Выступление на городской зимней методической сессии учителей по теме «Проблемный урок или как открывать новые знания с учениками».


Выступление на городской зимней методической сессии учителей по теме «Проблемный урок или как открывать новые знания с учениками».

Как известно, проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Но тогда возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация, то здесь требуется напряжение умственной деятельности.
На каком уроке наиболее плотно раскрывается учитель? Убеждена, что на уроке изучения нового материала. И для меня важнейшим показателем является примерно такая формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознана практиками. Поговорим о том, как открывать знания вместе с учениками, о технологии проблемного урока.
Единой для всех времен и народов схемы урока не существует. Во-первых, есть специфика занятий, обусловленная образовательной ступенью. Во-вторых, существует предметная специфика урока. На математике, русском языке, физике, химии изучение нового материала, как правило, успевает завершиться этапом решения задач и выполнения упражнений (первичным закреплением). А на устных предметах - истории, биологии, географии - урок изучения нового обычно начинается с воспроизведения (повторения) предыдущего параграфа. Таким образом, реальный проблемный урок может содержать до четырех- пяти разных этапов.(ЭТАПЫ УРОКА НА ЭКРАНЕ)

Суть проблемного урока можно выразить одной фразой: «творческое усвоение знаний». ЭТО ЗНАЧИТ, что ученик проходит четыре звена: - постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом ученик формирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах. (ЗВЕНЬЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА).
Учебная проблема существует в двух основных формах:1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя.
И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: « с удивлением» и «с затруднением».
Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречивые факты; столкнуть разные мнения своих учеников; противоречие между житейским, т. е. ограниченным и даже ошибочным представлением учеников и научным фактом.
Например:( на доске запись) 2+5*3=17 Реакция удивления учеников.
2+5*3=21
Учитель: Вы удивлены? Почему? Примеры одинаковые, а ответы разные
Какие есть идеи? Отличаются порядком действий


Какой порядок действий в первом и В первом: умножение, а потом сложение
во втором примерах ? Во втором: сложение, а потом умножен.
Но это не правильный порядок действий
Надо в пример что-то дописать. Нужен какой-то Скобки.
знак, чтобы выделить сложение.
Молодцы. Есть такой знак. Напишем их.
Вот мы пришли к теме урока. Так что же обозначают скобки? Это определение выучите дома. Кто хочет - пусть напишет стишок про скобки.
Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно-единственное противоречие — между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать.
Сообщение урока по теме: «Среднее арифметическое». На доске записаны примеры с возможными вариантами ответов. Ответы записаны, синим и зеленным цветом.
При проверке учащиеся показывают тот или иной цвет в соответствии с выбранным ответом. Учитель спрашивает тех учащихся, у которых допущена ошибка. А теперь оцените свою работу.
- Каждый правильный ответ -это один балл. Посчитайте свои баллы.
- Как выяснить, какой ряд лучше справился с заданием? Вы можете сразу ответить на мой вопрос? ( Нет, так как мы не знаем , сколько набрал каждый.)
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности(постановка учебной задачи).
-Если мы будем знать, сколько набрал каждый, этого будет достаточно? ( Мы тогда сможем посчитать, сколько набрал каждый ряд).
-Найдите количество балов в каждом ряду.( Учащиеся подсчитывают общее количество баллов в своем ряду и сообщают результат учителю).
-Сделайте вывод. ( Учащиеся в замешательстве, т. к. видят, что количество ребят в рядах разное).
-В чем проблема? (Мы не знаем, как зависит результат от количества.)
Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
-Какие есть предложения по определению, какой ряд выполнил задание успешнее?
(Учащиеся проговаривают возможные варианты, звучит предложение о том, что надо количество баллов разделить на количество учащихся сидящих в этом ряду.)
-Давайте попробуем. Как вы думаете, что мы нашли?(Средний балл каждого ряда.)
-С помощью, каких действий вы нашли эту величину?
Придумайте название этой величины.
Дальше формулируется тема урока. Класс работает в группах.

После создания проблемной ситуации учитель разворачивает побуждающий диалог или подводит к теме урока от пройденного материала ,используя в качестве «яркого пятна» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, любой материал, способный заинтриговать и обратить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Урок в 6 классе по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел».
Сообщение темы с мотивирующим приемом « яркое пятно»:


На прошлом уроке мы закончили тему «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». В математике этот раздел появился в седьмом веке. Правда, в то время ученые оперировали другими терминами: положительные числа назывались «имущество», а отрицательные – «долг». Чему равна сумма двух имуществ? Правильно, имуществу. А сумма двух долгов? Верно, долгу. На бытовом уровне действия сложения и вычитания «имущества» и «долга» были понятны. А вот умножать и делить положительные и отрицательные числа ученые начали только в двенадцатом веке. Чем объясняется такая задержка? Умножьте долг на имущество. Разделите имущество на долг. Не получается? Действительно, оперируя этими терминами очень трудно выполнить действия умножения и деления. На наших уроках мы в какой –то мере повторяем историю математики.
Таким образом, для одновременного появления всех пунктов плана: 1. Модели.
2. Правило.
3. Схема.
учитель сначала любым проблемным методом формулирует тему урока, а затем разворачивает побуждающий диалог. Далее по каждому пункту плана организуется свой поиск решения, зависящий, от типа знания. В конце – продуктивные задания.
Таким образом, три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию урока.
От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? На каком осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и, в результате вырабатывают бойцовский характер? Разумеется на проблемном уроке.
В конечном счете проблемный урок обеспечил тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.
Как видите, учителю есть за что бороться, осваивая тонкости проблемного урока.