин имеет диагноз – аутизм.
Ее обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом.
1. Многие аутисты мыслят образами. Я думаю образами. Я не облекаю мысль в слова. Мои мысли – это кадры фильма, который прокручивается в моем воображении. Образы - мой первый язык, слова – мой второй язык.Существительные мне было выучить легче всего, потому что в моем мозгу существовали образы слов. Для того, чтобы объяснить понятия «вверх» и «вниз», учитель должен показать их ребенку. Например, возьмите игрушечный самолет и произнесите слово «вверх», имитируя, что самолет взлетает со стола. Некоторым детям легче понять значение слова, если к самолету прикрепить карточку со словом «вверх» или «вниз». Карточка со словом «вверх» была прикреплена к самолету, когда он взлетал. Карточка со словом «вниз» – когда он приземлялся.
2. Избегайте длинных глагольных цепочек в объяснениях. Люди с аутизмом плохо запоминают последовательность. Если ребенок умеет читать, пишите инструкцию на листе. Я например не могу запоминать последовательность действий. Если я спрашиваю дорогу на заправке, я могу запомнить только три шага. Последовательность, в которой больше трех шагов, должна быть записана. Мне также трудно запоминать телефонные номера, поскольку в моем воображении не возникает картинки.
3. Многие дети-аутисты хорошо рисуют, занимаются искусством и программированием на компьютере. Я думаю, очень важно поддерживать и развивать таланты ребенка.
4. Многие дети-аутисты любят концентрировать внимание на одном объекте, как например, поезда или географические карты. Самый лучший способ использовать умение концентрироваться – это направить его на школьные задания. Если ребенок любит поезда – используйте поезда, чтобы обучить его чтению и счету. Читайте книги о поездах, придумывайте математические задачки с поездами.
5. Используйте конкретные визуальные методы, чтобы познакомит ребенка с понятием числа. Мои родители купили мне математическую игрушку, чтобы помочь выучить цифры. Она состояла из набора блоков разной длины и разных цветов для чисел от одного до десяти. Для понимания дробей мой учитель использовал деревянное яблоко, разрезанное на четыре части, и деревянную грушу, которая была поделена пополам.
6. Я писала хуже всех в классе. Многие дети-аутистыиспытывают проблемы с моторикой рук. Поэтому красивый и аккуратный почерк для них зачастую большая проблема. Это может ввести ребенка в депрессию. Для того, чтобы этого не произошло, разрешите ребенку печатать на компьютере.
7. Некоторым детям-аутистам легче научиться читать фонетическим методом, для других проще запоминать слова целиком. Дети с эхолалией чаще лучше учатся, если вы используете карточки и книги с картинками, потому что в этом случае все слова немедленно ассоциируются с образами. Очень важно, чтобы на карточке рядом были картинка и слово. Когда вы учите ребенка понятию существительное, ему необходимо слышать, как вы произносите слово, видеть одновременно изображение предмета и написанное слово. Например, для того, чтобы объяснить глаголы, учитель должен держать в руках карточку со словом «прыгать» и одновременно подпрыгнуть и произнести слово вслух.
8. Когда я была маленькой, то резкие звуки, например, школьный звонок, раздражали меня так же, как звук бормашины раздражает обычного человека. Дети-аутисты нуждаются в том, чтобы мы оберегали их от резких звуков.. Боязнь неожиданно громких звуков может быть причиной плохого поведения. Если ребенок закрывает руками уши – это верный признак того, что звук травмирует его.
9. Некоторые аутисты боятся больших надписей и ламп дневного света. Они могут видеть мерцание на частоте 60-герц. Для того, чтобы избежать этого, ставьте письменный стол ребенка близко к окну, и старайтесь не пользоваться лампами дневного света.
10. Некоторые гиперактивные дети-аутисты, которые находятся в постоянном движении, станут спокойнее, если надеть им утяжеленный жилет. Некоторое давление одежды может успокоить нервную систему. Меня это всегда успокаивало. Для лучшего результата, жилет надо надеть на двадцать минут, а потом снять на некоторое время. Это предотвращает привыкание нервной системы.
11. Некоторые дети-аутисты будут лучше отвечать и улучшат контакт глаз, если общаться с ними, когда они качаются на качелях или кувыркаются на мате. Раскачивание или давление мата могут помочь улучшению речи. Качели – это всегда любимая игра. Но ни в коем случае нельзя заставлять ребенка качаться.
12. Некоторые дети лучше поют, чем говорят. Они и отвечают на вопрос лучше, если этот вопрос им пропеть. Некоторые дети с особенной чувствительностью к звукам лучше воспринимают, если учитель говорит с ними шепотом.
13. Некоторые не говорящие взрослые и дети не могут одновременно воспринимать визуальные и речевые сигналы. Они как бы одноканальны. Они не могут слушать и видеть в одно и то же время. Их не надо заставлять слушать и смотреть одновременно. Им надо давать задание либо слушать, либо смотреть. Их незрелая нервная система не способна реагировать на слуховые и зрительные раздражители одновременно.
14. Зачастую дети и взрослые, которые не научились разговаривать, самым надежным способом познания считают прикосновение. Для них проще – почувствовать объект. Чтобы выучить буквы, надо сделать их из пластика и дать им потрогать. Для того, чтобы они поняли расписание дня, необходимо перед сменой занятий дать им потрогать объекты. Например, перед обедом можно дать подержать в руках ложку.
15. Для не говорящих детей и взрослых гораздо проще соотнести слово с картинкой, если они видят на карточке одновременно напечатанное слово и картинку. Некоторые из них не понимают абстрактных рисунков, поэтому мы рекомендуем сначала работать с изображением реальных объектов или с фотографиями.
16. Некоторые аутисты не понимают, что речь используется для общения. Обучение языку может упроститься, если с помощью языковых упражнений стимулировать общение. Если ребенок просит чашку – дайте ему чашку. Если ребенок просит тарелку, хотя на самом деле ему нужна чашка, дайте ему тарелку. Он должен понять, что когда он произносит какое-то слово, за этим следует конкретное действие. Поэтому аутисту гораздо проще понять, что если он использует неправильное слово, то в результате получает неправильный предмет.
17. Многие родители говорили мне, что с помощью субтитров на телеэкране они смогли научить своих детей читать. Ребенок был способен прочитать слова и соотнести написанное с произнесенным словом.
18. Людям с проблемами визуального восприятия проще читать, если черные буквы напечатаны на цветном листе, во избежании резкого контраста. Используйте светло-коричневую, светло-голубую, светло-зеленую или серую бумагу.
Июнь 2000Центр изучения аутизмаДоктору Темпле Грандин был поставлен диагноз аутизм в возрасте 2 лет. Темпле – автор двух автобиографий: «Внимание: Аутизм.» Арена Пресс (1986) и «Мышление образами», DoubleDay (1995). В настоящее время она профессор в университете Колорадо.
Мы в свою очередь считаем, что главная задача всех, работающих с такими детьми, не «спросить с них усвоенный материал», а помогать социализироваться в нашей жизни. И не забывать — дословный перевод с древнегреческогослова «педагог» — «ведущий за руку».