Педагогическая концепция Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами уроков русского языка и литературы
Педагогическая концепция
«Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами уроков литературы и русского языка».
Все испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, на занятые нами,
Не мешкая займет их враг.
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет, нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.
Василий Федоров.
Одна из особенностей преподавания заключается в том, что учитель закладывает фундамент личности задолго до того, как это будет осознано самим объектом воспитания. И я как учитель русского языка и литературы стою у истоков формирования человека.
Актуальность и важность современного литературного образования обусловлена, в первую очередь, воспитанием нравственных качеств, гражданской позиции. В той информационной войне, ведущейся против России сегодня, наша литература на одном из передовых рубежей обороны, у нее особая миссия – воспитание души, сплачивание россиян, формирование национального идеала.
В свете того, что 2015 год объявлен годом литературы, считаю важным отметить, что литература – это искусство слова, освященное духовным и нравственным смыслом, передать который ребенку – главная задача учителя.
Настоящий гражданин не может оставаться в стороне от судеб Родины в переломные исторические моменты. Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения путем приобщения к великой русской литературе.
Наша литература всегда отражала черты национального идеала, преемственным качеством которого для всех поколений и во все времена было стремление не допустить гибели Отечества.
И моя задача, как учителя, чтобы по мере взросления ученик ярче осознавал чувство сопричастности к судьбе Родины. Поэтому на своих уроках главным я считаю:
- развитие эмоциональной культуры личности, осознанного отношения к миру, например, как в проведенном мною мероприятии по творчеству и судьбе А.С. Грибоедова «Любовь дипломата»;
- воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости и рефлексии, например, по теме «Дети войны».
Для большей результативности в формировании гражданского чувства и патриотизма я работаю над общими показателями уровня литературного образования:
- начитанность учащихся;
- глубина освоения идейно-нравственного содержания произведения;
- качество речевых умений и навыков.
Главным для себя как учителя считаю – помочь осознать каждому моему ученику, что русский – не просто учебный предмет, а его родной язык, идентифицирующий его национальную принадлежность.
На уроках русского языка большое внимание уделяю анализу текстов разного типа и уровня.
Но на уроках русского языка и литературы, как и на любом другом, ученику должно быть интересно.
В школе я работаю 10 лет и считаю необходимым придерживаться вошедших в педагогическую практику норм и требований:
- хорошо владеть своим предметом;
- серьезно и обстоятельно готовиться к урокам, в том числе и психологически;
- применять элементы современных технологий, ориентироваться на стандарты нового поколения;
- продуктивно работать по оснащению материальной базы предмета;
- настойчиво и без раздражения работать с любым учеником, стараясь добиться необходимого эффекта.
Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личносто-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникативных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий. Я использую презентации, ресурсы интернет, причем как наглядность, так и онлайн-задания.
С 2009 года успешно работаю над подготовкой выпускников к итоговым экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ, разрабатываю программы факультативов и элективных курсов.
За время работы мною разработались и проводились открытые уроки, тематические линейки для отдельных классов и общешкольные мероприятия: «Ко Дню славянской письменности», «Древнерусская святыня», «Дети войны» и др. В 2013-2014 учебном году я участвовала в районном семинаре учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС» и показывала урок в 5 классе «Образ русского солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Также в следующем семинаре «Требования к урокам филологического цикла в свете введения ФГОС ООО» проводила интегрированный урок русского и английского языков «Travel and leisure». За участие в конкурсе методических разработок, посвященном 70-летию Великой Победы, награждена дипломом за внеклассное мероприятие, «Я знаю, никакой моей вины…», в которое я включила историю своей семьи, личные фоторгафии военного времени.
Очень важна способность учителя к импровизации. Свобода учителя, его эрудированность, знание учеников – вот качества, которые порождают доверие к преподавателю. Для меня в этом плане очень важен опыт Е.И. Ильина, хотя, на мой взгляд, воспитательный момент у него несколько заслоняет основные аспекты урока, но мне близок его метод – не преподавание литературы в полном смысле этого слова, а по сути воспитание посредством литературы.
В своей деятельности я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- каждый урок должен воспитывать нравственно;
- на каждом уроке должны быть разнообразные виды работ;
- принцип сотрудничества и взаимопомощи;
- принцип проблемности обучения – каждый урок есть решение личносто-значимой проблемы.
Необходимо на уроках использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейских переплетениях, по «учебнику жизни» (Н.Г. Чернышевский).
Приемы, используемые на уроках:
- пятиминутки-прологи;
- прием мыслительного штурма;
- проецирование моральных идей на собственную жизнь учащихся,
и т.д.
считаю, что стержень преподавания литературы – воспитание самим предметом. Самое большое влияние на души учеников окажет глубокое, страстное и непременно правдивое слово учителя.
Я уверена, что моя педагогическая концепция актуальна в современном педагогическом процессе.
Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша физиология, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день горят умы великой красы и силы, умы и сердца истинных художников.
Максим Горький.