Консультация Формирование морально — нравственной сферы старших дошкольников
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ведущую роль в формировании ценностной сферы детей занимает семья. Поэтому комплекс мероприятий, развивающих нравственное сознание, которое лежит в основе всех действий человека и формирующего нравственный облик личности, должен включать развитие детско – родительских отношений, стрессоустойчивость всей семейной системы, повышение психологической грамотности детей и родителей.
Задача педагогов ДОУ и родителей – дать знания маленькому человечку о принятых в данном обществе нормах и правилах и способствовать их принятию, одобрению со стороны малыша и как следствие – реализации их в повседневных поступках.
Известный психолог А.В.Запорожец выделяет следующую динамику нравственного развития: от сопереживания к сочувствию, к реальному содействию.
Необходимо содержательно и логично выстраивать работу с родителями, что позволит приобщить их к совместной работе по формированию морально – нравственной сферы ребёнка.
Какие задачи можно решить, планируя работу с родителями дошкольников?
- гармонизация нравственно – ценностной сферы личности старших дошкольников.
- развитие эмпатии и эмоциональной децентрации у всех участников работы.
- содействие вербальному и невербальному общению родителей и ребёнка.
- содействие формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.
- формирование положительной нравтсвенной самооценки ребёнка, воспитание желания и готовности помогать другим людям.
- способствование полноценному развитию личности ребёнка через самовыражение и творчество.
- развитие чувства «мы», нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.
- повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей.
- раскрытие потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии нравственности у детей.
Одно из направлений работы – выполнение детьми вместе с родителями и другими членами семьи домашних заданий, цель которых – гармонизация нравственно – ценностной сферы личности старших дошкольников. Домашние задания позволяют испытывать ребёнку чувство удовлетворения от совершаемого поступка: помог уставшей маме, сделал подарок кому-то из членов семьи, сделал кормушку и покормил зимующих птиц и т.д. Выполнение этих заданий содействует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями, изменению образа ребёнка в представлении родителей в положительную сторону, воспитанию желания и готовности помогать другим людям, а так же успешному формированию эмоциональной децентрации у всех участников работы.
Одной из нетрадиционных форм сотрудничества педагогов и родителей, а так же активного взаимодействия взрослого и ребёнка является совместное создание детьми и родителями «Книги Добрых дел». Начать можно с объявления для родителей, с предложением написать вместе со своим ребёнком мини – сочинение, рассказывающее о добрых делах, совершённых ребёнком, проиллюстрировать свои рассказы рисунками и фотографиями.
На совместном собрании предлагается детям представить свои рассказы.
Эта форма работы содействует вербальному и невербальному общению родителей и ребёнка, формированию положительной нравственной самооценки ребёнка, устойчивой положительной «Я – концепции», а так же раскрытию потенциальных возможностей семьи в воспитании и развитии моральной сферы у детей.
Ещё одна эффективная форма работы в данном направлении: посещение живого уголка, общение с животными. Во время посещения таких мест дети и взрослые погружаются в удивительный мир, главная особенность которого – общение людей и животных на языке чувств После посещения живого уголка следует попросить написать сочинение и поделиться своими впечатлениями и мыслями по поводу увиденного, иллюстрируя рассказы рисунками и фотографиями. Из этих сочинений можно составить книгу «В гостях у животных», которая, также как «Книга Добрых дел», демонстрируется в группе.
В продолжение данной темы хочется обратить внимание на серию книг Ю.Д.Куклачёва «Школа Доброты». В этой серии вышло 8 книг которые можно прочитать детям в домашних условиях. Использование серии книг «Школа Доброты» в качестве домашнего чтения является логичным продолжением всего комплекса мероприятий, направленных на развитие нравственной сферы старших дошкольников, способствует закреплению знаний и навыков, полученных детьми в ходе занятий.
Практический опыт работы показывает, что все формы взаимодействия с родителями оказываются эффективными и дают желаемый результат, а сам процесс становится радостным и наполненным лишь при планомерной, целенаправленной работе, при наличии общих целей, понимания их роли в жизни ребёнка и его становлении.