Доклад Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения


Психолого-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения учащихся.
Доклад на МО воспитателей, подготовила педагог-психолог Трушина Ю.В.
Психопрофилактическая работа школьного психолога представляет собой систему предупредительных мер, направленных на устранение внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Система предупредительных мер включает в себя организацию психологического просвещения родителей, педагогов и учащихся – это групповые консультации, группы встреч, тренинги, факультативы, семинары-практикумы, уроки общения и др. Работа с семьей предполагает изучение особенностей семейного воспитания, социально-бытовых условий проживания, созданной для детей развивающей среды.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:
- неправильное воспитание подростка в семье (невоспитанность), отсутствие у него необходимых знаний о правилах поведения и общения; испорченность, избалованность подростка, сформированность негативных стереотипов поведения;
- психологический дискомфорт,вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, неуспеваемостью в школе, сложными взаимоотношениями со сверстниками в классе, неправильным (несправедливым, грубым) отношением родителей или учителей;
- отклонения здоровья и развития,возрастные кризисы, акцентуации характера и другие причины физиологического и психоневрологического свойства;
- отсутствие условий для самовыражения,разумного проявления активности; отсутствие позитивных личных жизненных целей и планов; безнадзорность,отрицательное влияние окружающей среды.
Особую роль играет социально-педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих. В итоге у детей появляется чувство одиночества, заброшенности, незащищенности, возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению ко взрослым, стремление к объединению в группы на основе общности интересов и склонностей подростков. Недостаток позитивного социального опыта, несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций и этических норм способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности и социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной помощи детям и подросткам.
Современная микросреда весьма неблагоприятна: дети сталкиваются с различными формами отклоняющегося поведения и на улице, и в общественных местах, и в семье, и в школе. Городская среда с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с высокой степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих факторов создает благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения. Освобождение от традиционных норм, ценностей, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося поведения в подростковой среде. Кризис системы ценностей, отмирание общепринятых правил поведения привели к тому, что в обществе большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Потребительская идеология стала основополагающей, престиж зависит уже не столько от личных качеств человека, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. Это оказывает влияние на формирование жизненных идеалов подрастающего поколения.
Школа может предоставить детям возможность общаться с такими взрослыми, с которыми они могли бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества и позитивный социальный опыт. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.
Для того чтобы работа с детьми «группы риска» была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы отклонений, с целью выработки программы по их дальнейшей нейтрализации или коррекции. Внешними факторами, негативно влияющими на развитие и поведение детей и подростков, являются:
- процессы, происходящие в обществе (отсутствие позитивной идеологии, несовершенство законов и безнаказанность преступлений, безработица, отсутствие социальных гарантий для малообеспеченных семей, пропаганда насилия и жестокости через СМИ, отсутствие психопрофилактической работы с детьми, недоступность для детей бесплатного качественного дополнительного образования – кружков, секций и др., доступность табака, алкоголя, наркотиков);
- состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи – как бедность, так и богатство, низкий социально-культурный уровень родителей, отсутствие семейных традиций, стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), отрицание самоценности ребенка, злоупотребление родителями алкоголем, наркотиками, попустительское отношение родителей);
- организация внутришкольной жизни (несовершенство управления, плохая материальная обеспеченность школы, отсутствие связи школы с семьей, нехватка учителей, неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе – кружков, секций; профессиональная несостоятельность части учителей, авторитарный или попустительский стиль, навешивание ярлыков, подавление учителями личности ученика, низкий уровень развития мотивации учащихся).
Перечисленные факторы риска носят внешний, объективный характер, но, оказывая влияние на ребенка, они создают внутренние факторы: ощущение собственной ненужности, низкую самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль, неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей требует их психологической иммунизации – обучения психогигиеническим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач необходима выработка школьной политики, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:
1) выявление распространенности отклоняющегося поведения детей и провоцирующих факторов; изучение потребностей учащихся и их родителей в образовании и воспитании;
2) анализ ситуации и разработка программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения отклонений, психотехническими приемами, направленными на формирование у детей умения эффективно общаться, принимать решения, разрешать конфликты, преодолевать стрессы, развивать позитивную адекватную «Я-концепцию», вести здоровый образ жизни;
4) создание в школе психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска; развитие эффективного взаимодействия с семьей, организация дополнительного образования и др.
Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессом, тревожностью, конфликтами; научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиту, сопротивление давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на фоне успешной учебной деятельности, эмоционально положительной системы взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями) и психологической защищенности. Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:
- знание учащимися своих прав и обязанностей, их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
- психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку;
- соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение.
Выполнение этих требований позволяет вести работу с подростками путем дифференциации педагогического подхода и требований к ним в условиях интеграции, не выделяя каких-либо учеников той или иной оценкой (слабые, отстающие, запущенные, нуждающиеся в особой помощи и внимании, относящиеся к «группе риска» и др.). Проведение психопрофилактической работы предполагает создание функционально целесообразной среды, обеспечивающей возможность гармоничного индивидуального развития личности, и своевременное выявление подростков, нуждающихся в психологической помощи. Оказываемая подросткам помощь при соблюдении названных выше требований и условий обеспечивает равномерное гармоничное развитие личности, ее базисных структур и их проявлений в деятельности и поведении с учетом индивидуальных темпов и вариантов личного развития.