РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессионально – трудовому обучению профиль «Столярное дело» для 5,7,9 классов


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат № 17»
Рассмотрена на заседании Рекомендована к утверждению Утверждена
Методического совета на заседании ШПОУ Приказ №_____
Протокол №_____ профессионально-трудового обучения от « __»______2016г
от «___» __________2016г Протокол №____ Директор КОУ
от « __»______2016г «Адаптивная
Зам. директора по УВР Руководитель ШПОУ школа-интернат КОУ«Адаптивная №17 школа-интернат №17»
_________Н.А.Черношвец ______Н.Ш.Кужахметова _________Н.Г.ЛатушкинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессионально – трудовому обучению
профиль «Столярное дело»
для 5,7,9 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Автор - составитель:
учитель профессионально - трудового обучения
Попов С. И.
г. Омск
2016 год
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………..4
Учебно – тематический план ……………………………………..6
Тематическое планирование ……………………………………...7
Планируемые результаты ………………………………………..13
Формы оценивания ………………………………………………...14
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса ……………………………………………………………15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по столярному делу для 6, 8,9, классов адаптивной школы составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации « Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013. №99-Ф3, от 23.07.2013. №203-Ф3);
Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/2065-н) 1 вариант;
Учебный план КОУ «Адаптивная школа-интернат №17»;
Устав КОУ «Адаптивная школа-интернат №17».
Цель программы:
Подготовить школьников к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ, с дальнейшим поступлением в ПТУ соответствующего типа и профиля.
Задачи программы:
Формирование доступных технических и технологических знаний.
Развитие общетрудовых умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.
Обучение учащихся профессиональным приемам и привитие им соответствующих трудовых навыков.
Воспитание у обучающихся устойчивого положительного отношения к труду.
Формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
Развитие художественного вкуса, общей культуры личности.
Обучение практическим навыкам резьбы по дереву, техническим приемам геометрической резьбы
Воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирования необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, ответственности за порученное дело, добрпосовенстности, честности.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Место предмета в учебном плане.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «технологию».
Основной формой организации учебного процесса по предмету
«Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Основные технологии:
личностно-ориентированное,
традиционного обучения,
проблемного обучения,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа.
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Количество часов по четвертям
I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть Всего за год
8нед.
40 ч. 8нед.
40 ч. 11нед.
55 ч. 8нед.
40 ч. 175 ч.
Учебно – тематический план. 5 класс
5 часов в неделю.
№ п/п Название раздела
Количество часов
1. Вводное занятие
2 ч.
2. Пиление столярной ножовкой 15 ч.
3. Промышленная заготовка древесины 4ч.
4. Игрушки из древесного материала 15ч.
5. Самостоятельная работа
4ч.
6. Вводное занятие
2ч.
7 Сверление отверстий на станке 1ч.
8. Игрушки из древесины и других материалов 20ч.
9. Выжигание.
7 ч.
10. Самостоятельная работа
10ч.
11. Вводное занятие

12 Пиление лучковой пилой 1ч.
13 Строгание рубанком 34ч.
14. Самостоятельная работа 16ч.
15. Соединение деталей с помощью шурупов 2ч.
16 Вводное занятие
2ч.
17 Изготовление кухонной утвари 26ч.
18 Контрольная работа 2ч.
19. Соединение рейки с бруском 10 ч.
Итого: 175 часов
Содержание тем учебного курса
5 КЛАСС
I четверть 40ч.Вводное занятие
Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом.
Пиление столярной ножовкой
Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.
Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.
Столярные инструменты и приспособления: виды (измерительная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), устройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.
Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.
Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стусле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «пакете». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью размеров и формы детали с помощью линейки и угольника.
Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.
Промышленная заготовка древесины
Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойное, лиственное). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.
Игрушки из древесного материала
Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.
Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы.
Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический рисунок).
Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
II четверть 40ч.Вводное занятие
Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II чет
верти. Правила безопасности при работе с инструментами.
Сверление отверстий за станке
Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки).
Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке.
Умение. Работа на настольном сверлильном станке.
Практические работы. Разметка параллельных одинаково удаленных друг от друга линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или муфтой. Контроль глубины сверления.
Игрушки из древесины и других материалов
Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля."Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы Умение. Работа рашпилем, напильником, коловоротом, отверткой. Работы на верстаке.
Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика.
Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверх ностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея.
Выжигание
Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.).
Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком.
Умение. Работа электровыжигателем. Работа с лаком. Перевод рисунка на изделие
Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IIIчетверть 55ч.Вводное занятие
Сообщение программы на III четверть. Соблюдение правил безопасности.
Пиление лучковой пилой
Изделие. Заготовка будущего изделия.
Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения.
Умение. Работа лучковой пилой.
Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности отпила угольником.
Строгание рубанком
Изделие. Заготовка изделия.
Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе.
Умение. Работа рубанком.
Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы.
Соединение деталей с помощью шурупов
Изделие. Настенная полочка.
Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение.
Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью.
Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линии, видимый контур, размерная, выносная.
Умение. Работа раззенковкой, буравчиком, ручной дрелью. Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью.
Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IVчетверть 40ч.Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на IV четверть.
Изготовление кухонной утвари
Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству.
Теоретические сведения. Черчение: построение, нанесение размеров, отличие от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования.
Умение. Выполнение чертежа, ориентировка в работе по чертежу.
Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы.
Соединение рейки с бруском врезкой
Изделие. Подставка из реек для цветов.
Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки.
Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы.
Умение. Работа стамеской. Пользование чертежом. Выполнение соединений врезкой.
Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах).
Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака.
Контрольная работа
По выбору учителя изготовление 3-х или 4-х изделий.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь: пользоваться разметочным инструментом; работать на сверлильном станке, лучковой пилой, ножовкой, стамеской, ручной дрелью, рубанком, молотком; пользоваться электровыжигателем; ориентироваться в работе по чертежу; оценивать свою работу и работу своих товарищей.
учащиеся должны знать: что миллиметр основная мера длинны в столярном деле; строение дерева; виды пиломатериалов; понятия сквозного и несквозного отверстия; знать назначение рашпиля, коловорота, рубанка, отвёртки и шила, ножовки, молотка, стамески; способы сборки изделий из древесины; устройство электровыжигателя; способы нанесения размеров; технику безопасности при работе ручным столярным инструментом.
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Учебно – методический комплекс
«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.
Столярное дело 5-6 класс. Б.А.Журавлёв М., «Просвещение» 1989г.
Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.
С. Л. Мирский « Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
С. Л. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».
Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских.- М.1984.
А.В. Чурахин 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт-Петербург 2003.
Количество часов по четвертям
I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть Всего за год
72 ч. 72 ч. 99 ч. 72 ч. 315 ч.
Учебно – тематический план. 7 класс
9 часов в неделю.
№ п/п Название раздела
Количество часов
1. Вводное занятие
2 ч.
2. Фугование
27 ч.
3. Хранение и сушка древесины
5ч.
4. Геометрическая резьба по дереву 22ч.
5. Самостоятельная работа
4ч.
6. Практическое повторение
12ч.
7. Вводное занятие
2ч.
8. Угловое концевое соединение на шип с полупотёмкой несквозной УК-4 18ч.
9. Непрозрачная отделка столярного изделия 4ч.
10. Токарные работы 18 ч.
11. Самостоятельная работа
2ч.
12. Практическое повторение
28ч.
13. Вводное занятие 2ч.
14. Обработка деталей из древесины твёрдых пород 31 ч.
15. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 23ч.
16. Круглые лесоматериалы
2ч.
17. Практическое повторение
41 ч.
18.
Вводное занятие
2ч.
19. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 22ч.
20. Свойства древесины 5 ч.
21. Выполнение криволинейного отверстия и выемки 13ч.
22. Контрольная работа 2ч.
23. Практическое повторение
28 ч.
Итого: 315 часов
Тематическое планирование. 7 класс.
7 КЛАСС
I четверть 72ч
Вводное занятие
Повторение пройденного в 6 классе. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности работы в мастерской.
Фугование
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах. Чертежная доска.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полу- фуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Хранение и сушка древесины
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Геометрическая резьба по дереву
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление и украшение разделочной доски.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
2четверть 72ч.
Вводное занятие
Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасности при работе с красками, клеем, токарными работами.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-4: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа.
Упражнение. Изготовление образца соединения УК-4 из мате- риалоотходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-4. Разметка глухого гнезда. Контроль долбленид глухого гнезда. Спиливание шипа на полутемок. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Непрозрачная отделка столярного изделия
Объекты работы. Изделие, выполненное ранее.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Умение. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой.
Упражнение. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Токарные работы
Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка.
Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение изделий для школы.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
3 четверть 99ч.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со столярными инструментами.
Обработка деталей из древесины твердых пород
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2
Изделие. Рамка для портрета.
Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.
Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.:
Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2.
Упражнение. Изготовление соединения УК-2 из материалоот- ходов.
Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем.
Круглые лесоматериалы
Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление соединения УК-2 из материало- отходов. Изготовление табурета, рамки для портрета.
4четверть 72ч.
Вводное занятие
План работы на четверть. Правила безопасности при работе со сверлом.
Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Упражнения. Измерение углов транспортиром. Установка на малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Свойства древесины
Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность.Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
Лабораторные работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины.
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки
Изделие. Ручка для ножовки.
Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
Сверло: виды (пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
Умение. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий.
Практические работы. Подбор материала для изделия. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Высверливание по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
Практическое повторение
Виды работы. Аптечка. Ручка для ножовки.
Контрольная работа
По выбору учителя 3 или 4 изделия.
По окончании 7 класса
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
1. Правила безопасной работы
2. Правила пожарной безопасности.
3. Правила эксплуатации электрооборудования
4. Виды ножовок.
5. Разметочный инструмент.
6. Строгальный инструмент.
7. Физические и механические свойства древесины.
8. Виды соединений деталей.
Учащиеся должны уметь:
1. Выполнять разметку.
2. Сверлить материал ручной дрелью и коловоротом.
3. Строгать материал
4. Пилить материал вдоль волокон.
5. Выполнять разметку рейсмусом.
6. Пилить материал вдоль и поперек волокон
7. Строгать пласть, кромку.
Учебно-методический комплекс
Столярное дело 5-6 классы. Б.А.Журавлев М , «Просвещение» 1989 г.
Столярное дело 7-8 классы. Б.А.Журавлёв М., «Просвещение» 1989г.
Литература.
1.«Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой, состав. С.Л.Мирского, Б.А.Журавлёва Сборник 2. – М., 2011.
2.Трудовое обучение 5-9 классы «Столярное дело» Развернутое тематическое планирование. Составитель О.В. Павлова, Волгоград. Издательство «Учитель»-2011 год.
3.С. Л. Мирский « Методика профессионально - трудового обучения во вспомогательной школе», Москва « Просвещение» 1988 г.
4.С. Л. Мирский « Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении».
5.Э.В. Рихвк Обработка древесины в школьных мастерских.- М.1984.
6.А.В. Чурахин 22 урока геометрической резьбы по дереву. - Санкт-Петербург 2003г.
7.Джон Хильер Поделки из дерева М. 2005г.
8.А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №1) Минск «Современное слово» 2007г.
9.А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №2) Минск «Современное слово» 2007г.
10.А.Ю. Семенцов Резьба по дереву (альбом №3) Минск «Современное слово» 2007г.

Оборудование и приборы:
- столярный верстак;
- наборы столярных инструментов;
- сверлильный станок;
- токарный станок по дереву;
- заточный станок;
- фуговально-пильный станок;
- компьютер;
- проектор.

Дидактический материал:
- технологические карты изделий;
- операционные карты токарных изделий;
- образцы столярных и токарных изделий;
- учебные карты изделий.
Количество часов по четвертям
I
четверть II
четверть III
четверть IV
четверть Всего за год
104ч. 104 ч. 143 ч. 91 ч. 442 ч.
Учебно – тематический план. 9 класс
13 часов в неделю.
№ п/п Название раздела
Количество часов
1. Вводное занятие
2 ч.
2. Художественная отделка столярного изделия
70 ч.
3. Практическое повторение
30ч.
4. Самостоятельная работа
2ч.
5 Вводное занятие
2ч.
6. Изготовление моделей мебели
20ч.
7. Трудовое законодательство
4 ч.
8. Практическое повторение
11ч.
9 Самостоятельная работа
2ч.
10. Плотничные работы
2ч.
11. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
5ч.
12. Изготовление строительный инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
32ч.
13. Практическое повторение
24ч.
14. Самостоятельная работа
2ч.
15. Вводное занятие
2ч.
16. Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
35 ч.
17. Мебельная фурнитура и крепежные изделия
4ч.
18. Практическое повторение
26ч.
19. Самостоятельная работа
2ч.
20. Изготовление оконного блока
7 ч.
21. Столярные и плотничные ремонтные работы
37ч.
22. Изоляционные и смазочные материалы
6ч.
23. Практическое повторение
22ч.
24. Самостоятельная работа
2ч.
25. Вводное занятие
2 ч.
26. Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства
5 ч.
27. Экскурсия на мебельное предприятие. 2ч.
28. Изготовление секционной мебели
34ч.
29. Практическое повторение
16ч.
30. Контрольная работа
2ч.
31. Плотничные работы
8ч.
32. Кровельные и облицовочные материалы
7ч.
33. Настилка линолеума
4ч.
34. Фанера и древесные плиты
9ч.
35. Практическое повторение
2ч.
Итого: 442 часов
Тематическое планирование. 9 класс.
9КЛАСС
I четверть 104ч.Вводное занятие
Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть.
Художественная отделка столярного изделия
Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат.
Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-ре- зак, рейсмус-резак.
Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения.
Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы.
Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности.
Самостоятельная работа
Выполнение заказов базового предприятия.
II четверть 104ч.Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве.
Изготовление моделей мебели
Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты.
Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели.
Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, шта- пик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз.
Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ.
Трудовое законодательство
Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов базового предприятия.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Строительное производство
Плотничные работы
Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит.
Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности.
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия
Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды доски в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная).
Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки.
Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения.
Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам.
Изготовление строительный инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ
Изделия. Терки. Гладилка. Соколы. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов.
Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки.
Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий.
Практическое повторение
Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
Illчетверть 143ч.Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности
Изделия. Мебель для школы.
Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками.
Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой.
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.
Самостоятельная работа
Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда.
Строительное производство
Изготовление оконного блока
Изделия. Элементы оконного блока.
Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях.Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею.
Столярные и плотничные ремонтные работы
Объект работы. Изделие с дефектом.
Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов.
Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин.
Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей.
Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы.
Изоляционные и смазочные материалы
Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение.
Гидроизоляционная пленка, виды, применение.
Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервировации металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы.
Практические работы. Смазка инструментов и оборудования.
Практическое повторение
Виды работы. По выбору учителя.
Самостоятельная работа
По выбору учителя.
IVчетверть 91ч.Мебельное производство
Вводное занятие
План работы на четверть. Техника безопасности.
Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства
Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции.
Экскурсия. Мебельное производство.
Изготовление секционной мебели
Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя.
Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей.
Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей.
Практическое повторение
Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия.
Контрольная работа.
Строительное производство
Плотничные работы
Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях.
Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию.
Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ.
Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций.
Кровельные и облицовочные материалы
Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклору- бероид, битумные мастики: свойства, применение.
Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение.
Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам.
Настилка линолеума
Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах.
Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение.
Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума.
Фанера и древесные плиты
Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение.
Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки.
Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит.
Практическое повторение
Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзамену и экзамен.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9класса
       Обучающиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве;- основные породы, свойства и пороки древесины;- сущность и назначение основных столярных операций;- способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;- назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;- виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;- способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;- виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;- контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;- способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;- устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;- устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериалов;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;- правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;- специальную терминологию и пользоваться ею.        Обучающиеся должны уметь:- выполнять столярные работы ручными инструментами;- размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали;- собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);- пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;- рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;- бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;- подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
- выполнять черновое и чистовое точение;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;- соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, под редакцией В.В. Воронковой, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012. Профессионально-трудовое обучение: столярное дело
- А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело. Учебник для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Москва. ГИЦ «ВЛАДОС», 2010
- Д.А. Скурихин. Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной школе VIII вида. Учебное пособие. Москва. ГИЦ «ВЛАДОС», 2010
- В.М. Быстров. Методическая система эстетического воспитания учащихся на уроках технологии. Череповец, 2006

Оборудование и приборы:
- столярный верстак;
- наборы столярных инструментов;
- сверлильный станок;
- токарный станок по дереву;
- заточный станок;
- фуговально-пильный станок;
- компьютер;
- проектор.

Дидактический материал:
- технологические карты изделий;
- операционные карты токарных изделий;
- образцы столярных и токарных изделий;
- учебные карты изделий.
Список литературы (основной и дополнительной)
Основная:
- И.Н. Гушулей, В.В. Рига. Основы деревообработки. Москва. Просвещение. 1988
- И.А. Карабанов. Технология обработки древесины, 5-9. Москва. Просвещение. 2000
- В.И. Коваленко, В.В. Куленёнок. Объекты труда, 5-7 класс. Москва. Просвещение. 1993
- Л.Н. Крейндлин. Столярные работы. Профтехобразование. Москва. Высшая школа. 1978
- Э.В. Рихвк. Обработка древесины в школьных мастерских. Москва. Просвещение. 1984

Дополнительная:
- Домашний мастер. Столярные и плотничные работы. Москва. ВЕЧЕ. 2000
- Г.И. Кулебакин. Столярное дело. Москва. Стройиздат. 1992
- А.М. Шепелев. Столярные работы в сельском доме. Москва. Россельхозиздат. 1986
Приложение
Самостоятельная работа №1
Изготовить игрушечный стол.
80х20х20 120х70
31432561595Самостоятельная работа №2
Изготовление подставки для свёрл.
-40957599060
Самостоятельная работа №3
Изготовление лопатки.
92202010160
Контрольная работа №1
Изготовить подставку под цветы.
806450111760
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа-интернат № 17»
Рассмотрена на заседании Рекомендована к утверждению Утверждена
Методического совета на заседании ШПОУ Приказ №_____
Протокол №_____ профессионально-трудового обучения от « __»______2015г
от «___» __________2015г Протокол №____ Директор КОУ
от « __»______2015г «Адаптивная
Зам. директора по УВР Руководитель ШПОУ школа-интернат КОУ«Адаптивная №17 школа-интернат №17»
_________Н.А.Черношвец ______Н.Ш.Кужахметова _________Н.Г.ЛатушкинаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива
«Народное искусство»
для 5,7,8,9 классов
на 2016 – 2017 учебный год
Автор - составитель:
учитель профессионально - трудового обучения
Попов С. И.
г. Омск
2016 год