исследовательская работа Характерные особенности воплощения образов военного ряда в творчестве Людмилы Шикиной


Тема работы
Характерные особенности воплощения образов военного ряда в поэзии Людмилы Шикиной
Содержание
1.Вступление. Обоснование выбранной темы.
2.Характерные особенности воплощения образов военного ряда в поэзии Людмилы Шикиной.
2.1. Судьба женщин – возлюбленных и матерей.
2.2. Образ погибшего воина.
2.3. Судьба человека, прошедшего фашистский лагерь.
2.4. Образ воина – победителя.
2.5. Нравственная позиция поэтессы.
3. Выводы

1.Вступление. Обоснование выбранной темы.
Сейчас, когда уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны, нравственной опорой общества становится поколение послевоенного взросления, несущее правду памяти. Данное исследование является актуальным, так как многие литературоведы с разных сторон исследовали поэзию о Великой Отечественной войне, однако остаются вопросы, требующие дальнейшего изучения и освещения.
-11430058039000В работе проанализированы тексты стихотворений из сборников разных лет:
«Голос лета» (1986), «Избранное» (1989), «Огонь – дорога» (2001).
Тема памяти остро, больно и пронзительно звучит в стихотворениях Людмилы Шикиной особенно сейчас потому, что злою волею известных нелюдей делается всё, чтобы погасить у нашего молодого поколения святую память о величайшей Победе и её творцах – ветеранах. Это о них строки, наполненные жгучей болью и тревогой:
Жестокие люди
Отринут себя от веков,
Жестокие судьи
В свидетели звать стариков
Сочтут за химеру
И будут надежду питать –
Убить нашу веру
И муки забвенью предать.
(«Было время доброй эры…»
2.Характерные особенности воплощения образов военного ряда в поэзии Людмилы Шикиной.
2.1. Судьба женщин – возлюбленных и матерей.
Ярче всего в душевном опыте поэтессы запечатлелся образ женщины-матери, солдатки, потом солдатской вдовы. Образ любящей женщины прослеживается в 21 стихотворении, таких как: «Ночь рассветная», «Вдовий лес», «Бабье лето», «День на исходе», «В каком это было году…», «Женщина стояла на песке…», «Вспомним – помолчим», «Над всеми закатами дней» и др. Это то, что остаётся на всю жизнь как печаль и радость, как горе и счастье, самое человечное и святое чувство любви и благодарности.
-28638567662700Стихотворение «Ночь рассветная» о потере любимого человека, встрече с ним во сне живым и в яви - с памятником, «в шинели бронзовой», встрече уже седой женщины с ним, молодым, в сюжете тонко переплетаются фантастика и реальность:
Я пришел к тебе из прошлого
Через поле, через рожь,
Что же ты, моя хорошая,
В разум слово не берёшь? ...
Мне уйти с рассветом велено
В ту страну, где я теперь
Сердцем слушаю простреленным
Тополиную метель…
…Это я – твоя хорошая.
Только ты теперь – не мой.
Ты стоишь в шинели бронзовой
Всё такой же молодой
Образ женщины – матери встречается в стихотворениях «Коричневый апрель», «У матери было два сына», Баллада о доме», «Поле, поле», «На распутье трёх дорог», в сказе «Мать-земля». Всего в 11 текстах.
О глубоком горе матери сказано и в стихотворении «У матери было два сына»:
2819096355300Стояла у неба России
Труда и надежды пора.
У матери было два сына –
Два верных надёжных крыла.
У матери было два сына…
…Стоит на границе колхоза
В контуженном, скриплом лесу
Не памятник –
Мать у могилы,
Означенной братской судьбой.
Коса её, грабли и вилы
За низкой стоят городьбой.
Проникновенна каждая строка и в стихотворении «Коричневый апрель», где звучит надежда на возвращение сына:
«Апрель на Урале» – в разливе
Коричневый, талый апрель,
На память о мальчике-сыне
Висит на стене акварель.
Здесь всё сохраняется свято.
Пошел восемнадцатый год,
Как женщина сына-солдата
Пропавшего без вести ждёт.
…За городом, в ветхом домишке,
Живет его старая мать,
И всё ещё розыски пишет,
И адрес боится менять.
Поэтесса находит своё поэтическое осмысление знакомых сюжетов. А повторяемость их в поэзии идет от жизни, которая после войны одаривала такими горестными историями в великом множестве.
Стихотворение «Память» написано в форме монолога скорбящей матери, ожидающей погибшего сына:Я тридцать лет
с войны его ждала.Я тридцать лет
во сне его звала…
Особенно трогает такая психологическая деталь:
И я ушла
от светлого ручья:
Я обронить боюсь свою печаль,
-42291016319500И я забыть
боюсь свою тоску,
Я без неё,
без сына – не могу.
Через судьбы женщин – возлюбленных и матерей, потерявших самых дорогих, близких, через отношение к ним Людмила Шикина выражает своё отношение к старшему поколению. Она, чтобы уберечь следующее поколение от бед, войн, призывает помнить о минувших трагедиях и жертвах:
Расскажи, кукушка,
Всем живым
Про них,
Про ушедших в дали –
Где зарился бой.
Да про то, Как ждали
Их с войны домой.
( «Голос лета»)
2.2.Образ погибшего воина Основным мотивом в произведениях Л.Шикиной проходит чувство скорби и утраты, когда она говорит о погибших солдатах. Образ погибшего воина обобщен, но он также конкретно индивидуален. Он воплощен в 10 поэтических текстах: «Ходят кони краем света», «Испытание», «Вёрсты», «Тополиная вьюга», «Не этой нивой золотой», «Голос лета» и др.С рассветом над Курской дугойДожди полыхают косые,
Над полем,126694047391600Где парни РоссииК восходу лежат головой…(«С рассветом над Курской дугой»
…Он там остался навсегда, где братья - по земле и флагу,Назад не сделали ни шагу.Над нимиКрасная звезда.( «Над ними красная звезда») В стихотворении «Имя твоё» погибший воин окружен ореолом романтики с трагическим отблеском. Основным звучит мотив преемственности поколений. Именно в нравственной стойкости известных и безвестных солдат, защитивших нашу землю от фашистских захватчиков, поэтесса видит пример для своего поколения.
2.3.Судьба человека, прошедшего фашистский лагерь
Эта тема развернута в стихотворениях «По улице пленных вели», «Старый ворон, чёрный ворон», «Люди, помните ту зиму», поэме «Испытание». В поэме «Испытание» запечатлено величие человеческого духа главного героя –Игната. На него была получена похоронка, завистливый друг Егор подтвердил: « … Я видел, как его убили. Я сам Игната хоронил…». А Игнат попал в плен и выжил: « И вот его решили участь –Он был оставлен – «экспонат»,- Феноменальную живучесть Продемонстрировал Игнат». «Потом побег – рабство в Руре. Потом побег, ещё побег, И снова взял винтовку в руки 2221784221700За Сеной русский человек». Затем долгая дорога домой и допросы майора. Все испытания вынес герой поэмы, потому что всегда верил в любовь своей Татьяны, матери, родного дома.
Чувство долга и ответственности перед отцами и дедами, перед Родиной ненавязчиво и органично выражено в стихотворении «Старый ворон, чёрный ворон». Образ чёрного ворона связывается с гибелью воина. Ворон у Л.Шикиной «устал». Он устал от войн:
Он устал.
Устаньте, люди,
Кровью поле орошать.
2.4.Образ воина – победителя
Образ воина-победителя в текстах Л.Шикиной показан совсем необычно для военной лирики. В стихотворении «Где течёт Куюргаза» герой - «израненный казах» испытывает не чувство радости победы, а чувства вины и боли:
…Виноватый без вины,
Виноватый, что истерзанный,
Виноватый, что живой,
В сапогах солдатских кирзовых
Шёл из дома – не домой…
…Он стоит
Смешало ветрами
Боль с весною и зимой…
А в стихотворении «Тревога» высказаны переживания фронтовика Фёдора в засушливое лето:
Сердце Фёдора сжалось, замерло.
Хлеб и лес – его жизни памятник.
Стихотворение «Классное сочинение» поражает читателя чувствами «инвалида безрукого», который помогает мальчишкам, «налегая то плечом, то грудью» вывести быков и телегу с бревнами из топкой хляби. Цель большая, «мирная»:
«Будет дом вам, ребята!
Будет!
Ну, родные, ловчей берись!»
2.5.Нравственная позиция поэтессы
-195126112467600 Стихотворение «Вспомним – помолчим» по своей форме монолог, обращенный к больничной санитарке, «няньке двух палат». В ходе монолога-обращения Л.Шикина приподнимает занавес над трудной, с трагическими потерями, жизнью своей героини и потом как-то незаметно, местоимением «ты», вроде бы проходной фразой:
«Вот и нас сравняло время-
Семь годов не в счёт…»
уравнивает себя и её, говорит уже как бы об одной судьбе:
«…А мы с тобой о хлебе,
Что нам с тобою корабли.
Мы о тех, кто землю пашет
Эти сорок лет…».
Последняя строфа стихотворения, которое, как и другие, близкие по теме, раскрывает нравственную позицию поэтессы:
Молилась женщина огню –
Огню, что на могиле братской,
Её глаза взывали к братству –
К святому будущему дню.
Более всего поэтесса боится того, что иссякнет наша память о минувшем, о тех, кто принес нам победу. И обращаясь к девочке, которая моложе её на двадцать лет и которой не снится то, что снится всем, кого, так или иначе, коснулась война, она говорит:
Я защитить хочу её от бед,
Но только не от памяти.
Нет!
(«Мне хочется напиться из ручья…»)
Л.Шикина призывает нас помнить о минувших трагедиях и жертвах, чтобы память эта не покидала будущие поколения никогда:
Люди,
Памятью живите.
(«Люди…»)
3.Выводы
2061095128109400Нравственной опорой общества все с большим основанием становятся дети войны, поколение, следующее за фронтовым, поколение тяжелого послевоенного взросления, безотцовщины, сиротства. Оно знает о жизни много такого, чего не знают идущие вослед. Это зрелое поколение, уже несущее на себе и довольно тяжелый груз нравственной ответственности за все, чем жили мы вчера.
Тема войны широко представлена в творчестве Людмилы Шикиной. Характерные особенности воплощения образов военного ряда в лирике поэтессы:
- судьба женщин – возлюбленных и матерей;
- образ погибшего воина;
- судьба человека, прошедшего фашистский лагерь;
- образ воина – победителя.
Многие лирические произведения Людмилы Шикиной: «Поле славы», «С рассветом над Курской дугой…», «Над ними красная звезда», «Дорога жизни», «Было у матери два сына…», «Испытание», «Память», «Белая ночь» и др. обращены к прошлому, к нравственным урокам русской истории, к духовной силе человека.
Людмила Шикина через судьбы женщин – возлюбленных, матерей, потерявших самых близких, через душевную сопричастность к радостям и бедам своих героев умеет проникновенно передать великую трагедию.
Запечатлелось в лирике Людмилы Шикиной чувство долга и
ответственности перед ближними и дальними предшественниками, отцами
и дедами, предками нашими, перед Родиной, перед историей.
Глубокие переживания лирических героев Л.Шикиной не подломили их нравственный стержень, а укрепили мужество, достоинство человека.
Литература
1.Шикина Л.В. Голос лета: Стихотворения и поэма. – М.: Сов.Россия,1986
2.Шикина Л.В. Избранное. – М.: Худож. лит.,1989
3.Шикина Л.В. Огонь – дорога. – М.,2001
4.Михайлов А. Она из военного детства. /Вступ. статья/– М.: Худож. лит.,1989
5. Пороховая память. Стихи, письма, воспоминания / Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975 г. – 128 с.
6. Овчарова Н.Г. Страницы пережитого. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belkult.ru/info/st_7_30