Семинар Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»
Семинар - практикум
«


Подготовила: заместитель директора Кочеткова Т.Д.
ст.Зеленчукская, сентябрь 2014г.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования»
Дата проведения: сентябрь 2014 года
Место проведения: кабинет истории №28 МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской»
Состав участников: учителя начального и основного звена.
Регламент: 1 час.
Цели семинара:
- содействие повышению уровня компетентности участников семинара в вопросах проектирования алгоритма оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП НОО и ООО- сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний
- создать проблемную ситуацию (разработка собственного инструментария)
- учить оценить инновационные идеи других педагогов, аккумулировать навыки профессиональной рефлексии.
Ожидания участников семинара. Были связаны, в основном, с освоением системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования и применением его в своей педагогической практике. В целом, участники семинара демонстрировали высокую мотивацию и нацеленность на результат, что, безусловно, объяснялось предварительной работой.
Все без исключения педагоги высказывали в той или иной форме желание понять, что такое подход к оценке достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и общего образования, большинство участников семинара проявляли личную и профессиональную заинтересованность.
Повестка дня:
Информационный этап
Презентация 1 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной»
Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандартаСодержание стандарта и содержание оценки
Методология оценки и разработки инструментария
Методология оценки и разработки инструментария
Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программМодель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и её основные компоненты
Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения
Внутренняя оценка-это оценка самой школы
Особенности системы оценки достижения планируемых результатов начального и основного общего образования
Необходимое условие реализациии системы требований государственных общеобразователных стандартов
Основные направления для разработки системы оценивания
Компоненты системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования
Основные задачи стартовой диагностики
Правила оценочной безопасности
Презентация 2. «Инструментарий по оценке качества образования»
Структурные элементы системы оценки достижения планируемых образовательных результатов
Требования к инструментарию оценки качества образования
Обязательные формы и методы контроля
Диагностический инструментарий
Практическая часть.
Разработка и представление группами диагностического инструментария по направлениям:
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Умение планировать свою деятельность
Умение контролировать свои действия
Умение извлекать информацию из прочитанного текста
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Умение формулировать высказывания
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
III. Подведение итогов семинара.
Трудности в изменении стереотипов деятельности
Ход семинара
Информационный этап.
Презентация1.
1.Критерии качества системы оценки достижения требований образовательного стандартаСодержание оценки
Методология оценки
Инструментарий
Оценочные процедуры
Интерпретация и использование результатов
2.Содержание стандарта и содержание оценки
Уровни представления результатов: планируемый, реализуемый, достигнутый
Ориентация оценки на содержательные критерии (измерители достижения требований стандарта – частный случай критериально-ориентированных измерителей)
Накопительная система оценивание («сложения», а не «вычитания»)
Обязательность оценки достижения требований к результатам образования у каждого ученика
Валидность и объективность оценки
3.Методология оценки и разработки инструментария
Измеряемость требований к результатам образования
Открытость требований стандарта, содержания оценки и ее результатов
Уровневый подход к оценке результатов образования
Оценка индивидуального прогресса
4.Методология оценки и разработки инструментария
Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартов
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования
Ориентация оценки на деятельностный подход
Комплексный подход к оценке результатов образования
«Встроенность» оценивания в образовательный процесс
Оценка индивидуального прогресса
5.Основные принципы построения модели системы оценки результатов освоения общеобразовательных программцелостность системы (направленность на оценку результатов образования, сформулированных в стандартах второго поколения)
поддержка развития системы образования (ориентация не только на контроль и оценку состояния системы и результатов образования, но и на оценку динамики развития системы и управление качеством образования)
комплексный подход к оценке результатов образования (сочетание объективной и субъективной оценки результатов образования, оптимальное использование результатов внешней и внутренней оценки и др.)
учет возможных рисков (искажение результатов оценки за счет неразработанности объективных критериев и процедур оценки, увеличение времени на оценку за счет6.Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и её основные компоненты

7.Соотношение внутренней и внешней оценки на разных ступенях обучения

8.Внутренняя оценка-это оценка самой школы .Она выражается в :
текущих отметках, которые ставятся учителями;
промежуточных и итоговых оценках учащихся;
результатах самооценки учащихся;
результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами;
решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
9.Особенности системы оценки достижения планируемых результатов начального и основного общего образования

10.Необходимое условие реализациии системы требований государственных общеобразователных стандартов
В педагогических измерениях различают три уровня результатов образования:
планируемый (тот, который заложен в ФГОС);
реализуемый (характеризует те результаты, к которым стремится конкретный учитель в зависимости от своих личностных установок и профессиональной квалификации);
достигнутый (уровень реальных достижений обучающихся)
11.Основные направления для разработки системы оценивания
Поддержка и стимулирование обучающихся.
Обеспечение точной обратной связи.
Включение учащихся в самостоятельную оценочную деятельность.
Информативность для управления системой образования
12.Компоненты системы оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и основного общего образования

13.Требования к результатам освоения основных образовательных программ

Основные задачи стартовой диагностики

15.Правила оценочной безопасности

Презентация 2. «Инструментарий по оценке качества образования»
1.Структурные элементы системы оценки достижения планируемых образовательных результатов
цели оценочной деятельности,
основные направления оценивания,
описание объекта и содержание оценки,
критерии оценивания,
процедуры и инструментарий оценивания,
формы представления результатов,
условия и границы применения системы оценки.
2.Требования к инструментарию оценки качества образования
На ученическом уровне:
На ученическом уровне инструментарий должен быть ориентирован прежде всего:
на самооценку собственных учебных действий учащегося;
требует выработки критериальной основы для оценки своих действий;
носит прежде всего рефлексивный характер;
дает возможность делать запрос на экспертную оценку взрослого (учителя)
На педагогическом уровне:
Педагог в своей деятельности ориентируется прежде всего на два вида оценивания: формирующее оценивание и оценку индивидуального прогресса ученика.
Инструментарий для оценки стартовых возможностей учащихся в обучении на начало года должен отвечать следующий требованиям:
ориентирован на два типа заданий: актуального уровня знаний и способов/средств предметных действий и «зоны ближайших» знаний и способов/средств предметных действий, которые должны быть освоены в текущем учебном году;
позволяет самостоятельно обучающимся построить план действий по ликвидации проблем и трудностей, возникших после «старта»;
выявляет способы работы педагогов на предыдущем этапе обучения;
позволяет построить в классе «карту» движения в учебном предмете на предстоящий учебный год;
устанавливает стартовые образовательные возможности учащихся после длительного перерыва на начало учебного года.
Инструментарий для итоговой оценки образовательных результатов обучающихся должен отвечать следующим требованиям:
носит комплексный и интегральный характер (совокупность пяти субтестов: математической, языковой, естественно-научной, художественной грамотности и грамотности чтения) и позволяет оценить меру присвоения основных средств/способов действия, предусмотренных программой начальной школы по ключевым предметам учебного плана;
отражает три уровня опосредствования (меру присвоения средств): формальный, предметный и функциональный и позволяет оценить действия ребенка отдельно по каждому уровню и построить индивидуальный профиль каждого ребенка, класса, параллели школы в целом по которому можно определить прогресс в обучении;
каждому уровню соответствует определенный тип тестовых задач. Количество задач соответствует «ядерным» (ключевым) понятиям (способам действия) учебного курса;
устанавливает не только учебные, но и внеучебные достижения школьников на конец учебного года, позволяет описывать, фиксировать и предъявлять полученные результаты окружающим
3.Обязательные формы и методы контроля

4.Диагностический инструментарий
Вид инструментария по оценке УУД Образец задания для учащихся
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Стандартизированная письменная работа 13843042545007 3 = 4
13843034290009 4 = 5
13843014605005 2 = 7
13843021590008 3 = 5
Заполни пропуски, чтобы записи были верные. Какое выражение отличается от всех?
Творческая работа Придумайте выражения с этим действием.
Практическая работа Решите выражения, которые вы придумали.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится принимать и сохранять учебную задачу.
Работает по инструкции к заданию.
Сверяет свои действия с целью урока.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение планировать свою деятельность
Стандартизированная письменная работа Напечатать стихотворение
Прочитай стихотворение. Выпиши имена существительные неодушевленные. Какой алгоритм необходимо сделать?
332168514859000256222514922500Алгоритм:
Кто? Что?
2381250-5080003848100-571500
384810012700000253365012763500Одушевленное Неодушевленное
Нет Да
Творческая работа Составь предложение из слов, которые выписал.
Практическая работа Каждое слово в предложении раздели на слоги.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится планировать учебную деятельность на уроке.
Работает по плану.
Сверяет свои действия с целью урока.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение контролировать свои действия
Стандартизированная письменная работа Прокололи ш_лом ш_ну.
Во дворе ш_пит маш_на.
Ты, маш_на, не туж_,
Скоро будут гараж_.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Проверь по словарю.
Творческая работа На данную орфограмму подбери и напиши два слова.
Практическая работа Подчеркни в тексте трехсложные слова.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится контролировать свои действия.
Самостоятельно учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Оценивает себя и корректирует свои действия.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение извлекать информацию из прочитанного текста
Стандартизированная письменная работа Хорошо летом! Стоят теплые деньки. Мы едем в деревню Чайка. Наша дача на краю леса. Рядом речка и сад. В саду цветут душистые розы. В траве любит спать кот Васька. Под крыльцом живет ежик.
Прочитай текст. Спиши.
Творческая работа Озаглавь прочитанный текст.
Практическая работа Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, где любит спать кот Васька.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится извлекать информацию из прочитанного текста.
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
Стандартизированная письменная работа Яблоко
По улице шла старушка с корзинкой. В корзинке были яблоки: красные и жёлтые. Очень красивые яблоки. Вот бы мне одно! Я тихонько подкрался сзади. Схватил яблоко и сунул его в карман. Старушка ничего не заметила и сказала:- Поди-ка сюда, мальчик! Как тебя зовут?- Петрик…- Красивое имя. Ты, видать, хороший мальчик.- Не знаю.Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко:- Съешь! Это из моего сада.Яблоко – то, что в кармане, - прямо жгло мне ногу.- Почему ты не хочешь взять яблоко?Старушка стояла с протянутой рукой, а я… А я выхватил яблоко из кармана. Бросил его в корзину и убежал. Когда я прибежал домой, то заплакал. Сам не знаю: почему я заплакал?

Отметь значком \/, какие яблоки лежали в корзинке у бабушки.
Творческая работа Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? Напиши одним предложением.
Напиши, что означает слово тихонько.
Практическая работа В каком порядке надо расположить предложения из рассказа, чтобы было понятно, как развиваются события. Отметь их цифрами 1, 2, 3, 4:
Старушка выбрала самое румяное и самое большое яблоко…
По улице шла старушка с корзинкой.
Бросил его в корзину и убежал.
Схватил яблоко и сунул его в карман.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Понимает информацию, представленную в виде схемы.
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение формулировать высказывания
Стандартизированная письменная работа Увидел маленький Воробей впервые светофор и сказал:
- У, какой большой скворечник. Потом он еще раз посмотрел и добавил:
- А в том большом скворечнике теперь живет трехглазая Сова.
Прочитай. Озаглавь текст. Напиши заголовок и спиши текст.
Творческая работа Расскажи чем интересен текст?
Практическая работа Подчеркни в словах мягкий знак (ь).
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учится формулировать высказывания.
Находит в тексте пример, доказывающий приведенное утверждение.
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
Может или не может исправлять ошибки.
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
Стандартизированная письменная работа Реши задачу.
У Вани было 5 яблок, а у Маши на 3 больше. Сколько яблок всего было у детей?
Сверь свое решение с соседом по парте.
Творческая работа Составь задачу, которая решалась бы таким же образом.
Практическая работа Реши задачу, которую ты составил.
Материалы для самооценок Самооценивание с помощью карточек «Светофор»
Красный – ничего не понял, нужна помощь
Желтый – понял почти все, но немного ошибаюсь
Зеленый – все понял и не ошибаюсь
План или карта наблюдений Учиьтся сотрудничать с учителем и сверстниками.
Умеет строить монологическую и диалогическую речь.
Аргументирует свою позицию и координирует ее с позицией партнера.
Вносит необходимые изменения в результат своей деятельности с помощью учителя.
Может или не может исправлять ошибки.
II.Практическая часть.
Разработка и представление группами диагностического инструментария по направлениям (представление в электронном варианте - презентация):
1.Умение принимать и сохранять учебную задачу
2.Умение планировать свою деятельность
3.Умение контролировать свои действия
4.Умение извлекать информацию из прочитанного текста
5.Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую
6.Умение формулировать высказывания
7.Умение сотрудничать с учителем и сверстниками
III. Подведение итогов семинара.
Трудности в изменении стереотипов деятельности